Старинная фотография оркестра Армии Cпасения из Турку

В ноябре 2019 года на самом большом блошином рынке финского города Сало (Salo) мы купили за 10 евро старинную фотографию оркестра Армии Спасения (по-шведски: frälsningsarmén) из Турку (Turku/Åbo). Фотография размером 16 х 22, наклеенная на желтоватый картон, была заключена в раму со стеклом и наглухо закупорена, поэтому сохранилась в прекрасном состоянии, будто её сделали вчера. На общем снимке запечатлены двадцать три участника смешанного оркестра: девять мужчин, двенадцать женщин и два подростка. Возраст взрослых музыкантов разный и, по всей видимости, колеблется от шестнадцати до шестидесяти. Основу оркестра составляет духовая секция из двух мужчин и пяти женщин. Также на снимке мы видим двух мужчин и двух женщин с шестиструнными гитарами; подростка-ударника с большим барабаном и рядом – сидящую на полу женщину с бубном; мужчину с концертиной и двух музыкантов с треугольниками. Остальные участники оркестра – трое мужчин и четыре женщины – без инструментов: вероятно, это вокалисты. Старый ТуркуВ сидящем на стуле мужчине в цивильной тройке при бабочке я подозреваю руководителя оркестра и хора. Но возможно, что перед нами сразу два оркестра: духовой, играющий на уличных парадах и маршах, и струнный, аккомпанирующий вокальной группе во время камерных концертов. Наверняка  этот оркестр играл и танцевальные мелодии...

Присутствие на заднем плане флага Армии Спасения говорит о том, что общий снимок сделан в связи с каким-то важным событием, например в связи с юбилеем общества. На большом барабане видна символика Армии Спасения (герб организации) и надписи на шведском языке: девиз Blod och Eld (Кровь и огонь) напоминает о крови Иисуса Христа, пролитой Им на кресте во искупление наших грехов, и об огне Святого Духа, который может сделать нас святыми и дать нам силу; надпись Frälsnings Armén (Армия Спасения) и Åbo i Kär подчеркивает главный движущий мотив организации — Любовь и место его служения — Турку.

В официальных статьях сообщается, что структура Армии Спасения, в соответствии с названием, отчасти напоминает армейскую: во главе стоит «генерал» (его офис находится в Лондоне, Великобритания), рядовые члены называются «солдатами», а священнослужители — «офицерами». Все они носят униформу и знаки отличия (значки, эмблемы и т.п.). Традиционно уличные марши и шествия Армии сопровождаются игрой духового оркестра, однако её военная структура является чисто символической (см. здесь).

Вот такой же оркестр был и у Армии Спасения города Турку, и мы, благодаря редкой удаче, можем видеть музыкантов этого оркестра на старинной фотографии.

 

 

Но когда и кем был сделан этот замечательный снимок, отчетливо передающий изображение музыкальных инструментов, детали одежды музыкантов, их пластику и, самое главное, их лица, настроение, душевное состояние? Судя по тому, что никто из музыкантов не позирует, не «играет» лицом, не улыбается, но, напротив, каждый сосредоточен и напряжен, фотография сделана во времена, когда подобные снимки были относительным новшеством, а сам фотосеанс – важным и ответственным событием. Но всё же, когда именно был сделан снимок?  

Ключ к ответу находим в надписи на картоне, где указано имя фотографа – Edward Axelsson и место, где находилось фотоателье, – Åbo. Имея эти скупые данные и чудо, имя которому Интернет, можно продолжать поиск...

На сайте, посвященном выдающимся финским женщинам (naistenaani.fi), опубликован очерк Кристины Вирты (Kristina Virta) об одной из первых профессиональных женщин-фотографов – Пауле Аксельссон (Paula Axelsson)... Если не сама она когда-то сделала этот снимок, то, без сомнения, судьба Паулы тесно связана с его автором, и вот краткое изложение этой истории.

В восьмидесятых годах позапрошлого века в Турку, по адресу Linnankatu 27, успешно функционировало фотоателье Fotografi Atelje Aune, владельцем которого был выходец из Норвегии Оле Ауне (Ole Aune). В 1889 году к нему на работу нанялся прибывший из Швеции молодой рыжеволосый Карл Эдвард Аксельссон (Carl Edward Axelsson). Через некоторое время основатель и хозяин фотоателье решил завершить свою деятельностьПаула со своим сыном Карлом-Густавом (naistenaani.fi), сдав салон в аренду за четыре тысячи сто финских марок в год этому самому Аксельссону, который успел проявить себя и имел желание продолжить дело Оле Ауне... И действительно, ему удалось очень быстро расширить бизнес, о чем говорят рекламные объявления в газетах того времени, а также устроить лучную жизнь. В самом начале девяностых Эдвард повстречался с молодой переводчицей (английский, шведский, финский) Паулой Нордлин (Paula Nordlin), проживавшей на всё той же Линнанкату, возможно, по соседству с фотоателье. В 1891 году Эдвард и Паула обвенчались, затем, согласно традиции, поженились. Паула принялась активно помогать мужу в его бизнесе и учиться у него профессии фотографа. Кристина Вирта — как оказывается, она праправнучка Паулы — далее в своем очерке сообщает, что семья Аксельссон поселилась в доме по адресу Kristiinankatu 8 и вскоре у них один за другим появились трое детей... Семейный фотобизнес стремительно разрастался. Ближе к концу века Аксельссоны выкупили ателье и открыли филиалы в Сало, Форссе (Forssa) и Перниё (Perniö), а в самом Турку появился ещё один фотосалон на улице Hämeenkatu... Однако при столь динамичном расширении удержаться на плаву Эдвард и Паула Аксельссоны не сумели и к концу 1900 года были признаны банкротами, после чего их бизнес ушел с молотка. В это тяжелое время распалась и семья: Эдвард вернулся в Швецию, оставив в Турку Паулу с тремя детьми и огромными долгами...

Паула Аксельссон в своем фотосалоне в Сало (Salon Uusi Valokuvaamo, Paula Axelsson). naistenaani.fi...Имея сведения о работе фотоателье Аксельссонов в Турку, мы можем сказать, что общий снимок оркестра был сделан в девяностые годы 19-го века. Поскольку подразделение Армии Спасения в Турку было открыто в 1890 году (см. ссылку), то перед нами, по всей вероятности, самый первый оркестр этого подразделения, а возможно, и ключевые персоны движения, недавно отметившего 130-летие своей деятельности на территории Финляндии. Вне сомнения, у оркестрантов, запечатленных на фотографии, имеются потомки, которые, надеемся, отзовутся на нашу публикацию, и тогда мы узнаем имена музыкантов и вернемся к этой старинной фотографии... Всё же Турку, рядом с которым мы прожили почти десять лет и в котором два года функционировала наша галерея (Svetlana Brezitskayan Taideateljee), нам близок...

...Но что же Паула Аксельссон? Как сложилась её дальнейшая судьба?

Паула Нордлин-Аксельссон-Мартелин (naistenaani.fi)Она выстояла! А как еще может быть, если имеешь на руках трех детей?.. Но кроме них у Паулы был опыт ведения бизнеса и уникальные знания фотомастера. Распродав всё имущество, она вместе с детьми переезжает в Сало, где у нее проживал брат, строит дом в самом центре на улице Asemakatu и в нём же, в 1904 году, открывает фотостудию — Salon Uusi Valokuvaamo. Особенностью фотомастера Паулы Аксельссон было то, что она прекрасно вела фотосъемку вне салона, на природе, поэтому выполняла заказы, выезжая за город, на окрестные фермы и частные предприятия. И одним из ее заказчиков оказывается некий инженер Фредрик Мартелин (Fredrik Martelin), которому нравятся не только работы Паулы, но и сама двадцатипятилетняя женщина. Их роман переходит в отношения, которые в 1906 году оформляются законным браком. Продав фотосалон, Паула с детьми переезжает к своему мужу, становясь, по традиции того времени, инженершей Мартелин... Впереди у неё долгая и насыщенная событиями жизнь, с радостями и трагедиями, с большими и малыми делами. Прожив без малого 93 года, Паула Мартелин умерла в августе 1963 года, оставив заметный след в истории Турку, Сало, да, пожалуй, и всей Финляндии...  

Видимо, где-то в Сало находился и её фотоархив с фотографией первого оркестра Армии Спасения города Турку, совершенно случайно (или неслучайно!) доставшейся нам... 

 

Катаянокка, Хельсинки 

  Январь 2020