110. Бэттлтаун, Кентукки (Battletown, KY), и могила Клэйтона МакМичена у Mount Hope Methodist Church

 

«Мы этот “хиллбилли” (hillbilly) выстрадали, сражались за него, как только могли. Сколько оскорблений сыпалось со всех сторон! Но мы отстояли право быть первопроходцами, мы вырабатывали этот стиль, пытались сотворить из него что-то стоящее, добиться его популярности», – это высказывание великого фиддлера-новатора Клэйтона МакМичена (Clayton McMichen, 1900-1970) приводит в своей книге Country Music Originals: the Legends and the Lost (Oxford, 2007) известный исследователь музыки кантри и хиллбилли Тони Расселл (Tony Russell). 

За признаниями знаменитого фиддлера, относящимися к шестидесятым годам, угадывается нешуточная борьба, которую МакМичен и его последователи вели на протяжении многих лет со сторонниками традиционного подхода к старинным песням (олд-таймам), к звучанию деревенского фиддла на танцах, к его роли в стринг-бэндах, к фольклору вообще.

В двадцатых МакМичен был лидером бэндов McMichen’s Home Town Band, McMichen’s Melody Men, McMichen’s Georgia Wildcats; под своим именем или под псевдонимом «Bob Nichols» он также записывался с великим слепым гитаристом и сингером Райли Пакеттом (Riley Puckett, 1894-1946); наконец, он был участником группы The Skillet Lickers, являлся одним из ее лидеров наряду с Гидом Таннером (Gid Tanner, 1885-1960), – имя МакМичена фигурирует в полутора сотнях записях этого легендарного бэнда из Джорджии, более того – именно он предложил бэнду столь экзотическое название. В тот период Клэйтон МакМичен сам исповедовал традиционные подходы к игре на фиддле, начало которым было положено в незапамятные времена. Первые два десятилетия ХХ века в этой традиции блистали на своих бесчисленных конкурсах (fiddlers’ contests) и собраниях (fiddlers’ conventions)  фиддлеры из Аппалачей,  а начиная с 1923 года  в том же стиле  много записывался Фиддлин Джон Карсон (Fiddlin’ John Carson, 1868-1949).

Но Клэйтон МакМичен, по прозвищу «Pappy» или «Mac», был моложе Гида Таннера на пятнадцать лет и на целых тридцать два – Джона Карсона! Его становление и последующее созревание как музыканта и бэнд-лидера происходило в то время, когда вовсю блистали блюзвимен и их бесподобные аккомпаниаторы, когда в музыкальную жизнь Америки ворвался джаз и навсегда утвердился блюз. С каждым годом усиливалось влияние музыкальных радиопередач, аудитория которых становилась все шире и шире, и как на дрожжах росла индустрия грамзаписи, вместе с которой возрастала конкуренция звукозаписывающих компаний, агенты которых рыскали по Югу в поисках музыкантов для их последующей записи. Все эти новые факторы способствовали распространению и взаимообогащению музыкальных жанров и направлений, их проникновению в самые отдаленные и замкнутые пространства южноамериканских каунти, откуда они, в свою очередь, возвращались уже препарированными местными музыкальными талантами – бесчисленными сингерами, фиддлёрами, гитаристами, банджоистами… Мы иной раз называем это счастливое время Первым Фолк-Возрождением… Так вот, Клэйтон МакМичен вышел из этого времени обновившимся музыкантом, которого все меньше интересовала старая традиция и устоявшиеся стандарты, от которых он в конце концов отрекся, покинув в 1931 году The Skillet Lickers. «Мака» увлекал синтез развивающихся жанров, чем он и занялся с начала тридцатых. Он хорошо знал, каким образом трансформировал старинные баллады и олд-таймы великий белый блюзмен Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers, 1897-1933), с которым Клэйтон подружился и с которым участвовал в сессии в августе 1932 года, – тогда Джимми записал песню МакМичена «Peach Picking Time In Georgia», и она тотчас стала хитом. Кстати, Клэйтон МакМичен и сам был неплохим сингером.

Итак, с начала тридцатых хиллбилли стал его страстью, и в последующее десятилетие МакМичен развивал этот входивший в моду жанр, привлекая в свои бэнды молодых музыкантов вроде знаменитого в будущем гитариста Мерла Трэвиса (Merle Travis, 1917-1983). Понятно, что его музыка имела мало общего с фолком.

С 1945 года и в продолжение десяти последующих лет МакМичен со своим диксиленд-джаз-бэндом Wildcats шесть дней в неделю выступал на радио в Луисвилле, Кентукки (Louisville, KY), после чего исчез из поля зрения до середины шестидесятых, когда его обнаружили энтузиасты нового Фолк-Возрождения. В июле 1964 года МакМичен появился на Ньюпортском фолк-фестивале в сопровождении гитариста Фрэнка Уэйкфилда (Frank Wakefield), и две его коротенькие танцевальные пьески вошли в сборник Traditional Music at Newport 1964, Part2 (Vanguard, VRS-9183). Вполне достаточно, чтобы понять, какого уровня музыкантом оставался МакМичен на седьмом десятке… Он очень невысоко отзывался о своей игре в двадцатые и, в частности, о карьере в The Skillet Lickers, хотя именно этот его этап вызывал наибольший интерес у любителей и исследователей фолк-музыки. Что касается меня, то мне одинаково дороги и его кондовый «St. Louis Blues», записанный для Columbia в марте 1927 года (послушайте здесь!), и феерические попурри из танцевальных мелодий, записанные в конце тридцатых для Decca, и все прочее, что успел оставить нам МакМичен. 

 

 

В последние годы один из королей (если не король!) фиддла проживал в крохотном местечке Бэттлтаун (Battletown, KY), что в полусотне миль к юго-западу от Луисвилла. Здесь же он и умер 4 января 1970 года.

Прах музыканта покоится в глухой живописной сельской местности, на высоком берегу полноводной Огайо, которая тут делает крутой изгиб, опоясывая лесистую возвышенность. Здесь, в укромном, тихом месте, у стен небольшой уютной церкви Mount Hope Methodist Church, похоронены Клэйтон МакМичен и его жена Дэйзи Мэй (Daisy Mae, 1907-1977). На надгробном памятнике выгравированы фиддл и надпись: «World Champion Fiddler. Winner of 45 other state, national & international awards».

Это сущая правда. МакМичену и в самом деле не было и нет равных среди фиддлеров.   

 

Вернуться на главную страницу рубрики