25. Ферма Стовалла (Stovall Farms) близ Кларксдейла. Дельта, Миссисипи (Clarksdale, MS)

 

В мире блюза ферму Стовалла неразрывно связывают с именем МакКинли Моргенфилда (McKinley Morganfield), больше известного как Мадди Уотерс (Muddy Waters, 1915-1983), которого именно здесь впервые записали на звуковой носитель. Это произошло в самом конце августа 1941 года, когда на ферму прибыли фольклористы Алан Ломакс (Alan Lomax), его жена Элизабет и Джон Уорк (John Wesley Work-III), профессор из Университета Фиска в Мемфисе… Далее мы в основном процитируем первый том «Пришествие блюза».

Во вторник 28 августа 1941 года, снабженные самой современной на тот момент мобильной звукозаписывающей аппаратурой – Fisk’s Presto (Model D), – позволявшей делать шестнадцатидюймовые (16”) мастера (это значит, что на одну сторону можно было записать целых пятнадцать минут музыкального материала!), фольклористы прибыли в Кларксдейл. Следующие два дня они записывали черные спиричуэлсы в местных баптистских церквях, и во время одного из этих сеансов Алан Ломакс поинтересовался, нет ли поблизости кого-нибудь из блюзовых сингеров, похожих на покойного Роберта Джонсона. (Таким образом Ломакс выполнял просьбу своего приятеля Джона Хэммонда, который был неравнодушен к блюзам трагически погибшего несколькими годами ранее Джонсона и надеялся отыскать его следы.) Ломаксу ответили, что таких, как Роберт Джонсон, в округе множество, а ближе всех из них живёт молодой блюзмен по прозвищу Muddy Water (Мутная Вода), который работает на ферме Стовалл, в десяти милях к северо-западу от Кларксдейла…

Утром 31 августа Алан, Элизабет и Джон Уорк стояли у ворот плантации, куда к ним вышел дружелюбный белый надзиратель капитан Холт (Captain Holt). После недолгих, но настороженных расспросов фольклористам позволили вступить в контакт с черными работниками плантации, в частности с Мадди Уотерсом.

– МакКинли Моргенфилд, по прозвищу “Мадди Уотерс”, знаменитый гитарист из Стовалла, – скромно представился неожиданным гостям двадцативосьмилетний блюзмен.

Вместе с бабушкой и дядей, он приехал сюда из Роллинг Форка (Rolling Fork, MS) трехлетним ребенком, вырос здесь, окреп и уже вовсю работал на тракторе… Алан Ломакс вспоминает, каким показался ему будущий король ритм-энд-блюза: «здоровый, курчавый, тёмно-коричневый парень, с круглым, довольно плоским лицом и китайскими глазами, что делало его похожим на дружелюбного темнокожего эскимоса».

Мадди не сразу доверился странным гостям, но вскоре сообразил, чего от него хотят, и принялся помогать вносить звукозаписывающую аппаратуру в помещение плантационного магазина. Через некоторое время появился Хенри «Сан» Симс (Henry “Son” Sims), тот самый фиддлер, что записывался еще вместе с Чарли Пэттоном, о чем Ломакс даже не подозревал. (Я не уверен, что он в то время вообще слышал о Пэттоне.) Хенри тоже жил и работал на ферме Стовалл и часто играл вместе с Мадди, которого в свое время обучал игре на гитаре. Мадди и Симс наскоро сыграли и спели «Burr Clover Blues», чтобы Ломакс настроил аппаратуру, а затем, уже один, Мадди исполнил «Country Blues». Это была самая первая песня Мадди Уотерса, записанная на звуковой носитель! И в этом блюзе Алан тотчас узнал «Walking Blues» Роберта Джонсона. Оказалось, Мадди услышал её на пластинке и переделал по-своему. Вот их беседа об этом, в изложении Алана Ломакса:

 

Ломакс: А ты знал эту мелодию до того, как услышал её на пластинке?

Уотерс: Да, сэр, я разучил её от Сан Хауса. Это парень, который играет на гитаре. Я знаю Сана с 29-го. Он был тут лучшим. Когда я узнавал, что он собирается где-то играть, то отправлялся за ним и оставался там, наблюдая за ним. Я научился играть боттлнеком, наблюдая за ним в течение года. Он очень помог мне. Показал, как настраивать гитару тремя способами: “nachul” (“natural”, или, вероятно, стандартная, – В.П.), “испанская” и “cross note”.

Ломакс: А Роберта Джонсона ты знал?

Уотерс: Нет, лично не знал. Видел только издали, когда он приезжал сюда поиграть.

Ломакс: Как думаешь, Хаус, как музыкант, был лучше Джонсона?

Уотерс (усмехаясь): Думаю, они оба хороши.

 

Так Алан Ломакс впервые узнал об Эдди «Сан» Хаусе…

В тот же день Ломакс и Уорк записали еще несколько блюзов в исполнении Мадди Уотерса: «I Be’s Troubled», «Number One Highway Blues», «Corn Song» (a cappella) и пэттоновский «Pea Vine Blues». Был записан и «The Worried Blues», который Мадди и Хенри Симс сыграли и спели дуэтом. Также было записано интервью с обоими блюзменами. К сожалению, из этого материала до нас дошли только «Country Blues, No.1» и «I Be’s Troubled», потому что, скачущие по ухабам на автомобиле, Ломакс и Уорк уже на следующий день разбили вдребезги один из двух оригинальных дисков (precious discs with their glass base), на котором были записаны Мадди Уотерс и Хенри Симс…

«Подумаешь, велика беда, – успокаивали друг друга фольклористы. – Приедем в следующий раз и запишем заново…»

А между тем, чудом уцелевшие «Country Blues, No.1» и «I Be’s Troubled» являются, на мой взгляд, лучшими кантри-блюзовыми вещами Мадди Уотерса за всю его многолетнюю плодотворную карьеру. В будущем Мадди, конечно, будет играть и записывать блюз на акустической гитаре, но ему, звезде ритм-энд-блюза, никогда более не удастся достичь былой гармонии с первородным, изначальным блюзом, той самой, в которой он пребывал на ферме Стовалл и которую запечатлел Алан Ломакс 31 августа 1941 года. Как тут не сожалеть о разбитом шестнадцатидюймовом диске с самыми первыми записями МакКинли Моргенфилда?!

 

 

В своей книге The Land Where The Blues Began Алан Ломакс пишет, что самая первая запись Мадди Уотерса была проведена в магазине на плантации Шеррода (Sherrod’s plantation). В этой же книге Ломакс описывает домашнее хозяйство Моргенфилдов – семейную ферму, занимавшую 8 акров (3,24 гектара) и находившуюся на территории плантации Шеррода. Между тем во всех источниках утверждается, что впервые Мадди Уотерс был записан Ломаксом на ферме Стовалл, где Мадди работал трактористом. Обе плантации граничат, связаны какими-то общими инфраструктурами, и, возможно, из-за этого происходит путаница. Кстати, в эту свою самую первую сессию Мадди Уотерс играл на гитаре Ломакса, потому что свою кому-то одолжил, а Алан всегда возил с собой Martin.

 

 

Как и было им намечено, Алан Ломакс вернулся на плантацию Стовалл в июле 1942 года и записал местный стринг-бэнд Son Sims Four, лидером которого был пятидесятилетний фиддлер Хенри «Сан» Симс, а вокалистом и гитаристом все тот же Мадди Уотерс. В группу Симса входили гитарист Перси Томас (Percy Thomas) и мандолинист Луи Форд (Louis Ford), который также был вокалистом. Любопытно, что в паре вещей фиддлер Симс аккомпанировал Уотерсу на гитаре. Сохранилась и фотография, относящаяся к 1943 году, на которой Хенри Симс и Мадди Уотерс сидят рядом на крыльце дома, позируя фотографу: Мадди с гитарой, Хенри с фиддлом…

 

 

Ну а наши со Светланой Брезицкой фотографии сделаны в сентябре 2007 года. И хотя со времени «открытия» Мадди Уотерса прошло уже много лет, кое-что на ферме Стовалла все же сохранилось.