Встреча с Иззи Янгом и печальная весть о смерти Самюэля Чартерса (2015)

Возвращаясь из поездки по Европе через Стокгольм, встретились с Иззи Янгом. Как всегда, в его Фольклорном центре.

Мы вообще стараемся каждый раз повидать Иззи, когда бываем в столице Швеции. Обычно подходим к большим окнам его небольшого офиса и, прежде чем показаться, с некоторым волнением заглядываем в них: как там наш Иззи? На месте ли? Здоров ли?.. А как еще! Ведь патриарху Фолк-Возрождения идёт восемьдесят восьмой год.Иззи Янг, как всегда, не унываем. 9 октября 2015 г. Фольклорный центр. Стокгольм

К счастью, Иззи Янг, как всегда, на посту, как всегда, активен, что-то пишет, что-то ищет в своих безбрежных бумажных завалах или разговаривает с кем-нибудь, кто пришел его навестить…

Так было и на этот раз. Мы сначала подошли к окнам Фольклорного центра, убедились, что Иззи на месте, и только потом вошли…

Поприветствовали друг друга, обнялись… Но Бог мой! Что с Иззи?..

Оказалось, несколько месяцев назад он упал, сильно ушиб ногу, а кроме того ― сломал верхний мост в своей челюсти, так что теперь его знаменитый густой бас, о котором когда-то писал в своих Хрониках Боб Дилан, стал ещё и шепелявым… Как же так?

Но жизнерадостный Иззи сказал, что ничего страшного, а вот Самюэль Чартерс (Samuel Charters)… И сообщил нам прискорбную весть о том, что Сэма больше нет. Умер полгода назад…

Какой ужас! И какой позор мне, занимающемуся кантри-блюзом, пишущему о Блайнд Вилли Джонсоне, следующему маршрутом Чартерса и не выпускающему из рук его книгу, написанную еще в далеких пятидесятых! Как мог я не знать этой ужасной новости?!

Иззи сообщил, что Самюэль умер еще в марте, шума по этому поводу не было, никто особенно об этом не писал, так что ничего удивительного в моем незнании нет… Иззи так сказал, очевидно, чтобы я не слишком себя корил…

 

Самюэль Чартерс первым поднял тему кантри-блюза. Он первым отправился на поиск великих черных музыкантов и первым разыскал их следы: сначала у себя, в Новом Орлеане, потом в далеком Техасе, а затем и на остальном Юге. Он первым составлял сборники с переизданием сельских блюзов и госпелов на Folkways Records и писал комментарии к этим великим альбомам. Влияние Чартерса на формирование музыкальной культуры своего и последующих поколений было и продолжает быть огромным, не только в США, но и в Европе, и повсюду, где любят англо-американскую музыку, где любят блюз… Он и сам записывал музыкантов, в том числе великих блюзменов прошлого и старых новоорлеанских джазменов… С последними даже поиграл: шутка ли, Самюэль играл с Джорджем Льюисом!.. Вот как я написал о нём когда-то:

 

«Самюэль Чартерс родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания, в августе 1929 года. Он учился в Сакраменто, Калифорния, затем переехал в Луизиану, в Новый Орлеан, и там на всю жизнь проникся афро-американским фольклором. Во второй половине пятидесятых Сэм настолько увлекся блюзом, что решил написать историю его возникновения. Он начал собирать материалы о Фолк-Возрождении двадцатых, о черных блюзменах, о самых ранних записях, пропадал в архивах и библиотеках. Чартерс – первый исследователь, который догадался о том, о чём, казалось, должны были знать все: великие черные блюзмены, которые записывались еще в двадцатых и чьи песни все чаще пели белые музыканты, могут быть еще живы!

Чартерс искал сведения о том или ином блюзмене и, если не находил некролога, считал, что он вполне может быть жив. Вслед за своим открытием он, подобно Ломаксам (John and Alan Lomax), занялся полевыми записями в Техасе, Луизиане, Миссисипи и даже на Багамах. Самюэль по многу раз встречался и записывал Фурри Льюиса (Furry Lewis), Роберта Пита Вильямса (Robert Pete Williams), Гас Кэннона (Gus Cannon), Слипи Джона Эстеса (Sleepy John Estes), Сэма “Лайтнин” Хопкинса (Sam “Lightnin’” Hopkins)…  И не просто их записывал – он с ними дружил. В 1959 году вышла его книга The Country Blues – одно из первых фундаментальных исследований подлинного блюза. С этого времени Самюэль Чартерс написал множество комментариев к изданиям Folkways и блюзовой серии этого лейбла – RBF. Возьмите оригинальное издание RBF с кантри-блюзом – и обязательно прочтёте на конверте: Edited by Samuel B. Charters…

Его ценил Мозес Эш (Moses “Mo” Asch), с которым Сэм Чартерс был дружен многие годы. В шестидесятые он был продюсером Prestige Records, а затем и главным продюсером Vanguard, формировал издательскую политику этого уважаемого лейбла. Он и сам записывал выдающихся музыкантов Фолк-Возрождения.  В его активе работа с Джоном Фэхеем (John Fahey), Сэнди Буллом (Sandy Bull), рок-группой Country Joe And The Fish и другими… Но Чартерс не только исследователь, писатель и издатель, он и сам – музыкант. В 1959 году вместе с Дэйвом Ван Ронком (Dave Van Ronk) они создали джаг-бэнд Orange Blossom Jug Five, причем в его состав входила Энн Дэнберг (Anne Danberg) – будущая жена Чартерса и сподвижница во всей его деятельности. Еще через пять лет Самюэль входил в состав другой группы Ван Ронка – Ragtime Jug Stompers. Он был участником Ньюпортских фестивалей, куда привлекал своих героев – старых блюзменов, записывавшихся еще в двадцатые. 

Самюэль активно продвигал блюзы на Британских островах, когда, вместе с Алексисом Корнером (Alexis Korner), организовывал лондонские выступления, а затем и английские издания черных блюзменов. Чартерс тесно сотрудничал с Натом Джозефом (Nathan Joseph) и его лейблом Transatlantic, так что его деятельность простирается далеко за пределы Америки. С тех пор он написал множество книг, статей, очерков, и его слово всегда пользуется авторитетом… Не будет преувеличением сказать о Чартерсе, что он один из наиболее крупных исследователей кантри-блюза. Трудно вообразить, чтобы что-то могло происходить в мире блюза или фолка и каким-то образом прошло мимо Чартерса…» (См. Очерки об англо-американской музыке пятидесятых и шестидесятых годов ХХ века, т.5. ―М.: Империум Пресс, 2007. С.19-47.)

 

И вот Самюэля Чартерса не стало…

В Википедии сообщается, что он умер 18 марта в своем доме в одном из районов Стокгольма… Но Иззи Янг почему-то сказал, что Сэм умер в Америке, где лечился…

Что ж, остается только благодарить этого выдающегося исследователя англо-американской музыки, автора замечательных книг о кантри-блюзе за все, что он для нас сделал, и, конечно же, благодарить за памятную встречу здесь же, в Фольклорном центре Иззи Янга. И еще ― надо молиться, чтобы сам Иззи оставался с нами как можно дольше, как можно дольше!..

 

Стокгольм-Аура, октябрь 2015 г.