«The Darktown Strutters' Ball» (1917)

Words and Music by Shelton Brooks

 

Шелтон Брукс (1886-1975), афроамериканский композитор, сонграйтер, пианист, водевильный сингер, прежде уже сочинивший несколько популярных песен, написал «The Darktown Strutters' Ball» в 1916 году. А в 1917 были опубликованы ноты, в скором будущем разошедшиеся в количестве более трех миллионов экземпляров и выдержавшие не одно издание. Песня сразу же стала украшением водевильной сцены Америки и прославила не одного артиста.

Название песни можно перевести так: «Танцевальная вечеринка для чёрного бомонда города»Тема незамысловата — в «цветной секции» большого сегрегированного города (the colored district) намечается бал, на котором соберется цвет «цветного» общества (high-browns) и куда наконец-то пригласили героя песни и его возлюбленную. А если так, то они постараются быть там самыми красивыми, самими очаровательными и привлекательными... 

 

У меня хорошие новости, детка, –

Приглашение на Darktown  Ball,

И это замечательная тусовочка:

Весь черный бомонд будет там.

Я надену свою высокую шелковую шляпу

                и фрак с фалдами,

А ты — своё парижское платье

                 и новую шелковую шаль.

И не сомневайся, детка,

                 мы будем лучше всех одеты в зале...

 

Я приеду за тобой на такси, дорогуша,

И ты уж будь готова к половине девятого,

И, знаешь, не опаздывай, я хочу быть на месте,

Как только заиграет бэнд.

И запомни, когда мы туда доберемся, дорогая,

Все ту-степы будут моими,

Я собираюсь танцевать

Под джелли-ролл блюз,

Пока не сотрутся подошвы...

 

Бесподобная Софи Такер (Sophie Tucker, 1886-1966), ранее уже сотрудничавшая с Бруксом (в 1909 году она записала его песню «Some Of These Days»), была первой исполнительницей «The Darktown Strutters' Ball» из записанных на пластинку. Чуть позже песню записали дуэтом знаменитые Артур Коллинз (Arthur Collins, 1864-1933) и Байрон Харлан (Byron Harlan, 1861-1936). В том же 1917 году инструментальные версии представили секстет саксофонистов Six Brown Brothers и новоорлеанцы Original Dixieland Jazz Band... С тех пор «The Darktown Strutters' Ball» исполняли и записывали столько раз, что только перечень музыкантов занял бы не одну страницу... 

 

  

Обратим внимание на пеструю обложку первого издания нот, на которой изображены черные танцевальные пары с, мягко говоря, малопривлекательными фигурами и совсем уж отталкивающими физиономиями. Они танцуют некогда модный кейкуок (cakewalk)... Приведем цитату из книги Sharyn Rohlfsen Udall. Dance and American Art: A Long Embrace:

 

«С закатом музыкальной культуры менестрелей и вырождением язвительных карикатур периода Реконструкции (Reconstruction) в выдохшиеся клише, кейкуок проделал триумфальное возвращение на сцены по всей Америке. Он стал американским повальным увлечением и своего рода местным ответом фривольному европейскому канкану. Пока на нотных обложках популярных песен художники увековечивали наследие сегрегированного "Дактауна" (Darktown Strutters Ball, 1917)кейкуок тем временем преодолевал границы расовых стереотипов, чтобы стать чем-то большим: танцевальным променадом, несомненно, очень элегантным, каким он и запечатлен в акварели неизвестного художника, относящейся приблизительно к 1890 году (Museum of Modern Art, New York). Здесь красивые  артисты-афроамериканцы олицетворяют элегантный старый стиль, но только не так называемый стиль "Darktown". Облаченные в модные высокие шляпы, с тростями, веерами и в перчатках, эти кейуокеры изображены в утонченной викторианской обстановке, словно сошли с поздравительной почтовой открытки своей эпохи. Они демонстрируют эволюцию кейкуока в грациозный парный танец...» (Udall. Dance and American Art: A Long Embrace. University of Wisconsin, 2012. p.62.)

 

Итак, вернувшийся на американскую водевильную сцену кейкуок к 1917 году «уже преодолел границы расовых стереотипов»... Но, как видим, некоторые издатели нот по-прежнему оставались в эпохе Реконструкции, и наша обложка тому яркий пример. 

Издателем танцевальной песни Шелтона Брукса был Леопольд Фейст (Leopold Feist, 1869-1930), основатель, владелец и управляющий крупнейшей в десятые и двадцатые годы компании по изданию нот, имевший представительства во многих крупных городах, сотрудничавший с самыми известными сочинителями мелодий и песен, быший в свое время весьма влиятельной и очень богатой персоной. Глядя на обложку «The Darktown Strutters' Ball», можно смело добавить, что этот господин был еще и неприкрытым расистом. Иначе он бы не позволил нанятому художнику (также, несомненно, расисту) столь откровенно выразить свои эстетические представления и социальные воззрения... Надо сказать, что в последующих переизданиях нот рисунок с парами, танцующими кейкуок, был значительно подправлен... 

 

 

 

Вернуться на главную страницу рубрики