114. Ричмонд, Кентукки (Richmond, KY), — город Фиддлин Док Робертса

 

Док Филип Робертс (Dock “Doc” Philip Roberts), считающийся наиболее выдающимся фиддлером штата Кентукки и получивший к своему имени приставку Fiddlin’, родился в 1897 году на табачной ферме неподалеку от крохотного селения Кёрксвилл (Kirksville, KY), расположенного в 16 милях к юго-западу от Ричмонда (Richmond, KY), с которым будет связана вся жизнь музыканта и где в 1978 году он обретет вечный покой на городском кладбище (Richmond Cemetery).

Был в судьбе Дока Робертса ещё один Ричмонд – в штате Индиана (Richmond, IN), где в местной Starr Piano Company располагалась студия Gennett Records и прессовались известные всему миру шеллаковые пластинки. Начиная с октября 1925 года Док принял участие в нескольких десятках звукозаписывающих сессий, во время которых записано более двухсот сторон с песнями и мелодиями, и подавляющая часть этих записей сделана в индианском Ричмонде. Таким образом, оба Ричмонда тесно связаны с именем фиддлера, но, конечно, главным остается Ричмонд, Кентукки, в котором или рядом с которым прошла вся жизнь Дока Робертса.

Мы уже много раз отмечали, что скрипка, которую мы по традиции называем фиддлом, долгое время оставалась главным солирующим инструментом на Юге – от обеих Каролин до бескрайнего Техаса. Мы можем сравнить её с той ролью, которую играет гитара на современной рок-сцене. Следовательно, фиддлеры были наиболее популярными действующими лицами в среде сельских музыкантов, их имена гремели, многие обитатели сельских каунти с детства мечтали стать фиддлерами. В Кентукки не было столько громких или даже великих имен, сколько в Теннесси или Джорджии, но и там имелись свои герои.

В семилетнем возрасте Док Робертс начал осваивать скрипку с подачи старшего брата – Либерта (Liebert Roberts). Как считают исследователи, учителем обоих был черный фиддлер и бэнд-лидер из все того же Ричмонда – Оуэн Уолкер (Owen Walker, 1857-1933), который играл на местных танцах, вечеринках и на разных общественных мероприятиях ещё со времен Первой мировой. В репертуар его бэнда входили олд-таймы, вальсы, блюзы, популярные танцевальные мелодии… Док Робертс вспоминал об Уолкере как о «самом фиддлинговом из цветных парней, когда-либо обитавших в Кентукки». По словам Робертса, «он играл как белый, только мог переиграть любого из них» (the fiddlingest colored man that ever was around in Kentucky. He played like a white man, only he could beat a white man). Именно от Оуэна Уолкера юный Док выучился мелодиям, которые позже прославили и его самого, в их числе «Old Buzzard», «Waynesburgh» и «And The Cat Came Back»,  записанные в августе 1927 года.[1]

В исследовании Old-Time Fiddling Across America, в главе о фиддлерах Кентукки, упоминается чёрное семейство Букеров (the Booker Family) и, в частности, великолепный фиддлер Джим Букер-старший (Jim Booker, Sr.), некогда бывший рабом, у которого учились и репертуар которого заимствовали многие фиддлеры Кентукки.[2]

…Как тут не вспомнить еще одного фолк-музыканта из глубин Кентукки – великого Билла Монро (Bill Monroe, 1911-1996), учителем которого тоже был черный фиддлер и гитарист – Арнольд Шульц (Arnold Shultz), который грузил уголь, а по выходным и праздникам играл на сельских танцах!..

Кроме скрипки, Док Робертс играл на мандолине и иногда пел, что зафиксировано в нескольких записях, а ещё он был бэнд-лидером. В апреле и сентябре 1927 года в Чикаго (Chicago, IL) в составе трио the Kentucky Thoroughbreds, куда также входили гитарист и сингер Дик Пармэн (Dick Parman) и банджоист и мандолинист Тед Честнат (Ted Chestnut), Док записывался для Paramount, и все записанные треки – всего восемнадцать – были затем изданы.

С 1925 по 1934 год Док Робертс запечатлен со многими фолк-музыкантами, но наибольший след он оставил, записываясь с Эйзой Мартином (Asa Martin, 1900-1979), гитаристом и сингером из недалекого от Ричмонда Винчестера (Winchester, KY). С началом тридцатых Док стал привлекать к дуэту своего сына Джеймса (James Roberts), тоже гитариста и сингера, при этом сам всё чаще играл на мандолине. Его последнее появление в студии относится к августу 1934 года, когда он записывался для RCA Victor со всё теми же Эйзой Мартином и сыном Джеймсом.

С выходом страны из Великой депрессии Дока Робертса не единожды приглашали в студии грамзаписи и в престижные туры по стране, но он всякий раз отказывался, мотивируя это тем, что не любит шумную жизнь. С середины тридцатых он ушел в частную жизнь, вновь занялся фермерством и лишь изредка появлялся на радио да ещё вроде бы иногда играл в старейшем джуке Ричмонда «Blue Moon».

Я не нашел свидетельств тому, чтобы он как-то проявился во времена Фолк-Возрождения, хотя его, конечно, разыскали молодые фолк-энтузиасты. В 1974 году Робертса даже убедили сыграть в одном из учебных заведений (the Berea College) близ Ричмонда, который он почти никогда не покидал.

Умер Фиддлин Док Робертс 4 августа 1978 года в возрасте восьмидесяти одного года.  

К сожалению, об этом замечательном музыканте, оставившем столь заметный след в истории фолк-музыки, до сих пор не написана книга. Да что книга! Нет даже более-менее квалифицированного очерка, ссылаясь на который можно было бы хоть что-то написать о его личной жизни. Но, может, такая идея созревает, и когда-нибудь мы такой труд увидим.

 

 

 Примечания

 

[1] Patrick Huber. Black Hillbillies in Hidden in the Mix: The African American Presence in Country Music. Edited by Diane Pecknold. Durham and London, Duke University Press, 2013, p.63.

 

[2] David Reiner and Peter Anick. Old-Time Fiddling Across America. 1987, p.95.