Размышления о российском менталитете

После встречи с московским литератором, автором книги «Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург» Валерием Писигиным одна из слушательниц спросила меня: «Сколько же ему заплатили за это выступление?»

– Да нисколько, – ответила я.

– Неужели он проделал такой путь из Москвы до Вышнего Волочка просто за спасибо? – изумилась собеседница.

И когда я вновь подтвердила, что визит Валерия Фридриховича Писигина в наш город бескорыстен, она произнесла еще более удивительную фразу: «И зачем ему это нужно?..»

Действительно, зачем Валерий Фридрихович написал социальную книгу, где с острой болью показал наши беды? Писал бы лучше про секс. Сейчас это модно и прибыльно. А вот еще едет по городам и весям, встречается с людьми разных социальных групп и создал обобщающий портрет нашего времени, удручающий своей обнаженностью.

Нелегкую миссию взял на себя молодой писатель. Но, согласитесь, кто-то должен же сказать нам правду о нашей жизни, о нас самих, о наших поступках и наших действиях?

Валерий Фридрихович объехал всю Европу, страны Скандинавии, и одной из обсуждаемых проблем стал вопрос о том, насколько отличаемся мы, россияне, от людей других стран.

И писатель подтвердил, часто истоки наших бед в том, что к своей жизни мы относимся как к привычному делу. Живем бедно, а говорим: «Сыты и ладно. Чего же еще надо?» Кругом мусор, свалки, а мы и не замечаем. Сами их создали, а свое творение – уже не в тягость. Старики по привычке все тоскуют по прошлым временам и продолжают выходить на маёвки с портретами Идолов, рассчитывая, что они вернут им рай, которого никогда не было.

И сами же поют: «Никто не даст нам избавленья…» Конечно, давно надо понять, что ни Бог, ни Царь, ни Герой не избавят нас от нищеты и бедности. Все блага создаются только собственной рукой.

А пока мы по-прежнему ругаем и клянем президента, правительство, что они не дают высокооплачиваемую работу, не предоставляют льгот, не борются с преступностью, виним их, что мы не богаты.

Конечно, действия правительства заслуживают критики, и прежде всего за то, что мало создает условий для проявления трудовой инициативы, а в наше время стало выгоднее быть безработным и получать пособия, чем думать о том, как и где применить свои способности, разбудить в себе талант.

А его в нашем народе, к счастью, очень и даже очень много, и на него есть спрос. Писатель с юмором рассказал о том, как он зашел в один из городских магазинов и испугался самого себя: «Как же я смог оказаться в Турции, когда ехал в Вышний Волочек?»

Конечно, как тут не прийти в изумление, когда полки всех торговых точек завалены турецким синтепоном и клеенчатой обувью из Таиланда? Попробуйте купить что-то свое, родное, и ваши усилия будут напрасными. Так и московский литератор в Вышнем Волочке приобрел польский сувенир. Смешно? Но юмор на самом деле очень грустный.

Вышний Волочек. 1997 г. Фото Валерия ПисигинаВ городе, окруженном богатыми лесами, много настоящих мастеров резьбы по дереву. Художественные изделия Бориса Петренко, Владимира Орлова, Юрия Муравьева восхищают всех зарубежных гостей, но вышневолочане не видят их искусство. Даже выставки художественных изделий из дерева не было более десяти лет. А купить деревянную солонку, резной ковш и вовсе негде. И в этом сказывается привычка ничего не менять в своей жизни. Как-то на рынке мне пожаловался на свое бытие бывший кавалер ордена Ленина, заслуженный и известный текстильщик: «Я – мастер “золотые руки”, а вот вынужден сидеть на рынке и торговать ржавыми железками. Стыдно за себя…» – и смачно плюнул на свой товар.

В городе немало подобных мастеров. Но большинство из них сидят сложа «золотые руки» и мало что предпринимают для улучшения своего благополучия и будущего своих детей.

Синтетикой завалены рынки города. А попробуйте вы купить предметы женского туалета из хлопка! Днем с огнем не найдете. А разве «золотые руки» не могли бы сшить изящные предметы белья для женщин? Могли бы, но свыклись с тем, что есть.

Наступает жаркий сезон. Скажите, кто из женщин не мечтает о красивой летней шляпке? Широкополую сомбреро из тростника вам, пожалуйста, предложат. Но многие ли из вышневолочан попадут в свой отпуск на побережье Красного моря? А вот аккуратная легкая шляпка в своем городе очень бы пригодилась. «Золотые руки», спешите – и вам щедро заплатят.

Но легче митинговать у здания мэрии, выпрашивать в кредит сотню рублей и вновь класть «зубы на полку».

Да мало ли в городе сфер, куда можно бы приложить разум и умелые руки? Но непривычно думать, искать, хлопотать, рисковать… Удобнее и проще принимать. Вот он какой наш российский менталитет.

Его по наследству как иммунитет приобретает молодое поколение. Тусуются у гаражей подростки, мечтают о больших деньгах и не стремятся к знаниям, умению, чтобы достойно получить блага. Высокий профессионализм – вот пьедестал для обеспеченной жизни. А его надо создавать смолоду.

О российском менталитете и шел разговор на встрече с писателем. Об этом книга, где реальные люди ждут перемен, надеются, верят, ждут, просят. Все мы хотим жить так, как на Западе, а работаем по-российски.

Многие читатели, знаю, рассердятся на меня. А ведь должны же мы сказать друг другу правду о нашем образе жизни? Дети получают пособия и на него они покупают презервативы и контрацептические средства. И жалуются, что не хватает пособия на колготки и косметику. А попробуйте предложить девушке взять опеку над старым человеком – и вы увидите гримасу на её лице страшнее, чем была у Квазимодо.

Все это, скажете, мелочи жизни. Но из них и формируется наш менталитет иждивенчества еще с малых лет.

Когда я вижу мужчин, играющих во дворе в карты, мне становится не по себе. Неужели для взрослых людей нет дела дома, около него, чтобы предаваться такому пустому занятию? Посмотрите, сколько мусора вокруг! Возьмите грабли, захватите с собой сына, вычистите территорию – и вы дадите всем детям двора и даже улицы пример доброго поступка и высокой нравственности. Убеждена, что после такой работы подросток подумает, прежде чем бросит газету, пустую коробку или бутылку. Ведь сознание формируется в действии.

Разговаривая о книге, ее героях, мы узнавали себя, свои поступки, видели и свои привычки. Одна из них – ничего не менять в своей жизни. Мы просто боимся перемен. Боимся смены президента, правительства. Боимся новых законов и решений. Словом, жутко боимся нового. Видимо, наш страх имеет исторические корни, чтобы не дай бог не было хуже. «Живы – и слава Господу».

Так сколько времени российский человек будет надеяться только на обстоятельства, а не на самого себя? «Надейся, но и сам не плошай», – предупреждает истина. Но мы продолжаем ждать милостыни сверху как манны небесной. Когда же проснется в нас национальное самосознание уверенных в себе, деятельных людей? Книга «Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург» заставляет нас задуматься об этом. И спасибо писателю, что он сказал правду о нас, о нашей жизни. Бедным быть стыдно, а бездеятельным – преступно.

Еще древнегреческий философ писал, что ум и руки даны человеку для того, чтобы он созидал. Созидать в своем доме, в своем городе, в своей стране, созидать для себя и своего ближнего – вот предназначение человека. И спасибо Валерию Фридриховичу Писигину, что он силой художественного слова убедительно рассказал нам об этом. Его неблизкая поездка стоила этого. Его истинное слово нужно нам. И цена ему – рождение новой мысли, критическая оценка своих действий.

 

Л. Узменская

Древний Волок (Вышний Волочек). –1998. №16(89). –27 мая. –С.3. 

 

 

Вернуться на главную страницу рубрики