Фрэнк Вайнгар и его оркестр. По следам старой фотографии

В июне этого года мы представили уникальную фотографию менестрелей Вильяма Кулхэйна (Culhane’s Minstrels), относящуюся к девяностым годам позапрошлого века, и наше небольшое исследование этого раритета. Сейчас мы представляем ещё одну фотографию, более позднюю, но, на наш взгляд, не менее уникальную и ценную. Это представительский общий снимок джазового оркестра Frank Winegar's Pennsylvanians с дарственным автографом его создателя и руководителя ― композитора и музыканта Фрэнка Вайнгара (Frank Winegar, 1901-1988).

Фотография была сделана в Нью-Йорке в 1927 или в 1928 году специалистами из знаменитой студии Apeda, основанной в 1906 году Александром Дрейфусом (Alexander W. Dreyfoos) и Генри Обстфилдом (Henry Obstfield) и благополучно просуществовавшей до 1990 года. Наверное, не было ни одной знаменитости, которая бы не была запечатлена счастливыми работниками студии, и если бы мы сейчас стали перечислять, что называется, «самых-самых» из них, то у нас бы перехватило дыхание, так что уже само клеймо Apeda является свидетельством ценности того или иного снимка. Про качество фотографий студии я умолчу: оно безупречное.

И вот в одном из антикварных магазинов в глубинах Иллинойса мы увидели и сразу же приобрели фотографию оркестра Фрэнка Вайнгара, да ещё с его собственноручным развернутым автографом, относящимся, кстати, к двадцатым годам!

 

Точный размер снимка, включая канву, 280 х 355 мм. Состояние фотографии отличное. Frank Winegar's Pennsylvanians запечатлены перед очередным выступлением на сцене одного из танцевальных залов: скорее всего, это Arcadia Ballroom на Бродвее, находившийся, кстати, неподалеку от того места, где когда-то располагалась и фотостудия Apeda.

Теперь о том, кто именно изображен на снимке, и особенно ― кто такой сам Фрэнк Вайнгар, о котором, признаюсь, мы до сих пор ничего не слышали… Хотя прежде вот о чем.

Двадцатые годы двадцатого века справедливо называют «золотой эрой джаза». Именно тогда вырисовывались основные контуры его развития и формировались стандарты, которым так или иначе будут следовать последующие поколения музыкантов. Двадцатые ― расцвет индустрии грамзаписи и время наивысшего интереса к ней и публики, и бизнеса. В те годы появились сотни и тысячи больших и малых бэндов, которыми была буквально наводнена Америка. Фантастический и благодатный культурный взрыв, который произошел в Новом Орлеане, накрыл своими чудесными осколками едва ли не все штаты, всю Америку, а потом и весь мир! Не только признанные центры ― Нью-Йорк, Чикаго, Сент-Луис, Лос-Анджелес, ― но и другие города и штаты могли похвастать наличием у них десятков или даже сотен оркестров, с успехом игравших танцевальную музыку. Едва ли не каждый солидный отель имел в то время собственный оркестр! Не до всех этих танцевальных бэндов дотянулась рука спецов из крупнейших фирм грамзаписи, не все оркестры стремились во что бы то ни стало отметиться в студии, но те, кого хотя бы один раз записали на звуковой носитель, ― достойны того, чтобы их записи изучались исследователями, музыкантами или просто любителями; и я, признаюсь, не знаю «плохой» или даже посредственной музыки двадцатых, независимо от того, кто ее играл или пел ― белые или чёрные, ― всю эту музыку я люблю и ценю, включая и ту, которой иные специалисты отказывают в праве называться «джазом»…

Повторю: то было время формирования стандартов, а именно процесс формирования (а не сами стандарты) и есть в искусстве самое интересное, таинственное и захватывающее…

Перед тем как вернуться к Frank Winegar's Pennsylvanians, прослушаем одну из их записей, которую, на наше счастье, выложили в Youtube: 

 

 

Тому, что оркестр Фрэнка Вайнгара не достиг национальной славы, есть несколько объяснений, и мы обязательно их коснемся, а пока расскажем о самом оркестре и его лидере на основе той информации, которую удалось собрать в Интернете и в справочной литературе.

 

Итак, Фрэнк Вайнгар родился в городе Гранд-Рапидс, штат Мичиган (Grand Rapids, MI), в 1901 году. Уже в шестнадцать лет Фрэнк вместе со своим другом, в будущем также известным бэнд-лидером ― Джеком Кроуфордом (Jack Crawford) создали танцевальный оркестр. Они готовили развлекательные программы для домашних вечеринок, загородных клубов, а также для праздников в Сельскохозяйственном колледже штата Мичиган (the Michigan Agricultural College). В 1922 году, всё в том же Мичигане, Вайнгар руководил бэндом под названием the Gold and Blues. В том же году он поступил в Университет Пенсильвании (University of Pennsylvania), намереваясь стать архитектором, но продолжал активно заниматься и музыкой. В 1923 году созданный им оркестр выиграл конкурс, а вместе с ним ― право на поездку в Европу, где они и провели лето. Где именно в Европе пребывал студенческий бэнд Вайнгара и кто входил в его состав ― не сообщается, но мы можем отметить, что в первой половине двадцатых годов Европу посещали американские любительские джазовые оркестры…  

Мы ещё не сказали вот о чем: Фрэнк Вайнгар был банджоистом и гитаристом. А в те времена именно банджо являлся едва ли не главным ритмообразующим инструментом в джазовом оркестре. Его громкая и напряжённая дробь, бывало, заставляла трепетать слушателей и вела за собой весь оркестр. То есть банджо, звучащий куда громче и мощнее гитары, был ведущим инструментом ритм-секции. Но вот вопрос: много ли мы знаем знаменитых банджоистов двадцатых? Да еще чтобы они при этом были бэнд-лидерами… А Фрэнк Вайнгар ко всему еще был и композитором-песенником.

Зимой 1923-1924 годов он опубликовал свою первую песню «Dreary Weather», которую в августе 1924 года записал для Victor (19422) оркестр Waring's Pennsylvanians

 

 

В декабре 1924 года Тед Вимс (Тед Weems, 1901-1963), тромбонист, скрипач, а в будущем лидер одного из самых популярных биг-бэндов, договорился о  концерте оркестра Вайнгара (он тогда назывался Winegar's Peppy Collegians) в популярнейшем нью-йоркском танцзале Arcadia Ballroom. Успех выступления был таким, что Вайнгар решил остаться в Нью-Йорке, и, когда остальные музыканты отправились домой, он приступил к формированию нового танцевального оркестра из примкнувших к нему местных музыкантов. Сообщается, что этот оркестр играл в Arcadia Ballroom в январе 1925 года, затем гастролировал в Новой Англии, потом на Среднем Западе… Только осенью 1925 года Фрэнк Вайнгар вернулся в университет, где продолжил изучение архитектуры, при этом оставаясь лидером местного танцевального бэнда, выступавшего в Филадельфии и её окрестностях.

Ruby Weinstein, Will Simeral and Frank WinegarВ 1927 году оркестр Вайнгара — Winegar’s Pennsylvania Boys — наконец оказался в студии грамзаписи. Справочник Брайана Раста The American Dance Band, Discography 1917-1942 сообщает, что 5 марта в Камдене, штат Нью-Джерси (Camden, NJ), были записаны две песни — «Don’t Worry» и «There’s A Reason (And It’s You)», в которых солировал певец Клайд Денглер (Clyde Dengler). Спустя неделю, 12 марта, в этой же студии обе вещи почему-то были перезаписаны: на этот раз вокалистом был пианист Руби Блум (Rube Bloom). Сам Вайнгар дирижировал и играл на банджо. Имена остальных участников оркестра в справочнике не указаны, но отмечено, что оркестр Winegar’s Pennsylvania Boys состоял из двух трампетистов, тромбониста, трех кларнетистов-альт-саксофонистов, кларнетиста-тенор-саксофониста, скрипача, пианиста (им был Руби Блум),  гитариста, тубиста (brass bass) и ударника… Как видим, это был полноценный биг-бэнд своего времени.

Увы, записи эти почему-то так и не были изданы, и их мастера, по-видимому, навсегда утрачены…   

Milt Много лет спустя Фрэнк Вайнгар высказывал предположения, что эти викторовские записи не издали из-за того, что его аранжировки отличались изобилием саксофонов (his arrangements were "too full" of saxophones). Возможно, так и было. Тогда все ещё царствовали кларнетисты, оттесняемые корнетистами и трампетистами, а саксофон ещё не утвердил свою определяющую роль в оркестрах подобного рода… В любом случае неиздание уже записанных мелодий и песен на влиятельном лейбле можно расценивать как явную неудачу или даже как провал. И для продвижения Фрэнка Вайнгара как лидера бэнда и композитора-аранжировщика это имело существенные последствия.

В биографической статье на сайте allmusic.com сообщается, что в июне 1927 года Вайнгар оставил бэнд, который после его ухода возглавил скрипач Милт Шоу (Milt Shaw). Этот оркестр переместился в штат Мичиган и стал называться Milt Shaw and His Detroiters: он довольно много записывался в 1928-1931 годах и, судя по этому, имел коммерческий успех. Ну а Фрэнк Вайнгар набрал новых музыкантов и осенью того же года (15 сентября и 21 октября) вновь оказался в студии, на этот раз в нью-йоркской, и записывался его оркестр для компании Edison Records. Очевидно, что, сходящий со сцены, лейбл Эдисон оказался более терпимым к саксофонам оркестра Вайнгара (он теперь назывался Frank Winegar's Pennsylvanians), и в течение 1928-1929 годов он еще шесть раз приглашал оркестр в студию. Дискография записанного и изданного на Edison материала оркестра в целом насчитывает пятнадцать танцевальных мелодий и песен.

Herb Spencer and Aaron Voloshin

В своих примечаниях для джазового справочника (не путать со справочником  The American Dance Band) Брайан Раст отмечает, что «изначально бэнд состоял из одиннадцати музыкантов, студентов или выпускников Университета Пенсильвании. Этот оркестр записал свои единственные пластинки для Edison в последние годы существования этой компании» (см. Brian Rust. Jazz Records, 1897-1942. Volume 2. London, 1970, p.1857).

 

Cliff Lamoreaux, Ted Miller and Al CallahanНо кто эти музыканты, имена которых, к сожалению, не публикует Брайан Раст?

В уже упомянутой статье на сайте allmusic.com приводится несколько имен из этого состава: кларнетист Шерри Мэги (Sherry Magee); пианист и аранжировщик Билл Хэйд (Bill Haid); ещё один пианист Тони Франчини (Tony Franchini); тенорист, баритонист, а также кларнетист Ларри Харт (Larry Hart); наконец, братья – трампетист Герман Дрювс (Herman Drewes) и тромбонист Билл Дрювс (Bill Drewes).

Но это явно не весь состав.

На сайте redhotjazz.com опубликованы дискография оркестра и состав, в который, кроме уже названных музыкантов, входили: кларнетист и альт-саксофонист Джимми Гранато (Jimmy Granato); еще один кларнетист и альт-саксофонист Джек Линден (Jack Linden); трампетисты Дон Маккартер (Don McCarter) и Норман Моран (Norman Moran); ударник и вокалист Дон Найер (Don Nyer); скрипач Эллиотт Расселл (Elliott Russell); альт-, баритон- и сопрано-саксофонист Фрэнк Соллечито (Frank Sollecito); банджоист Майк Видмер (Mike Widmer); тубист Билли Вольф (Billy Wolfe). Там же приводятся имена вокалистов: Берт Диксон (Bert Dixon), Артур Холл (Arthur Hall), а также вокальная группа The Rollickers. Все они, по-видимому, в разное время записывались или выступали вместе с оркестром Фрэнка Вайнгара…

Таким образом, мы знаем имена музыкантов, которые, с большей или меньшей вероятностью, присутствуют на нашей фотографии. А вот кто из них есть кто ― определить непросто… Но задача эта не такая уж неразрешимая. Ведь большинство из музыкантов ― совсем молодые люди, студенты, которые, после того как в 1929 году Вайнгар распустил оркестр, вошли в составы других бэндов, и их имена фигурируют в джазовых справочниках, так что участие в Frank Winegar's Pennsylvanians было лишь частью их музыкальной биографии… (Имена всех музыкантов, присутствующих на нашей фотографии, мы уже определили! См. ниже.)

Не думаю, что отлично исполненные и хорошо записанные вещи очень уж радовали самого Фрэнка Вайнгара. Дело в том, что продукция Edison Records заканчивала свой век, уступая место более передовым технологиям. Толстые, тяжелые и очень ломкие, эдисоновские диски оставались в прошлом, публика их попросту не покупала… Эти диски и сейчас не пользуются спросом, потому что, кроме прочих неудобств, они требуют специальных проигрывателей, которых в исправном состоянии все меньше, да и те, что имеются, – громоздкие и неудобные. Во всяком случае, я обхожу их стороной (не на чем слушать!), хотя и на Edison была записана очень хорошая музыка…

 

 

Итак, последняя сессия Frank Winegar's Pennsylvanians была проведена 22 мая 1929 года. А до этого почти год оркестр выступал в разных городах и штатах, в том числе в Нью-Йорке, Атлантик-Сити, Филадельфии. Когда в стране началась Великая депрессия, все эти выступления были свернуты и Вайнгар распустил бэнд.

Что было дальше?

Из биографической статьи на сайте allmusic.com мы узнаём, что Вайнгар удалился в свой родной Мичиган, какое-то время работал архитектором в Гранд-Рапидсе, потом собрал квинтет и отправился с ним в Европу. Там квинтет выступил перед королевской семьей в бельгийском Антверпене, потом музыканты вернулись в США, Вайнгар направился в Нью-Йорк, вновь возглавил биг-бэнд с участием актрисы и певицы Джуди Канова (Judy Canova, 1913-1983) и молодого саксофониста Чарли Барнета (Charlie Barnet, 1913-1991). И хотя этот оркестр не оставил записей, он был очень популярным из-за своих выступлений в музыкальных программах на радио (CBS). Сообщается, что именно в это время Фрэнк Вайнгар юридически оформил изменение своего имени на Wine-gar, чтобы наконец все узнали, как правильно его называть: не Винегар, как полагали многие (и мы в том числе!), а Вайн-гар…

После 1933 года Фрэнк взял тайм-аут от всех своих бэндов и отсиживался в своем родном Гранд-Рапидсе, где сочинял песни вроде «When a Gypsy Makes His Violin Cry»; потом вновь окунулся в публичную музыкальную жизнь, преподавал в университете и в средней школе, создавал молодежные бэнды, консультировал и учил молодых музыкантов, сочинял для них музыку… Последние годы Фрэнк Вайнгар проживал в Фэйрмонте, штат Миннесота (Fairmont, MN), и там же умер 23 мая 1988 года.   

Вот и вся история о музыканте и бэнд-лидере, родившемся в самом начале 20 века, ушедшем в его конце и оказавшемся в эпицентре самых значительных музыкальных событий своего времени. Да, он сам и созданные им бэнды находятся в тени музыкантов и оркестров куда более значительных творчески и биографически более громких, но все же, если судить по дошедшим до нас записям, Frank Winegar's Pennsylvanians ― замечательный танцевальный бэнд, в составе которого проявились и начали творческий путь многие молодые музыканты. Вглядимся в их лица! Самому Фрэнку на этой фотографии всего 27 или 28 лет! Что уж говорить о мальчишках, которые окружают его. Им всем едва исполнилось двадцать… Впереди – целая жизнь! Конечно, судьбы у всех сложились по-разному, но каждый из этих молодых музыкантов всецело причастен к одному из самых светлых и добрых явлений страшного двадцатого века, и мы с благодарностью вспоминаем их. 

 

 ...Да! А что за надпись оставил Фрэнк на этой чудной фотографии?

Он подписал её так: «Down from old Missouri came Bobby Vanght. Best regards — Frank B. Winegar».

Хотел было приписать еще что-то и даже начертал пару букв, но... передумал и зачеркнул их, оставив фразу незаконченной, так что перевести её можно примерно так: 

«Из далекого старого Миссури явился Бобби Вонт. С наилучшими пожеланиями — Фрэнк Би Вайнгар»

Удивительная надпись! Нетипичная, лаконичная, без начала и конца, не совсем понятная, но адресованная, несомненно, человеку знакомому или даже близкому, она магически притягивает нас к той славной эпохе, когда была написана, и нам, глядя на фотографию бэнда и на дарственную надпись его лидера, невольно хочется то ли спросить, то ли воскликнуть:

«Эй, Бобби! Ты действительно вернулся к нам из своего далекого старого Миссури?! Ты по-прежнему с нами?!»

 

                                                         *  *  *

 

Публикация фотографии вызвала интерес у интернет-сообщества. Среди отзывов, исключительно благосклонных, были и важные дополнения. В частности, мы узнали, что четырнадцать (из пятнадцати) эдисоновских записей оркестра Фрэнка Вайнгара были переизданы в США: Frank Winegar's Pennsylvania Boys. Broadway's Hot Dance Orchestras 1927-29. Sunbeam Records SMFC-22, 12" LP, 1982. Причем это альбомное переиздание сопровождается обширными комментариями, а также фотографиями как оркестра, так и самого Фрэнка Вайнгара. Хорошо бы этот лонгплей приобрести.

Кроме того, нам стало известно, что в номере 103 британского джазового журнала Storyville (октябрь-ноябрь 1982 года) опубликована большая статья Ховарда Уотерса (Howard J. Waters) Frank Wine-Gar: Architect of Dance Bands. Автор разыскал Вайн-Гара в небольшом миссисипском городке Пайни Вудс (Piney Woods, MS), к юго-востоку от Джексона (Jackson, MS), встретился  с ним и имел продолжительную беседу, так что материал, изложенный Уотерсом, представляет большую ценность для любителей и исследователей.

Для нас особенно важно то, что в статье приводится аналогичная нашей фотография с указанием точного места, где она была снята, и, самое главное, перечислены имена музыкантов, на ней запечатленных.L-R: Bill Drewes, Billy Wolfe, Norman Moran, Herman Drewes, Don Nyer, Bill Haid, Frank Winegar, Frank (Salto) Sollecito, Elliott Russell, Larry Hart, Joe Linden. New York, NY, Arcadia Ballroom, 1927 (Sunbeam Records) То, что сведения, сопровождающие снимок, верны — несомненно, так как снимок принадлежал одному из участников оркестра — известному трампетисту Руби Вайнстайну (Ruby Weinstein), с разрешения которого он и был опубликован. 

Итак, на нашем снимке запечатлены (слева направо): тромбонист Клифф Ламоро (Cliff Lamoreaux), сузафонист (brass-bass) Тед Миллер (Ted Miller), трампетисты Эл Кэллахан (Al Callahan) и Руби Вайнстайн,  ударник Уилл Симерал (Will Simeral), бэнд-лидер Фрэнк Вайнгар, скрипач Милт «Шоу» Волошин (Milt "Shaw" Voloshin), кларнетист и альт-саксофонист Лайэлл Бовен (Lyall Bowen), пианист Джо Главер (Joe Glover), кларнетист, тенор-саксофонист и аранжировщик Херб Спенсер (Herb Spencer), наконец, еще один кларнетист и альт-саксофонист Аарон Волошин (Aaron Voloshin), брат скрипача.

В статье отмечено, что снимок был сделан в конце 1926 года в Филадельфии (Philadephia, PA) в зале The Dance Box Roller Rink. Здание, на втором этаже которого был когда-то открыт зал для танцев и катания на роликах, и по сей день стоит на углу Broad and Spruce Streets, так что можно поглядеть. Зал этот функционировал каждый вечер: мужчины платили за вход сорок центов, женщины — тридцать. А играли для посетителей оркестры вроде Frank Winegar's Pennsylvanians, то есть те самые молодые музыканты, которых мы видим на общей фотографии.

Теперь, когда нам известны состав оркестра, а также точное место и примерное время, когда был сделан снимок спецами из студии Apeda, можно смело утверждать, что именно этот состав оркестра Вайнгара безуспешно записывался для Victor 5 и 12 марта 1927 года в Нью-Йорке: записанные «Don’t Worry» и «There’s A Reason (And It’s You)» так и не были изданы, ни одного из пяти записанных мастеров не сохранилось.

Когда Вайнгар покинул молодых музыкантов из Пенсильвании, лидером оркестра стал скрипач Милт Шоу-Волошин, который вместе с Аароном Волошиным, Руби Вайнстайном, Лайэллом Бовеном и Уиллом Симералом отправились в Детройт (Detroit, MI), преобразовавшись в оркестр Milt Shaw and His Detroiters. Они активно записывались в 1928-1931 годах, так что на нашем снимке мы видим сразу пятерых будущих участников этого бэнда. 

Ну а Вайнгар привлек в свой новый оркестр других музыкантов, более старших и опытных, далее работал уже с ними, выступал в Arcadia Ballroom и c ними же записывался для Edison Records. Таким образом, пятнадцать дошедших до нас мелодий и песен бэнда Frank Winegar's Pennsylvanians, четырнадцать из которых переиздали в 1982 году на лейбле Sunbeam, в действительности никакого отношения к музыкантам, запечатленным на нашей фотографии, не имеют, за исключением, разумеется, самого бэнд-лидера. Записанные ими для Victor две аранжировки Херба Спенсера — «Don’t Worry» и «There’s A Reason (And It’s You)» — так и не были изданы: «Для своего времени эти аранжировки были чересчур переполнены — одних саксофонов было четыре партии и так далее», — вспоминал Вайнгар много лет спустя.  Но может быть, эти записанные в марте 1927 года мастера все-таки где-то сохранились и нас ждет еще одно открытие?!.  

И по-прежнему открыт вопрос: кому Фрэнк подписал фотографию? Кто такой этот Бобби Вонт из Миссури? Боюсь, тут бессильно и интернет-сообщество... Впрочем, как знать!