107. Часть первая. На месте бывшего дома семейства Четмонов в Болтоне и могила Бо Картера-Четмона в Нитта-Юма, Миссисипи

Небольшой городок Болтон (Bolton, MS), находящийся на хайвей номер 20 между столичным Джексоном (Jackson, MS) и Виксбургом (Vicksburg, MS), играет важную роль в блюзовой истории, потому что связан с именами сразу нескольких значительных музыкантов, и прежде всего с Чарли Пэттоном (Charley Patton, 1887?–1934), крупнейшей фигурой Дельта-блюзов. Чарли родился в промежутке между 1885 и 1890 годами на одной из плантаций, располагавшихся между Болтоном и Эдварсом (Edwards, MS). Где-то в тех же краях родился в 1893 или в 1894 году Эрментер Четмон (Armenter Chatmon), вошедший в блюзовую историю как Бо Картер, – самая значительная фигура в знаменитом музыкальном семействе Четмонов. Также в Болтоне родился в 1901 году и Уолтер Винсон (Walter Vinson, 1901-1975), фамилию которого иногда пишут Vincson. С Болтоном неразрывно связан и известный стринг-бэнд Mississippi Sheiks, являющийся семейным бэндом Четмонов… Добавим, что из этих же мест происходит и легендарный учитель Пэттона – Хенри Слан (Henry Sloan, 1875?-1948?), который, как и семейство Пэттонов, в начале века перебрался на плантацию Вилла Докери (Will Dockery, 1865–1936). Это имя стоит помнить, потому что, скорее всего, именно от игры дяди Хенри в плантационном фролике юный Чарли заимствовал будущие идеи блюзов Дельты.

Как видим, находящийся вне Дельты, заштатный Болтон тем не менее сыграл значительную роль в истории появления потрясающего жанра – блюзов Дельты… И очень верно и исторически справедливо, что местные краеведы выяснили место, где когда-то находился дом семейства Четмонов, и установили там исторический маркер: этим отмечено не только знаменитое музыкальное семейство, но и сам Болтон, мимо которого теперь не проедут исследователи и любители блюза. А ведь всего десять-двенадцать лет назад, когда мы со Светланой Брезицкой рыскали в Болтоне и Эдвардсе в надежде отыскать хоть какие-то следы Пэттона или тех же Четмонов, нам никто ничего не мог сказать. Все было покрыто мраком неизвестности.

Глава семейства – Хендерсон Четмон (Henderson Chatmon, 1850-1934), дом которого некогда стоял на месте нынешнего пустыря на Техасской улице (Texas Street), был фигурой заметной и колоритной во всех отношениях… До нас дошла фотография семейства Четмонов, на которой Хендерсон, несмотря на солидный возраст, выделяется своим суровым видом и внешним сходством с поздним Карлом Марксом.

В молодости Хендерсон Четмон был успешным земледельцем–шеаркроппером на плантации Gaddis and McLaurin и популярным в округе фиддлером, игравшем на местных танцевальных площадках. Как и на всем Юге, фиддл в то время доминировал в стринг-бэндах, тогда как гитара или банджо играли сугубо подчиненную роль. Разумеется, в особой цене были и сами фиддлеры… По более поздним воспоминаниям Сэма Четмона (Sam Chatmon, 1900-1983), известного гитариста, сингера и участника Mississippi Sheiks, у его отца было ни много ни мало сорок или даже пятьдесят детей! Точное число своих братьев и сестер он не помнил, потому что никогда этого не знал – плюс-минус десять! Между прочим, Сэм, доживший до восьмидесятых и отрастивший густую, как у отца, бороду, называл сводным братом и Чарли Пэттона, утверждая это в нескольких интервью, чем вызвал немалую путаницу среди исследователей. Ему верили, потому что большинство мужчин семейства Четмонов были музыкантами, а в семье Пэттонов, кроме Чарли, на музыкальном поприще никто не отличился. Да и Билл Пэттон, официальный отец основателя Дельта-блюза, был огромного роста, весил триста пятьдесят фунтов, в то время как Чарли был невысоким и щуплым. А кроме того, мать Чарли – Энни Мартин (Annie Martin-Patton) родилась в 1862 году недалеко от Болтона и в юности наверняка не раз танцевала под аккомпанемент известного привлекательного и любвеобильного фиддлера…

В книге Стивена Колта и Гэйла Дина Уордлоу King of the Delta: The Life and Music of Charlie Patton  (1988) рассказывается коротко о семействе Четмон и его главе, и из этого рассказа следует, что отношения в черной комьюнити были довольно терпимыми и непретенциозными. Так, жена Хендерсона – Элиза Джексон (Eliza Jackson) – не возражала, когда дети, родившиеся от её мужа, так сказать, «на стороне», приходили к ним в дом и играли со своими единокровками. Однажды, находясь в местном магазине, она увидела девочку, как две капли воды похожую на Хендерсона… Думаете, приревновала? Организовала разбирательство? Устроила мужу выволочку на весь белый свет?.. Ничуть. Она пригласила девочку к себе: пусть повидается с отцом! А вдруг, действительно, его дочь? Как можно ребенку расти без отца?..

 

Глядя на поросший травой пустырь, можно представить шумную толпу маленьких Четмонов, из которых вскоре произрастут незаурядные музыканты. Очевидно, бегал здесь и маленький Эрментер: когда Четмоны переехали с фермы в Болтон и осели на улице Техасской, ему было лет шесть или семь… Впрочем, представить, какими были дом Четмонов, улица да и весь тогдашний Болтон, – довольно трудно, потому что за многие десятилетия столько воды утекло. Думаю, здесь все изменилось настолько, что, попади сейчас сюда старик Четмон, он и сам бы с трудом распознал родные места…

  

                                                         * * * 

 

Как мы уже отметили, Эрментер Четмон, известный как Бо Картер, – наиболее значительная фигура в семействе Четмонов. Хотя он и участвовал в сессиях звукозаписи Mississippi Sheiks, но прославился больше своими сольными записями для BrunswickOKeh, а позже для Bluebird. Бо Картер в тридцатые годыДля последнего он записывался уже в тридцатые годы, и пластинки эти имели успех не меньший, чем его ранние записи.

Важно отметить, что музыканты из семейства Четмонов – прежде всего это фиддлер Лонни Четмон (Lonnie Chatmon, 1888-1951), его младший брат Сэм, а также их постоянный партнер Уолтер Винсон – формировались в той же среде, что и их отец – Хендерсон Четмон. Заработать исполнением музыки в тех краях можно было, лишь угождая вкусам белых, поэтому Четмоны осваивали репертуар белых фермеров, у которых водились деньги. Вместе с отцом старшие братья играли на праздниках, ярмарках, частных вечеринках, в кабаках, развлекая белых в Болтоне, Эдвардсе, соседнем Виксбурге и даже в столице штата Джексоне. Между тем Эрментеру хотелось играть и петь черную музыку для черных собратьев. Он потому-то и стал со временем Бо Картером и, по возможности, старался держаться в стороне от музыкальных традиций своего семейства, желая сочинять и записывать близкие ему блюзы. Правда, Бо не пошел и по стопам Чарли Пэттона, главным у которого был драйвовый, желательно двухгитарный, саунд в плантационных фроликах или городских джуках. Чарли тоже играл для белых, но играл свою, черную, музыку и был, между прочим, очень популярен… В музыкальном отношении Бо Картер пошел, скорее, по пути другого титана – Томми Джонсона (Tommy Johnson, 1896-1956), развивая и популяризируя его стиль.

Бо Картер. Photo by Paul Oliver. Memphis, 1960Кстати, именно с помощью Бо Картера знаменитый «брокер талантов» Хенри Спир (Henry C. Speir, 1895-1972) смог разыскать в глубинах Дельты Пэттона, после чего уговорил последнего записаться для Paramount. Уже один этот факт говорит о близости Бо с королем блюзов Дельты, долгое время не желавшим переступить порог студии.

Известно, что в середине тридцатых Бо Картер ослеп. Тем не менее он оставался активным музыкантом: ездил с братьями по Дельте, участвуя в различных шоу, и записывался для Bluebird – в Новом Орлеане (New Orleans, LA), Сан-Антонио (San Antonio, TX) и Атланте (Atlanta, GA). В начале сороковых блюзмен осел в Мемфисе (Memphis, TN) и был вовлечен в музыкальный мир этого великого города, так что мы с полным правом можем считать Бо Картера участником Мемфисской блюзовой сцены, при том что он остается для нас и ярким представителем блюзовой сцены миссисипского Джексона. В 1960 году он все еще мог играть, и исследователь блюза Пол Оливер (Paul Oliver, 1927-2017) сделал несколько замечательных снимков Бо Картера как в обществе старых мемфисских музыкантов, так и одного, с неизменной серебристой National. Умер Бо Картер от кровоизлияния в мозг (cerebral hemorrhage) 21 сентября 1964 года в одной из мемфисских больниц и был похоронен в Дельте, на старом кладбище у небольшого селения Нитта-Юма (Nitta Yuma, MS), стоящего на хайвей 61. Об этом необычном селении мы расскажем в следующем фотоочерке, а пока – отдадим дань памяти замечательному миссисипскому музыканту, оставившему нам огромное число потрясающих песен.  

        

* Сведения о годах жизни и смерти музыкантов мы заимствуем из: Bob Eagle & Eric S. LeBlank. Blues: A Regional Experience. Santa Barbara, Ca: Praeger, 2013.

 

Вернуться на главную страницу рубрики