«Кэкъ-Вокъ» – «Cake-Walk» (1904)

Оригинальный салонный танецъ

       (Гондольеръ  –  The Gondolier)

 

В. К. Повель (W. C. Powell)

 

Перед нами ноты «The Gondolier» некогда модного танца кекуока (cakewalk), который считается предшественником рэгтайма. Сочинил его Вильям Конрад Полла (William Conrad Polla, 1876-1939) — пианист, композитор и руководитель собственного оркестра, автор популярной музыки эпохи рэгтайма, который публиковал свои произведения под псевдонимом W. C. Powell. Он был плодовитым композитором и написал множество популярных песен и мелодий, несколько рэгтаймов и некоторые оркестровые пьесы. «The Gondolier» – одна из наиболее известных его работ... (Здесь можно послушать наиболее значимые сочинения Полла.)

Ноты изданы в Санкт-Петербурге в 1904 году и продавались в музыкальном магазине «Северная лира», который, как указано на обложке, существовал с 1845 года и располагался по адресу: Владимирский проспект, дом 2.

На замечательном сайте starinnye-noty.ru сообщается, что «кекуок "Гондольер" попал в Россию, вероятно, на волне успеха так называемых румынских оркестров, выступавших в Санкт-Петербурге в последние годы перед I Мировой войной. Название "Гондольер"  весьма условно, и это было вполне нормой для рекламы своего времени. Пьеса пронизана подлинно американским духом начала XX века и не имеет ничего общего с Венецией и песнями гондольеров».

Считается, что название танца – cakewalk – связано с некогда существовавшим обычаем награждать лучших танцоров пирогом, а также с позой танцовщиков, как бы предлагающих лакомое блюдо. В русской версии Википедии уточняется, что в России кекуок фигурирует с 1902 года. 

Primrose & West`s Big Minstrels. Our great champion cake walk, open to all comers. 1896. Strobridge Lithographing Co., Cincinnati & New York.

 

На сайте Cтудии старинного танца города Ярославля «Зазеркалье» опубликован замечательный текст (на деле –учебное пособие) Н. Н. Яковлева, относящийся к 1903 году: 

«Исходное положение: Кавалер и дама встают лицом по направлению танца. Кавалер правой рукой держит левую руку дамы, партнеры вытягивают руки вперед.

1-4 Партнеры поднимают правую ногу и ставят в 3- поз. спереди, затем то же — с левой ногой. Шаг повторяется 8 раз.

5-6 Партнеры разворачиваются спина к спине, руки вытягиваются в стороны, 4 шага галопа по линии танца, кавалер с правой, дама с левой ноги. Кистями рук махать в такт шагам.

7-8 Кавалер берет даму правой рукой за левую руку и делают четыре «негритянских па» [1], оба с правой ноги.

9-12 Партнеры отклоняют корпус назад, и выбрасывают вперед ноги (примерно на четверть аршина,т.е. 18 см): правую, левую и т.д., 8 раз.

13-14 Партнеры разворачиваются лицом к лицу, руки вытягиваются в стороны, 4 шага галопа по линии танца, кавалер с левой, дама с правой ноги. Кистями рук махать в такт шагам.

15-16 Кавалер берет даму правой рукой за левую руку и делают четыре «негритянских па» [1], оба с правой ноги.

1: «негритянское па»: «кавалер и дама ставят левую ногу на пол вытянувши, а правую сгибая колено касаясь носком пола. Руки держат согнувши в локте и кистями рук махать в такт» (Н.Н. Яковлев. Кэк-вок, СПб, изд. Йогансен, 1903).

 

  

Что ж, может, кто-нибудь дерзнёт освоить этот бесхитростный танец, благо, на наше счастье, история донесла до нас уникальную хронику: живое исполнение кекуока чёрными танцорами! И обратите внимание, сколь отлична живая и чарующая пластика подлинных чёрных артистов от их статичного парадно-красочного плакатного воплощения (Primrose & West’s Big Minstrels). Автор плаката, конечно же, белый...   

И ещё. Казалось бы, где загадочный, далекий и недоступный кекуок с непостижимой пластикой чёрных менестрелей, а где наше славное Отечество!

Но нет! Оказывается, мы рядом!

Как же не порадоваться тому, что в те далёкие времена мы были чуткими и восприимчивыми, не волочились в обозе передовых тенденций и направлений, но, напротив, бодро и смело шли в ногу с ними или даже на шаг (one step) впереди!