108. Часть вторая. Нитта-Юма, Миссисипи. Фиддл Лонни Четмона и старая плантация

В предыдущем фотоочерке (смотрите здесь), посвященном музыкальному семейству Четмонов и наиболее известному его представителю – Бо Картеру (Armenter Chatmon / Bo Carter), мы обещали рассказать о необычном селении Нитта-Юма (Nitta Yuma, MS), находящемся в Шарки-каунти (Sharkey County) на хайвей 61. А необычна Нитта-Юма тем, что здесь во многом сохранены исторический ландшафт, некоторые строения и отчасти  быт, относящиеся к прошлому и даже позапрошлому векам. Обложка книги Nitta Yuma King Cotton (1974), написанной Миссис Дороти Коул-Фелпс Можно сказать, что Нитта-Юма является музеем под открытым небом. Плантационные магазины, огромные живописные сараи, амбары, хранилища, мастерские, частично сохранившиеся жилые постройки, старая сельхоз-техника, автозаправочная станция, наконец, главный дом, по нашей традиции назовем его господским, – всё это призвано хранить память о некогда процветавшей плантации, хозяева которой передавали по наследству нажитое хозяйство и приумноженное богатство. Не увидели лишь старого коттон-джина да ветхой церкви, вместо которой лет сорок назад возведена новая. В Нитта-Юме вполне можно снимать художественные фильмы о прошлом американского Юга, об эпохе рабства, господстве плантаторов, о Гражданской войне… Конечно, сюда приезжают туристы из самых отдаленных штатов и даже из Европы.

Нас сюда привлек блюз и Бо Картер, нашедший вечное упокоение на старом кладбище за околицей, но не могли же мы уехать, не оглядев столь живописное селение.

И вот, во время нашей прогулки, к нам резво подкатил на четырехколесном байке (кажется, так называется этот агрегат) красивый, стройный, по-ковбойски одетый The original Nitta Yuma Store (approx. 1850). Фото из книги Nitta Yuma King Kottonмолодой человек. Поздоровавшись, он спросил, откуда мы, что привело нас в это селение и чем он мог бы нам помочь. Мы кратко ответили, но уверенный и явно покровительственный тон молодого человека вынудили задать встречный вопрос – кем является он сам? Этим мы не застали его врасплох: молодой человек, протянув для приветствия руку, ответил, что зовут его Вик Фелпс (Vick Phelps) и он – хозяин всего, что только здесь имеется… Мы невольно огляделись. Вокруг находилось довольно большое селение с живущими здесь людьми, как черными, так и белыми, уже упомянутые исторические постройки, а за ними – бескрайние поля с едва только взошедшими культурами. Между тем наш новый знакомый продолжал рассказывать о себе, перечисляя звучные имена основателей династии, к которой он принадлежит и наследником которой является: тут и пионеры, Миссис Дороти Коул-Фелпс, бабушка нашего проводника. Это ей Лонни Четмон подарил свой фиддл. А вы бы не подарили? Фото из её книги Nitta Yuma King Cottonпервыми прибывшие на континент, и влиятельные основатели Виксбурга (Vicksburg, MS), и богатейшие плантаторы Юга, и генералы, и губернаторы, и даже родственники всем известных королевских особ из Старого Света…

Мне, со своей туманной родословной, ничего не оставалось, как верить на слово: в конце концов, должны же и такие люди когда-нибудь оказаться на нашем пути. Вот только что мне все эти громкие фамилии и почитаемые родословные с уходящими в древность семейными традициями? Ничто! Едва ли не пустое место, тем более здесь, в Дельте, где не так давно жили и творили великие герои моих книг, полубоги, ради которых мы со Светланой Брезицкой изъездили и исходили едва ли не все дельтовские тропинки, прежде чем оказались в Нитта-Юме.

Уловив ход моих мыслей, которые, по-видимому, читались на моем слегка ироничном челе, Вик Фелпс, прервал рассказ о родословной и, что называется, «зашел с другой стороны».

– Хотите, покажу фиддл Лонни Четмона? – неожиданно предложил он.

Я замер…

– Фиддл Лонни Четмона?! Откуда он у вас?!

– Когда-то Лонни подарил его моей бабушке, – ответил Вик Фелпс.

Это уже было слишком… Это почти нокаут! Это как если бы вам невесть кто неизвестно где вдруг предложил показать скрипку… ну, если не Паганини, то Фрица Крейслера или Яна Кубелика…

Видя наше смятение, довольный достигнутым эффектом Вик отправился на своем тарантасе за скрипкой, велев нам подождать его пять-десять минут где-нибудь в тенёчке. Теперь мы были всецело во власти этого самоуверенного молодого человека…

        

Лонни Четмон – представитель семейства Четмонов из миссисипского Болтона, фиддлер, композитор, лидер и главное действующее лицо легендарного семейного стринг-бэнда The Chatman Brothers, благодаря многочисленным записям в тридцатых вошедшего в историю блюза как Mississippi Sheiks. По одним сведениям, Лонни родился в июне 1888 года, по другим – в ноябре 1890. Музыкальные пристрастия и умение игры на скрипке он унаследовал от своего отца – Хендерсона Четмона (Henderson Chatmon, 1850-1934), главы многодетного семейства, известного на всю Хиндс-каунти (Hinds County) фиддлера, прививавшего своим детям, особенно сыновьям, любовь к танцевальной музыке, с помощью которой можно было прокормиться. А мы, конечно, помним, что к этому семейству был близок юный Чарли Пэттон (Charley Patton), детство которого прошло в соседстве с Четмонами, и даже ходили слухи, будто он – еще один сын Хендерсона…

Лонни оказался наиболее подготовленным музыкантом, единственным из семейства, кто овладел нотной грамотой. Он следил за музыкальной конъюнктурой, ездил за нотами в столичный Джексон (Jackson, MS) и затем обучал новым мелодиям своих братьев. Отсюда – репертуарный и жанровый универсализм Лонни и всего семейного бэнда: с 1910 года на бесчисленных танцах, вечеринках, ярмарках, городских и сельских праздниках в ареале между Джексоном и Викбургом (Vicksburg, MS) the Chatman Brothers играли вальсы, рэгтаймы, блюзы, популярные мелодии и песни – всё то, что было востребовано местной искушенной публикой и за что она готова была платить. Главным образом это были белые фермеры и их семейства, поэтому и репертуар стринг-бэнда был в основном «белым». Но Четмоны играли также и для черных…

В 1928 году семейный бэнд Четмонов по каким-то причинам распался, после чего Лонни привлек в партнеры своего соседа – Уолтера Винсона (Walter Vinson, 1901-1975), известного в округе гитариста и сингера. Получился классический дуэт, состоявший из фиддлера и гитариста. Имея имя и высокую репутацию, они продолжали играть на танцах и зарабатывать, и, как следствие, их, хоть и поздновато, но все же приметили дельцы из звукозаписывающих компаний. В феврале 1930 года в луизианском Шривпорте (Shreveport, LA) состоялась первая сессия бэнда, название которому придумали тогда же: Mississippi Sheiks. Вместе с Лонни Четмоном и Уолтером Винсоном в сессии для OKeh участвовал брат Лонни – герой нашего предыдущего очерка Бо Картер-Четмон. Несмотря на надвинувшуюся на Америку Великую депрессию, пластинки стринг-бэнда хорошо раскупались, поэтому уже в июне Mississippi Sheiks, к которым добавился еще один брат – гитарист и сингер Сэм Четмон (Sam Chatmon, 1897-1983), – вновь оказались в студии.

В последовавшие пять лет (с 1930 по 1935 год) Mississippi Sheiks записали около сотни танцевальных мелодий, песен и блюзов для OKeh, Paramount, Columbia и Bluebird. Дискография для своего жанра огромная, одна из наибольших в кантри-блюзе! К тому же бэнд активно записывали в то время, когда из-за страшного экономического кризиса индустрия грамзаписи практически рухнула. Кстати, именно пластинкой Mississippi Sheiks (Paramount 13156) – заканчивается славная история этого великого лейбла… И почти во всех записанных мелодиях и песнях мы слышим фиддл Лонни Четмона, возможно, тот самый, что был когда-то подарен им своей покровительнице, хранится в её родовом имении и через несколько минут окажется перед нами… Невероятно!

 

Как и было условлено, по-американски деловой, серьезный и пунктуальный Вик Фелпс подъехал на своем тарантасе прямо к нам. С ним был чехол с фиддлом Лонни Четмона внутри… Вик пригласил нас пройти вслед за ним в одно из самых больших и заметных зданий с большим крыльцом и колоннами, внутри которого застыла викторианская эпоха, но нам в те минуты было не до интерьера… Открыв чехол, Вик положил на большой круглый стол драгоценную реликвию. Пожалуйста! Он великодушно позволил не только подержать фиддл, но и сфотографировать его со всех возможных сторон… Грубоватая пластика, обворожительный цвет, густые пурпурные оттенки соединяются с интерьером старинного дома… А какой от этого фиддла, явно мужского рода, исходит аромат и какая энергия ощущается!.. Передать все это мог бы искусный мастер слова, так что остается лишь разглядывать этот чудный инструмент и благодарить Провидение за счастье прикоснуться к нему.

Вик-Фелпс младший и Светлана БрезицкаяЕще часа два мы бродили по Нитта-Юме в сопровождении Вика Фелпса, который рассказывал нам одну за другой истории своей влиятельной семьи, показывал старинные постройки, проводил вовнутрь, объясняя, что и как здесь было сто лет назад, познакомил с родственниками... Мы удивлялись увиденному, восхищались покойной бабушкой Вика – неугомонной Миссис Дороти Коул-Фелпс (Mrs. Dorothy Cole Phelps), многие годы бывшей главой семейства, – беспокоились за будущее всего наследия и выражали уверенность, что Вик Фелпс-младший сможет все сохранить в неизменном виде… И все же для нас вся округа, все строения, в том числе исторические, являли собой лишь обрамление двух главных местных святынь: могилы с прахом Бо Картера на старом кладбище и фиддла его брата – Лонни Четмона… Хотелось бы сюда еще раз когда-нибудь вернуться.  

 

 

Вернуться на главную страницу рубрики