17. Ричмонд (Индиана) и Gennett Records

Оказавшись на Севере, мы не сразу вернемся на Юг: есть еще несколько важных мест, связанных с нашими героями и кантри-блюзом вообще, и одно из таких мест – город Ричмонд (Richmond, IN) в штате Индиана. Именно здесь находилась фирма грамзаписи Gennett, которая увековечила многих великих музыкантов прошлого, легендарных пионеров джаза и блюза… Истории записи блюза мы отвели много места в первом томе «Пришествие блюза», поэтому, представляя фотографии, сделанные осенью 2008 года, приведем несколько выдержек из этого тома.

Лейбл Gennett (произносится «дженнэт», с ударением на второй слог) был замышлен и рожден внутри крупной и успешной компании Starr Piano Company, созданной в 1872 году в Ричмонде братьями Джеймсом и Бенджамином Старрами (James and Benjamin Starr) и производившей пианино, и видимо неплохие, раз уж на выставке Columbia Exposition в Чикаго, прошедшей в 1893 году, они получили национальное признание. В какое-то время к руководству Starr Piano подключилось семейство Дженнэт, во главе с предприимчивым Генри Дженнэтом (Henry Gennett, 1853-1922), который занялся организацией и налаживанием производства сначала фонографов, а c 1916 года и дисков к ним. Для этого понадобилось пробить монополию на выпуск дисков с горизонтальной нарезкой звукозаписи могущественных тогда Victor и Columbia. Лейбл поначалу назывался Starr, но с 1917 года был переименован в честь Генри Дженнэта, ставшего к этому времени президентом компании. Звукозаписывающая студия поначалу располагалась в Нью-Йорке, а с начала двадцатых музыкантов записывали в Ричмонде, где находилась штаб-квартира Starr Piano Company и прессовались пластинки…

Gennett с самого начала заслужил репутацию инновационного проекта, и, видимо, поэтому в его студии однажды появились музыканты, принесшие компании славу гораздо бóльшую, чем производимые ею пианино. В сентябре 1922 года в Ричмонде был впервые записан Friar’s Society Orchestra, известный в будущем как New Orleans Rhythm Kings, и с этого началась великая джазовая серия лейбла, которая продолжилась в 1923 году. В марте того года были сделаны первые записи великого корнетиста из Нового Орлеана Фредди Кеппарда (Freddie Keppard, 1890-1933), который записывался в составе Doc Cook’s Dreamland Orchestra; а еще через месяц в студии Gennett уже разместился для записи джаз-бэнд Кинга Оливера (King Oliver, 1885-1938) – King Oliver’s Creole Jazz Band, – и вскоре в «Chimes Blues» мир впервые услышал солирующий корнет Луи Армстронга (Louis Armstrong, 1901-1971). В том же 1923 году в этой же студии записывали Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton, 1890-1941), а в марте 1924 года – джаз-бэнд The Wolverines с Биксом Бейдербеком (Bix Beiderbecke, 1903-1931), и сохранилась фотография этой сессии, которую особенно чтут в Ричмонде. Ну и конечно, там гордятся, что именно в студии Gennett была впервые записана всемирно известная «Stardust» Хоги Кармайкла (Hoagy Carmichael, 1899-1981)…

Гораздо меньше в Ричмонде вспоминают о том, что на Gennett записывали и прессовали пластинки для расистской организации Ку-клукс-клан и его лейбла ККК, с золотым изображением горящего креста на алом фоне. Знаком ли вам бэнд под названием 100% Americans, поющий песню «Why I Am a Klansman» (Почему я куклуксклановец)? В этой песне музыканты пространно информируют о задачах своей организации, без малейшего упоминания о черных, и ключевые слова там – «Бог», «моя страна», «честь»…

Хотя Gennett является важнейшим лейблом в истории раннего джаза, его заслуги перед кантри-блюзом также высоки. Свои race records лейбл начал в 1921 году, с записи в Нью-Йорке ныне забытых водевильных блюзовых певиц Дэйзи Мартин (Daisy Martin), Фло Берт (Flo Bert) и Элизы Кристмас (Eliza Christmas). В 1923 году на Gennett были записаны и изданы двенадцать блюзовых артистов, включая Виолу МакКой (Viola McCoy, 1900-1956), Эдну Никс (Edna Nicks) и Сэмми Люиса (Sammie Lewis), блюзового сингера, поющего женским голосом…

Исследователь блюза Дэвид Эванс (David Evans) отмечает три особенности Gennett. Первая – это то, что на лейбле записывались малоизвестные или совсем неизвестные водевильные певцы и певицы вроде Роби Гауди (Roby Gowdy), Мэри Гринтер (Marie Grinter), Лины Мэтлок (Lena Matlock), Джулии Джонсон (Julia Johnson); вторая – большая часть записанных певцов – мужчины, подделывающиеся под женщин, – Сэмми Люис, Фрэнки «Хаф Пинт» Джексон (Frankie “Half Pint” Jaxon), Ричард Йетс (Richard Yates), Эд «Фэтс» Хадсон (Ed “Fats” Hudson), Джеймс Кроуфорд (James Crawford), Вилли «Скэркроу» Оуэнс (Willie “Scarecrow” Owens), Хорэйс Смит (Horace Smith), Вильям Уолкер (William Walker); наконец, третья особенность – некоторые из водевильных блюзовых исполнителей близки к кантри-блюзу, и среди них Эванс отмечает Лиллиан Миллер (Lillian Miller), Лотти Кимбруг (Lottie Beaman-Kimbrough, ок.1900-?) и Мэй Главер (Mae Glover), каждой из которых аккомпанировал кантри-блюзовый гитарист.

А самые первые представители кантри-блюза оказались в студии Gennett в 1924 году: Самюэль Джонс по прозвищу «Дэдди Ставпайп» (Samuel Jones “Daddy Stovepipe”), музыкант из Алабамы, игравший на гитаре и гармонике, а также джаг-бэнд из Луисвилла, штат Кентукки (Louisville, KY), Whistler’s Jug Band… В середине двадцатых были сделаны записи Биг Боя Кливленда (Big Boy Cleveland), Джелли Ролл Андерсона (Jelly Roll Anderson), Сэма Коллинза (Samuel “Sam” Collins, 1887-1949), а летом 1927 года состоялась выездная сессия в Алабаму, где в Бирмингеме были записаны Вильям Хэррис (William Harris), харперы Джейбёрд Коулмен (“Jaybird” Coleman, 1896-1950), Оллис Мартин (Ollis Martin) и другие сельские блюзмены… В разное время в Ричмонде записывались Джорджия Том Дорси (Georgia Tom Dorsey, 1899-1993), Скреппер Блэкуэлл (Francis Hillman “Scrapper Blackwell”, 1903-1962), Вилли Бэйкер (Willie Baker), Бэйлс Роуз (Bayles Rose), Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy, 1893-1958), Лонни Джонсон (Lonny Johnson, 1889-1970)… Важным событием в истории кантри-блюза стали первые записи Чарли Пэттона (Charlie Patton, 1887-1934) 14 июня 1929 года, и, хотя записывали его для Paramount, сами сессии проходили в Ричмонде, в студии Gennett. В том же году и в той же студии и также для Paramount были проведены последние сессии Блайнд Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson, 1897-1929)…

Одной из главных проблем записи в Ричмонде было то, что студия находилась вблизи от железной дороги. Биограф Армстронга, в частности, отмечает, что условия в студии были страшно примитивными, а размещалась она в старом складском помещении, расположенном у железнодорожной ветки, поэтому каждый раз, когда проезжали поезда, запись приходилось останавливать…

…Сегодня от бывшей фабрики по производству пианино – Starr Piano Company – осталась лишь пустая кирпичная коробка главного корпуса, усеченная до двух этажей, да шестиэтажный лестничный проем. Уцелевшие эти останки кому-то пришло в голову сохранить, укрепив изнутри металлическими конструкциями и залив бетоном пол. В результате образовалось довольно просторное помещение, в котором проводятся мероприятия, связанные с историей некогда знаменитой фабрики и студии звукозаписи. Сохранилась и труба от котельной, и совсем небольшая часть здания, где прессовались пластинки. Фабрика располагалась между рекой Уайтуотер (Whitewater) и холмом, за которым находится центр Ричмонда. Железная дорога, в свое время мешавшая проведению звукозаписи, проходила по эстакаде вдоль этого холма, примерно на уровне шестого этажа фабрики, и шум от проходящего буквально над головой поезда заполнял собой все пространство этого небольшого и своеобразного ущелья… Железная дорога эта уже давно не функционирует, рельсы убраны, шум исчез, и только шпалы все еще кое-где сохранились, чтобы напоминать о былом. А вспомнить здесь есть о чем!..

Сохранившиеся части бывшей фабрики, как и весь исторический ландшафт вокруг, превращены сегодня в главную достопримечательность Ричмонда, куда приезжают туристы со всей Америки и даже со всего мира, поскольку именно здесь когда-то были записаны бессмертные образцы джаза, блюза и госпел.