39. Бристол, Вирджиния-Теннесси (Bristol, VA-TN), – родина музыки кантри

Известно, что столицей музыки кантри является Нэшвилл (Nashville, TN), Теннесси. А вот её родиной считается Бристол, небольшой городок, находящийся на северо-западе этого штата, в предгорной местности, прямо на границе с Вирджинией, так что он законно относится сразу к двум штатам.

Но если Бристол – действительно родина музыки кантри, то вовсе не той, которая, пройдя славу Grand Ole Opry, превратилась сначала в популярные и заносчивые шоу с расписными пиджаками, дорогими шляпами и инкрустированными перламутром гитарами, а теперь и вовсе в гламурно-слащавые представления, на которые нельзя смотреть (не то что слушать!)… Наш Бристол – родина той сакральной сельской народной музыки, которая когда-то зародилась за морями-океанами, затем перенеслась в недоступные горные селения древних Аппалачей, передавалась из поколения в поколение и в одно прекрасное лето 1927 года спустилась с гор, чтобы её увековечили на грампластинках. Вот о какой кантри-музыке (сельской музыке) идет речь!..

Бристол активно развивался во второй половине XIX века и к его концу стал крупнейшим коммерческим и индустриальным центром в радиусе в двести миль. Это расстояние «задевает» ещё и Кентукки, и Северную Каролину, так что Бристол находится в точке пересечения сразу четырех штатов, каждый из которых прославился богатыми музыкальными традициями. В начале ХХ века в Бристоле уже был развит центр города (downtown) с большими магазинами, кафе, барами, ресторанами, клубами, театрами и прочими увеселительными заведениями. Здесь было кому потрать деньги. В городе постоянно проводились большие ярмарки, во всю развивался бизнес, и, конечно, это был центр музыкального и всякого прочего творчества. Не случайно именно сюда, летом 1927 года, приехал один из самых известных спецов индустрии грамзаписи – Ральф Пир (Ralph Peer, 1892-1960), продюсер, звукоинженер, «искатель талантов» (talent scout), наконец, талантливый предприниматель.

В истории звукозаписи он был фигурой весьма значительной, сопоставимой с самим Хенри Спиром, а в чем-то и бóльшим. В свое время Ральф Пир работал для Columbia в Канзас-Сити (Kansas City), затем для OKeh в Нью-Йорке и в августе 1920 года был продюсером Мэми Смит (Mamie Smith, 1883-1946) во время исторической записи «Crazy Blues», открывшей эру так называемых race records, и, кстати, сам этот дико звучащий сегодня термин вроде бы тоже придумал Пир. В первой половине двадцатых Ральф делал записи джаза, блюза и госпел в Новом Орлеане, затем записывал фолк-музыкантов, в частности Фиддлин Джона Карсона (Fiddlin’ John Carson, 1868-1949) и Эрнеста Стоунмена (Ernest V. Stoneman, 1893-1968).

В 1927 году Ральф Пир, оставив OKeh, перешел в Victor Talking Machine Company с зарплатой в один доллар в год! Но он не бедствовал. Мало того что Ральф проводил отбор музыкантов и лично делал записи – он создал еще и собственную издательскую компанию (в будущем Peer music), владевшую копирайтом на записанный им материал, и получал за это немалые гонорары. Такой сомнительный, с позиции сегодняшнего дня, бизнес заставлял Пира всё время перемещаться по Южным штатам в поисках всё новых и новых песен, следовательно, и новых музыкантов. Именно в это время Ральф Пир организовывал выездные сессии Victor в Атланте, Мемфисе, Далласе, Новом Орлеане, и самые значительные записи кантри-блюза сделаны им в 1927-1931 годах. Среди известных бэндов и музыкантов – Memphis Jug Band, Блайнд Вилли Мак Телл (Blind Willia Mc Tell), Фрэнк Стоукс (Frank Stokes), Джим Джексон (Jim Jackson), Томми Джонсон (Tommy Johnson), Ишмон Брэйси (Ishmon Bracey), Роберт Уилкинс (Robert Timothy Wilkins), Cannon’s Jug Stompers, Фурри Люис (Walter “Furry” Lewis), «Слипи» Джон Эстес (“Sleepy” John Estes), Блайнд Вилли Рейнолдс (Blind Willie Reynolds), Бо Картер-Четмон (Armenter Chatmon “Bo Carter”), Кокомо Арнолд (James “Kokomo” Arnold)…

А начал он свою деятельность для Victor с того, что в 1927 году организовал выездные сессии в Атланте (Atlanta, GA) и Саванне (Savannah, GA), затем переместился в Северную Каролину, проведя сессии в Шарлотте (Charlotte, NC), и в июле выдвинулся к границам Теннесси и Вирджинии, в заштатный Бристол, куда его зазвал Эрнест Стоунмен, обещая множество музыкантов из Аппалачей.

Опытный менеджер, прибывая в тот или иной город, разворачивал студию в каком-нибудь удобном месте, после чего заказывал колонку в местной газете и публиковал объявление о предстоящей звукозаписывающей сессии. Так Пир поступил и в Бристоле, поместив в Bristol’s Herald Courier небольшое, в несколько строчек, объявление, которое вышло в воскресенье 24 июля:

 

«The Victor Co. Will have a recording machine in Bristol for 10 days beginning Monday to record – inquire at our store».

(Компания Victor будет располагать звукозаписывающей техникой в Бристоле в течение десяти дней начиная с понедельника – обращайтесь в наш магазин.)

 

Ниже давался адрес: 621 State St., Bristol, Va. По некоторым источникам, это был магазин по продаже дамских шляп. (The recording session took place in a dusty millinery shop.)

Кстати, именно по Стейт-стрит проходит граница Теннесси и Вирджинии, и здание под номером 621 находилось на территории Вирджинии, так что этот штат на полном основании разделяет славу Бристола.

По словам Ральфа Пира, объявление «сработало подобно динамиту, и уже на следующий день посыпались звонки из горных окрестностей. Сингеры, никогда прежде не бывавшие в Бристоле, приезжали автобусами, на лошадях, в повозках, кто-то на поезде, а кто-то и приходил пешком».

Разумеется, большая часть прибывших музыкантов оказалась в студии грамзаписи в первый и в последний раз… Но кто именно отозвался на объявление в Bristol’s Herald Courier?

Первым прибыл из своего Галакса (Galax, VA) уже знаменитый к тому времени Эрнест Стоунмен со своим бэндом Dixie Mountaineers – их Ральф Пир записывал в течение всего понедельника. Участие Стоунмена продолжилось и при записи стринг-бэнда Blue Ridge Corn Shuckers, куда также входили некоторые члены его многочисленной музыкальной семьи.

В последующие дни были записаны: братья Чарльз и Пол Джонсоны (Charles and Paul Johnson) из Теннесси; сингер и банджоист из Кентукки Би Эф Шелтон (B. F. Shelton) и его земляк замечательный госпел-сингер Альфред Карнес (Alfred G. Karnes), аккомпанировавший себе на арфа-гитаре (harpguitar); Джеймс Нестер (James Preston Nester) и Норманн Эдмондс (Norman Edmonds) – из сельских глубин Вирджинии; еще один стринг-бэнд из Вирджинии – Bull Mountain Moonshiners, состоящий из братьев Мак Рейнолдсов (Charles and William Mc Reynolds), братьев Грир (Howard and Charlie Grear) и сингера Билла Дина (Bill Deane) (кстати, гитарист и сингер Ховард Грир умер в 2000 году, прожив 92 года!); госпел-исполнители из Alcoa Quartet; знаменитый и многократно записанный к тому времени харпер, гитарист и сингер Хенри Уиттер (Henry Whitter) – в Бристоле записаны два его соло на гармонике; семейный бэнд из Хиллсвилла (Hillsville, VA) The Shelor Family – они также были в студии в первый и в последний раз; кондовый семейный дуэт Джим и Флора Бейкер (Jim W. And Flora Baker); стринг-бэнд Tenneva Ramblers, участниками которого были братья Гранты (Claude and Jack Grant), Джек Пирс (Jack Pierce) и Клод Слегл (Claude Slagle); и еще один сельский бэнд из Западной Вирджинии – West Virginia Coon Hunters…

Каждая из бристольских записей бесценна и вошла в золотой фонд англо-американской музыкальной культуры. И все же, в свете грядущих событий, важнейшими оказались записи, проведенные 1, 2 и 4-го августа. В эти дни в студии Victor оказались семейный бэнд из близкой к Бристолу глухой деревни Мейсес Спринг (Maces Spring, VA) и сингер из миссисипского Меридиана. Именно Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers) и Carter Family, состоящая из Элвина «Эй Пи» Картера (Alvin Pleasant Delaney Carter, 1891–1960), его жены Сары Догерти-Картер (Sara Elizabeth Dougherty-Carter, 1899–1979) и невестки Мэйбил Эддингтон-Картер (Maybelle Addington-Carter, 1909–1978),оказали решающее влияние на развитие той самой музыки, которая была запечатлена Ральфом Пиром в продолжение всего лишь десяти дней.

С той поры Бристольские сессии Victor вошли в историю как Bristol Barn Sessions, и им посвящены многие статьи, а недавно, в 2005 году, издан сборник The Bristol Sessions: Writings About The Big Band Of Country Music (edited by Charles K. Wolfe and Ted Olson). Музыкальный материал Бристольских сессий многократно издан и переиздан и почти полностью выложен на сайте youtube.

Со временем Бристол стали называть Родиной музыки кантри, а в 1998 году это высокое звание официально закрепил Конгресс США… Жаль только, что власти города не сохранили историческое здание, где в июле-августе 1927 года Ральф Пир принимал и записывал сельских музыкантов из Аппалачей. На этом месте сейчас установлен памятный знак, к которому спешат прибывшие в город туристы… Но все же главный памятник – бессмертные викторовские пластинки с потрясающими образцами народной музыки.