Старинная фотография венгерско-цыганского скрипача-виртуоза Яноша Раца и его бэнда

           Янош Рац и его бэнд. Фотография из архива Валерия Писигина

 

Перед нами старинная фотография венгерско-цыганского скрипача-виртуоза Яноша Раца (János Rácz) и его бэнда. К какому времени она относится – не знаю. Скорее всего, конец позапрошлого века. Где сделана – тоже не отмечено. Возможно, в Венгрии, откуда попала в Новый Свет вместе с переселенцами из Европы; а может, снимок музыкантов сделан в самой Америке, куда Янош Рац и его бэнд прибыли на гастроли перед венгерской диаспорой...

Лайош КошутВенгерская община в США сформировалась в результате нескольких волн эмиграции, наиболее массовая из которых приходится на последнюю треть 19-го – начало 20-го веков, хотя отдельные переселенцы из Венгрии и даже целые их группы прибывали в Америку гораздо раньше. Сотни венгерских волонтеров участвовали в войне колонистов с Англией за независимость (1775-1783); в середине 19-го века, после поражения революции 1848-1849 годов и наступления реакции, в США прибыли лидеры и участники революционных событий, которых историки называют «людьми 1848 года» или «Kossuth Emigration» – по имени лидера Венгерской революции Лайоша Кошута (Lajos Kossuth, 1802-1894). Т.В.Пантюхина в своей статье Венгерская иммиграция в США в XVII – первой половине XIX вв. пишет, что «в середине XIX века небольшие венгерские сообщества появились в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сент-Луисе (штат Миссури) и в городке Дэвенпорт (Айова). В штате Айова было образовано поселение Новая Буда, основанное Ладиславом Ухажи (Ladislaus / László Újházy, 1795-1870), видным деятелем революции. Поселение походило на венгерскую деревню. В ней соблюдались национальные традиции и обычаи».

Последующие волны венгерских иммигрантов эти традиции бережно хранили и приумножали, как хранили и берегли их переселенцы из других стран, прежде всего европейских, формируя в Соединных Штатах уникальный, прежде немыслимый котел, в котором, переплетаясь и взаимообогащаясь, варились самые разнообразные культуры и традиции, в том числе, или даже в первую очередь, – музыкальные, столь мощно и планетарно-объёмно проявившиеся в новом, 20-м, веке.

Но что представляла собой в то время венгерская народная музыка?

Читаем об этом в книге Бенце Сабольчи и Ференца Бониша о жизни Белы Бартока, который, кстати, был не только великим композитором и пианистом, но и незаурядным исследователем-фольклористом – собирателем народных песен и мелодий, причем не только венгерских, но и чешских, румынских, украинских, болгарских, сербско-хорватских, а также арабских.

 

«Венгерская музыка имеет богатое прошлое. Наиболее древние произведения венгерской народной музыки (как это было установлено исследованиями именно Бартока и Золтана Кодая) содержат еще элементы азиатской музыки времен великого переселения народов. В период Средневековья наряду с развитием церковной музыки появляются первые зачатки известного рода светской, придворной музыкальной культуры. Сохранившиеся до нашего времени наиболее ранние музыкальные документы, относящиеся к XVI веку, отражают уже своеобразную профессиональную музыку в области эпических песен. В XVII веке начинается развитие и инструментальной музыки, появляются произведения более крупных форм, и Венгрия, разорванная на три части, страдающая под турецким и австрийским игом, стремится, по мере сил, придать своей музыкальной культуре более определенные формы (оркестры в резиденциях магнатов, музыка виргинала). XVIII век принес с собой развитие музыки в студенческих коллегиумах, появление школьных хоров и новой венгерской народной музыки, но прежде всего этот век отличается появлением нового, гибкого, красочного стиля танцевальной музыки – "вербовочного танца" – "вербункоша",Бела Барток в 1903 году (http://www.zti.hu)названного так по происходящей в сопровождении музыки и танцев вербовке в рекруты. Этот новый музыкальный стиль становится популярным по всей стране. Цыганская музыка, сведения о которой восходят в Венгрии к началу XV века и которая, собственно говоря, подготовила этот стиль, соединяет "вербункош" с элементами балканской и восточной музыки и распространяет его по всей стране. Новый стиль в музыке в сущности заключается в манере и искусстве исполнения, которые характеризуются исключительным разнообразием, гибкостью и богатой гаммой нюансов и вариаций. К концу XVIII века, и особенно в период между 1810–1850 годами, этот новый стиль настолько укоренился в сознании людей, что именно его стали считать как в самой Венгрии, так и за ее пределами "венгерской музыкой" и именно на его основе стали создаваться крупные венгерские произведения периода романтизма…» (Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях. Перев. с венгерского Марии Погани-Берталан. –Будапешт. Изд. Корвина. –1963. –С.12-13.)

 

Вернемся теперь к нашей фотографии, на которой запечатлен традиционный струнный оркестр, состоящий из трех скрипачей, включая лидера-виртуоза Яноша Раца (от, судя по всему, сидит нога на ногу), цимбалиста и басиста. Мы приобрели эту фотографию в антикварном магазине (antique store) в штате Айова (кажется, в Де-Мойне) во время одной из поездок по Соединенным Штатам и публикуем с надеждой на то, что снимок этот дойдет до специалистов по венгерско-цыганской музыке, до потомков и наследников Яноша Раца и, быть может, они отзовутся, и тогда мы узнаем имена остальных музыкантов, а также выясним хоть что-то и о лидере квинтета. Пока же о Яноше Раце нам известны лишь беглые и весьма скудные сведения, обнаруженные в Интернете... да что там – вообще ничего не известно! Быть может, это вообще единственная его фотография.

Имя фиддлера упоминается в статье известного лингвиста, этнографа и цыгановеда Л.Н.Черенкова Музыка в цыганской культурной традиции, опубликованной на сайте цыганского ансамбля «Бричка».  Кратко рассказывая об истории цыганских музыкантов в Европе, он, в частности, сообщает:

 

«В 19-м веке профессиональные цыганские музыканты выступают при некоторых европейских королевских дворах и в профессиональных музыкальных театрах. Некоторые субэтнические цыганские подразделения целиком посвятили себя профессиональной музыке – например, венгроговорящие цыгане – жители венгерских городов, из среды которых ещё в XIX веке вышли такие музыканты-виртуозы (в основном, скрипачи), как Янош Бихари, Цинка Панна, Янош Рац и другие...»

 

Вероятно, у исследователя имелись бóльшие сведения о венгерско-цыганском скрипаче-виртуозе, и можно было бы обратиться к нему, но, к сожалению, в 2016 году Лев Николаевич умер.

Потомком Яноша Раца являлся известный в Европе музыкант-цимбалист и бэнд-лидер Ласло Рац (Laszlo Racz, 1964-2009), тесно связанный с Цыганским филармоническим оркестром (Gypsy Philharmonic Orchestra), но, увы, его также уже нет на этом свете. Наверняка имеются другие представители старинного музыкального рода Рацев, потому что музыкальные традиции венгероговорящих цыган очень крепки и популярны не только в Венгрии.

Историю жизни и деятельности Яноша Раца и его оркестра могли бы прояснить и представители созданного в феврале 2018 года в Москве Фонда цыганской истории и культуры Николая Бессонова, – и мы бы с радостью поделились сведениями о скрипаче-виртуозе с нашими читателями. А может, Янош Рац дожил до эры грамзаписи и его, уже ветерана музыкальной сцены, успели записать на звуковой носитель?.. 

В любом случае, очень хочется надеяться, что публикацией этой фотографии наш разговор о Яноше Раце не закончится.

   

Вернуться на главную страницу рубрики