«When The Moon Shines» (1904)

Words by Alex Rogers

Music by James Vaughan

 

Перед вами ноты одной из песен, входивших в знаменитый мюзикл «In Dahomey» (В Дагомее), и это лучший повод вспомнить о нём.

Музыкальный спектакль «In Dahomey» был поставлен по одноименной книге драматурга, театрального режиссера, актера, пионера афроамериканского Джесси Эллисон Шиппмузыкального театра Джесси Эллисона Шиппа (Jesse Allison Shipp, 1864-1934). Музыку сочинил ещё один основатель черных мюзиклов – Уилл Мэрион Кук (Will Marion Cook, 1869-1944), композитор, скрипач, ученик Антонина Дворжака (Antonín Leopold Dvořák, 1841-1904); слова написали – поэт и сочинитель песен Пол Лоуренc Данбар (Paul Laurence Dunbar, 1872-1906) и Уилл Мэрион КукАлекс Роджерс (Alex Rogers); музыкальным директором шоу был композитор и дирижер Джеймс Воган (James J. Vaughan), сочинивший также музыку к нескольким песням мюзикла. Около сорока чёрных артистов и музыкантов приняли участие в постановке, но главными фигурами действия были самые популярные в то время актеры-комедианты Берт Вильямс (Bert Williams, 1874-1922) и Джордж Уолкер (George Walker, 1872-1911), составлявшие творческий союз еще с девяностых годов позапрошлого века. Постановка «In Dahomey» на большой сцене была их замыслом. Еще одной звездой мюзикла стала блистательная Айда Овертон Уолкер (Aida Overton Walker, 1880-1914), которую называли The Queen of the Cakewalk...

Пол Лоуренс ДанбарПремьера состоялась 22 сентября 1902 года в Бостоне, штат Массачусетс (Boston, MA). Успех был столь ошеломляющим, что спектакль пригласили в Нью-Йорк, где 18 февраля 1903 года в New York Theatre состоялась нью-йоркская премьера, продолжавшаяся до 4 апреля: всего на сцене знаменитого театра прошло 53 спектакля, что подтверждает успех постановки. Таким образом, «In Dahomey» стал первым полнометражным музыкальным спектаклем, который сочинили, поставили и сыграли черные авторы, артисты и музыканты на сцене большого бродвейского театра. Мюзикл получил восторженные отклики прессы и публики, и уже 28 апреля вся труппа отплыла в Лондон на гастроли... «In Dahomey» отправилась покорять Старый Свет!

Bert WilliamsВыступления афроамериканских артистов в Великобритании вызвали небывалый ажиотаж. Гастроли начались с лондонского Shaftesbury Theatre и были настолько успешными, что в июне труппа удостоилась выступления перед королем Эдуардом VII (Edward VII, 1941-1910) в Букингемском дворце. Король Англии пригласил выступить черных артистов по случаю дня рождения своего внука Дэвида, будущего короля Эдуарда VIII... Главное действующее лицо «In Dahomey» — уже ставший знаменитым актер-комедиант Берт Вильямс очень волновался, так как George Walkerодна из песен мюзикла, которую ему предстояло исполнить, называлась «Every Dahkey Is A King» (Каждый черный – король!): как это воспримет король Англии? Но выступление прошло  без проблем, а сам Эдуард VII оказался весьма великодушен. По более поздним воспоминаниям Вильямса, король предстал «наидобрейшим, наиучтивейшим и наиболее демократичным человеком из всех», кого он когда-либо встречал, а вся высокородная аудитория показалась черному артисту «самой благожелательной, наиболее отзывчивой и благодарной,Айда Овертон-Уолкер о которой можно было только мечтать»... Впечатление Вильямса усилило то, что Его Величество пригласил артиста во дворец, чтобы тот научил его захватывающему кейкуоку и игре в кости...

Примечательно, что незадолго до выступления в Букингемском дворце Берта Вильямса пригласили в отделение Victor в Англии – Gramophone and Typewriter Company, чтобы записать песню под названием «The Cake Walk», поскольку этот танец был одним из главных украшений «In Dahomey», но записанная вокальная версия танца так и осталась неизданной... История британских записей Берта Вильямса в 1903 году – отдельная тема, полная загадок, и мы её касаемся лишь бегло...

 

Джордж Уолкер, Айда Овертон-Уолкер и Берт Вильямс, In Dahomey

 

В Англии труппа оставалась полтора года, и лишь в августе 1904 года артисты вернулись на родину... За время гастролей мюзикл пополнился новыми песнями и сценами, к участию в которых были привлечены новые актеры. С 27 августа по 10 сентября обновленный спектакль уже шёл на сцене Grand Opera House в Манхэттене — всего 17 представлений... 

Здесь мы ссылаемся в основном на книгу Тима Брукса (Tim Brooks). Lost Sounds: Blacks and the Birth of the Recording Industry 1890-1919. Urbana and Chicago: University Of Illinois Press, 2005, но более подробную информацию о первом чёрном мюзикле можно почерпнуть из многостраничного исследования The Music and Scripts of "In Dahomey", вышедшего в 1996 году под редакцией Томаса Рииза (Thomas L. Riis).

   

В самом начале века, когда индустрия грамзаписи еще пребывала в зародыше, огромную или даже главную роль играли издатели нот, потому что только по нотам можно было с точностью воспроизвести ту или иную мелодию или песню. Кроме того, ноты позволяли фиксировать авторство того или иного произведения, а это уже было связано с деньгами, нередко с очень большими... Вот что, в частности, написано об издании нот мюзикла «In Dahomey» (о тех самых нотах, которые мы сейчас представляем) в вышедшей в 1998 году книге о черных сонграйтерах прошлого:

 

«Вильямс и Уолкер оказались на гребне большого успеха своего первого "законного" (legitimate) шоу — "In Dahomey". Шоу стало очень популярным во время тура по Соединенному Королевству, и в середине 1904 года оно всё ещё с успехом разъезжало с турами по Соединенным Штатам. Хэрри Вон Тилзер (Harry Von Tilzer, 1872-1946) выхлопотал себе эксклюзивные права на издание песен шоу и опубликовал некоторые из них в 1902-1903 годах, — но Шеп Эдмондс (Shepard "Shep" N. Edmonds, 1876-1957) — (афроамериканский композитор, музыкант, продюсер и издатель. — В.П.) — сумел обнаружить три разрозненные песни, на которые у Вон Тилзера не оказалось прав. Он не имел права использовать название шоу на обложках этих нот, но мог поместить на них фотографии звезд шоу, что он и сделал. В 1904 году Эдмондс издал по отдельности три песни из "In Dahomey". На обложке нот "When The Moon Shines" (авторов Джеймса Вогана и Алекса Роджерса) красуются портреты Вильямса и Уолкера в обрамлении декорированного текста: "Introduced with pleasing effect in Williams & Walker big production" (Исполненная в приятной манере в большой постановке Вильямса и Уолкера). Он также издал ноты песни Алекса Роджерса "Why Adam Sinned" (Почему Адам согрешил) с известной фотографией Айды Овертон Уолкер (каждый знал, в чьем шоу она играла). А самой продаваемой из трех вещей стала песня Алекса Роджерса "I May Be Crazy But I Ain't No Fool" (Может, я и сумасшедший, но не дурак). На этих нотах разместили фотографию вычерненного лица Вильямса, которую сопроводили текстом: "The Song That Made The King Laugh" (Песня, которая рассмешила короля), – а тогда все хорошо знали, какое именно американское шоу только что посмотрел король Эдуард VII. (И только одна из популярных песен "In Dahomey" избежала как Вон Тилзера, так и Эдмондса – это "I'm A Jonah Man", опубликованная компанией M.Witmark & Sons.) См. David A. Jasen and Gene Jones. Spreadin' Rhythm Around: Black Popular Songwriters, 1880-1930. New York, Schirmer Books, 1998, p.123-124.

 

Мюзикл «In Dahomey» шел на американской сцене в 1903-1905 годах и вполне мог быть записан на звуковой носитель (пластинку или цилиндр), если бы об этом договорились менеджеры и владельцы популярного шоу и только-только набиравшие вес капитаны будущей индустрии грамзаписи. Увы, этого не произошло, и мы, судя по всему, так и не услышим оригинальных версий самого первого чёрного бродвейского мюзикла... В 1905 году он сошел со сцены, и ему на смену пришли новые популярные музыкальные спектакли... В 1911 умер в расцвете творческих сил один из главных инициаторов мюзикла и его герой красавец Джордж Уолкер. Спустя три года ушла из жизни его очаровательная жена – звезда черной доблюзовой сцены Айда Овертон-Уолкер... Лишь Берт Вильямс продолжал свою плодотворную подвижническую карьеру, много сочинял, ставил спектакли, играл в них, пел, записывался на пластинки...  А в марте 1922 года не стало и его... 

Но легендарный мюзикл не забыт. Время от времени к нему возвращаются, и, насколько мне известно, в конце девяностых была предпринята попытка возродить его на бродвейской сцене...

 

 

  

 

Вернуться на главную страницу рубрики