85. Памяти Тома Дэрби и Джимми Тарлтона (In Memory of Tom Darby & Jimmy Tarlton). Кладбище Riverdale в Коламбусе, Джорджия (Columbus, GA)

 

Мы никак не можем двинуться дальше родного города Гертруды «Ма» Рэйни (Gertrude “Ma” Rainey), не побывав на Riverdale Cemetery, с тем чтобы почтить память двух героев Фолк-Возрождения двадцатых ― гитаристов и сингеров Тома Дэрби (Thomas P. "Tom" Darby, 1891-1971) и Джимми Тарлтона (Johnny James Rimbert "Jimmy" Tarlton, 1892-1979). Тем более что покоятся эти великие музыканты совсем рядом с местом упокоения «Ма» Рэйни, с которой они поддерживали добрые отношения, бывали в её доме, оказывали содействие в организации и ведении сложных антрепренёрских дел, перекладывали на ноты её песни.

 

Всякий раз, когда я думаю о Дэрби и Тарлтоне, слушаю их бесценные записи, я с благодарностью вспоминаю Боба Дилана и его удивительную автобиографическую книгу Хроники, аналогов которой, по ее насыщенности, красочности изложения и информативности об эпохе Фолк-Возрождения 50-х и 60-х, я пока не встречал. На страницах этой книги Дилан, в частности, делится воспоминаниями о роли старых пластинок в своём музыкальном формировании.

 

«Исполнители вроде Корнера (John Koerner) и меня мчались куда угодно, лишь бы послушать пластинку, которую, как мы думали, раньше не слышали. Однажды ездили даже к кому-то домой в Сент-Пол ― у человека якобы имелась пластинка на 78 оборотов, где Блайнд Энди Дженкинс (Blind Andy Jenkins) пел “Death Of Floyd Collins”. Человека не оказалось дома, и пластинку мы так и не услышали. Но Тома Дэрби и Джимми Тарлтона послушать удалось – дома у чьего-то отца, который ею дорожил. Я всегда считал, что “A-wop-bop-a-loo-loop a-lop-bam-boo” (ключевая строка из знаменитого рок-н-ролльного хита Литтл Ричарда “Tutti-Frutti” ― В.П.) это предел всему, пока не прослушал, как Дэрби и Тарлтон поют “Down In Florida On A Hog”. Дэрби и Тарлтон тоже были не от мира сего» (Боб Дилан. Хроники. Т.1. Пер. с англ. М. Немцова. –М. 2005. С.267-268).

 

Хорошо ― сегодня: нажал клавишу ноутбука ― и эта самая «Down In Florida On A Hog» тотчас становится доступной. Заслушайся! А лет десять назад мне пришлось долго искать её, узнавать, когда, где и кем эта вещь была переиздана, и была ли... Так у меня оказался лонгплей «Darby & Tarlton» из серии Old Timey (LP-112), который в 1971 году вышел на Arhoolie Records. К слову, каждый альбом этой серии является бесценным для любителей англо-американской музыки. И вот в этот LP с переизданиями Тома Дэрби и Джимми Тарлтона вошла «Down In Florida On A Hog», которая так потрясла юного Боба Дилана.

 

 

Но и все прочие песни, в том числе сыгранные и спетые Джимми Тарлтоном соло, так же потрясают, так что и не знаешь, какую из них выделить. Действительно, самым верным и точным определением того, что я услышал, было: «не от мира сего»

В их музыке и в их песнях слышны и мексиканские мотивы, и звучание музыкальной культуры Аппалачей, и гавайская гитарная техника (влияние Фрэнка Фереры), и характерное для белых общин церковное песнопение, и некогда модные в среде белых сингеров йодли, и, конечно, блюзы, да не какие-нибудь, а блюз Дельты (слушайте, например, «Heavy Hearted Blues» Джимми Тарлтона). И этот многоликий загадочный синтез заключает в себе нечто такое, что и не выразишь словами: хотя они играли и пели то, что я никогда прежде не слышал и не мог слышать, мне это показалось знакомым, очень похожим на то, что я слышал в своем, теперь уже далеком, детстве. И это далёкое, но близкое, почти родное звучание дуэта сразу же сделало Дэрби и Тарлтона моими фаворитами, любимцами… Можете ли представить мое состояние, когда я находил их оригинальные пластинки в том или ином уголке Соединенных Штатов? Это был настоящий праздник. Потому что сам вид этих колумбийских дисков ― очаровывающий, что уж говорить о содержании!..

Том Дэрби и Джимми Тарлтон впервые записаны для Columbia 5 апреля 1927 года, и пластинка с уже упомянутой «Down In Florida On A Hog», а также с «Birmingham Town» на оборотной стороне стала первой в их карьере. Пластинка имела успех, и дуэт пригласили на следующую сессию, которая состоялась в ноябре того же года во всё той же Атланте, Джорджия (Atlanta, GA). На этот раз Дэрби и Тарлтон записали четыре вещи, включая «Birmingham Jail» и «Columbus Stockade Blues», которые были вскоре изданы на одной пластинке, проданной в количестве почти 200 тысяч копий, что вывело дуэт из Коламбуса в число наиболее популярных музыкантов, поставив в один ряд с такими гигантами, как Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers) и the Carter Family.

С тех пор Дэрби и Тарлтон участвовали еще в пяти сессиях Columbia Records, во время которых записано более семидесяти (!) песен, исполненных как дуэтом, так и соло (Джимми Тарлтон). Почти все они были в те же годы изданы, причем огромными тиражами: свидетельство большой популярности фолк-музыкантов и их коммерческого успеха. Даже в разгар Депрессии (в 1930, 1932 и 1933 годах) дуэт продолжали записывать как для Columbia и Victor, так и для нового крупного лейбла ― ARC.

Добавим, что во времена Фолк-Возрождения удалось привлечь к выступлениям Джимми Тарлтона и его, на наше счастье, даже записали: лонгплей «Steel Guitar Rag» издан в 1967 году на лейбле Testament (T-3302) и позже, в конце девяностых, переиздан на CD.

Конечно же, для нас со Светланой Брезицкой, которая всецело разделяет мои чувства по отношению к Дэрби и Тарлтону, было огромной радостью побывать в Коламбусе на кладбище Riverdale, чтобы с благодарностью поклониться праху этих двух великих музыкантов. И как хорошо, и как символично, что совсем рядом, в нескольких сотнях метров от них, покоится прах великой «Ма» Рэйни. Блажен Коламбус, Джорджия, хранящий в своей истории такие имена!