Неподражаемое звучание старого фонографа

 

Надо бы поближе представить наш чудесный эдисоновский фонограф. Поближе, потому что отчасти мы его уже демонстрировали на нашем сайте, когда размещали видеоролики с записью нескольких цилиндров... (Посмотрите здесь…)

Итак, Standard Phonograph Model D, серийный номер 650648.

Как сообщают справочники и подтверждают специалисты, эту модель начали выпускать с третьего квартала 1908 года, то есть с начала июля. В то время ещё не был вполне ясен магистральный путь индустрии грамзаписи и перед изобретателями и новаторами вовсю стоял, можно сказать, всемирно-исторический выбор: диск или цилиндр? Победил, как известно, диск, но до полного поражения цилиндра еще оставалось целое десятилетие, а уж выпускали их вплоть до конца двадцатых… И вот в ответ на стремительное развитие шеллаковых дисков на 78 оборотов, позволявших воспроизводить трехминутную запись, в 1908 году компания Томаса Эдисона начала выпуск четырехминутных цилиндров (Edison Amberol Record). Для проигрывания последних и потребовалась модернизированная модель фонографа – Model D. Эта модель позволяла проигрывать как двухминутные цилиндры, так и четырехминутные, для чего на крышке футляра разместили соответствующую инструкцию – Change Of Reproducers, которой пользовались счастливые обладатели фонографа…

В первые десятилетия нового века фонографы, как и граммофоны, были единственным бытовым устройством для воспроизводства записанного звука. Накручивая упакованную в барабан (barrel) пружину примитивной ручкой (crank), ставя диск или надевая цилиндр, владельцы граммофонов и фонографов, наверное, мало задумывались о качестве воспроизводимого звука: им попросту не с чем было сравнивать, так что приходилось либо радоваться, либо огорчаться несовершенству звуковоспроизводящей техники в сравнении с живым звуком. Не то что сейчас, когда мы буквально окружены всякого рода техникой, совершенство которой достигло непостижимого качества и немыслимых высот, так что и сама тема «качественного звучания» исчезла сама собою, оставаясь лишь в головах старшего поколения…

Антикварный магазин «Sights & Sounds of Edison» в Майлене, ОгайоИ все же любители «качественного звучания» еще имеются, они в чем-то солидаризируются, в чем-то расходятся, но одно точно – их пока ещё хватает на то, чтобы поддерживать эту уходящую тему и всё еще существующий рынок…

Известно, что для искушенных любителей на всякий музыкальный жанр имеется «своя» звуковоспроизводящая техника, выдающая качество звука, соответствующее тем или иным представлениям о нём: у каждого из нас свои аргументы, которым нельзя возражать, поскольку все мы, к счастью, очень разные…

Так, в отношении своего восприятия звука я могу рассуждать лишь от своего собственного имени с непременной оговоркой и учетом того, что моё восприятие с годами (следовательно, с новыми для себя открытиями) меняется и то, чем я мог наслаждаться когда-то, теперь изрядно потускнело или даже вовсе стало невыносимым… Также надо иметь в виду, что столь тонкий предмет, как музыка, неизменно соседствует с таким понятием, как ностальгия, и последняя всегда незримо влияет на нашу оценку первой…

Дон Гфелл и миссис Бобби Гфелл в своем антикварном магазине. 21 апреля 2018 г.В отношении фонографа у меня нет ностальгии, потому что впервые звучание цилиндра я услышал сравнительно недавно. Но услышанное сразу же захватило мой слух и навсегда покорило меня, столь необычным и живым оказалось звучание, исходящее из небольшого горна-раструба. То был цилиндр с каким-то маримба-бэндом, а сама мелодия была предельно простой. Но звук! Несмотря на временнýю и пространственную отдаленность, этот обвораживающий звук казался мне очень близким и осязаемым, он был не просто рядом – он находился в моих руках… Сложите вместе ладони, как это мы иногда делаем для забавы, собирая капли дождя или для того, чтобы напиться, когда под рукой нет стакана. А теперь представьте, как в ваших ладонях, поднесенных к раструбу фонографа, оказываются чарующие звуки записанного более ста лет назад музыкального инструмента, оркестра или певца. И эти звуки никуда от вас не уходят, они не распространяются дальше вашего слуха, не убегают от вас, они всецело для вас и пребывают в ваших руках, в ваших ладонях… Это и впрямь непередаваемо, и, поверьте, подобное ощущение от звука способен дарить только старинный фонограф! Наверное, именно поэтому находятся среди нас странные персонажи, выискивающие эти звуковоспроизводящие агрегаты и даже их коллекционирующие. И сам я все последние годы мечтал приобрести таковой и наконец приобрел, благодаря счастливым обстоятельствам и встрече с замечательным Доном Гфеллом (Donald “Don” Gfell), о котором мы уже рассказывали в одном из наших очерков (смотрите здесь…).

Ниже мы публикуем важный эпизод, в котором главный продолжатель и последователь великого Эдисона наглядно объясняет, как правильно пользоваться фонографом, и это может оказаться полезным не только нам. 

 

 

И ещё. Этим фотоочерком мы предваряем продолжение рубрики «Из моей фонотеки», которая в скором времени пополнится разделом (страничками) под условным названием «Cylinders», поскольку мне бы очень хотелось поделиться с моими читателями музыкальными приобретениями, изданными на этих звуковых носителях.

      

 

Вернуться на главную страницу рубрики