52. Кроуфорд, Миссисипи (Crawford, MS): родина Биг Джо Вильямса (Big Joe Williams), и его гитара в Чикаго

На представленных в этой серии фотографиях — небольшой городок Кроуфорд (Crawford, MS), расположенный на восточной окраине центральной части штата Миссисипи. Где-то здесь, на ферме Knoxford Swamp, 16 октября 1903 года родился Джозеф Ли Вильямс (Joseph Lee Williams), ставший в будущем одним из самых популярных блюзовых сингеров послевоенного времени, известным как Биг Джо Вильямс (Big Joe Williams). Его отцом был Джонни Мэй Когер (Johnny May Koger), а матерью – Кэрли Мэй Логэн (Carlee May Logan). Мы можем их видеть на уникальных фотографиях, которые во время встречи в 2009 году мне любезно предоставила сестра знаменитого блюзмена ‒ миссис Мэри (Ms.Mary).

Биг Джо Вильямсу, или Джо Ли, как называла брата миссис Мэри, мы посвятили несколько страниц в третьем томе Пришествие блюза, которые почти полностью приводим здесь:

 

«Всего у Джонни и Кэрли было шестнадцать детей, и Джо Ли был одним из них. Интерес к музыке у Джо проявился еще в пятилетнем возрасте, когда он начал обучаться игре на самодельной гитаре и флейте. По его словам, он сам смастерил свою первую гитару, использовав коробку, пару катушек и проволоку, а играл горлышком из-под бутылки виски, наглядевшись, как играют старшие… Вскоре Джо выучился играть на шестиструнной гитаре, а к двенадцати освоил гармонику, аккордеон и немного орган. Еще подростком он оставил отчий дом и в поисках заработка ездил по Миссисипи. Где только не побывал и кем только не работал, а начинал с опасной работы погонщика мула в трудовом лагере на строительстве дамбы-леви у Гринвилла... Кстати, погонщиком мула на строительстве дамбы одно время работал Скип Джеймс, и он вспоминал, насколько опасной и неблагодарной была эта работа. По выходным Джо играл и пел на вечеринках для своих же коллег-рабочих… Позже участвовал в медицинском шоу Дока Беннета (Doc Bennett Medicine Show) в Мобайле (Mobile, AL), штат Алабама. Сообщается, что еще в 1921 году Джо Ли записался для какого-то неизвестного лейбла в Новом Орлеане, но это сомнительно, и, скорее всего, информация об этом исходит от самого сингера, который в свои поздние годы наговорил о себе множество небылиц, да таких, что ему отказывались верить даже тогда, когда он говорил правду...

...С 1922 по 1924 годы в составе Birmingham Jug Band Биг Джо участвовал в шоу Rabbit Foot Minstrels… В двадцатые часто работал с Литтл Бразер Монтгомери (Little Brother Montgomery) в увеселительных заведениях Миссисипи и Луизианы, а также с различными бэндами скитался по южным штатам, выступая на вечеринках и пикниках… Справочник Blues & Gospel Records сообщает, что 24 сентября 1924 года в мемфисском Peabody Hotel записаны две песни Джо Вильямса для Vocalion – "I Want It Awful Bad" и "Mr. Devil Blues", и в обеих ему подыгрывал харпер, предположительно Джед Дэвенпорт (Jed Davenport)...

...В конце двадцатых и в начале тридцатых Джо Вильямс разъезжал с Birmingham Jug Band по южным штатам, в основном по Алабаме, и в составе этого бэнда записался для OKeh в декабре 1930 года… Участники бэнда остаются неизвестными, на что указывают авторы Справочника Blues & Gospel Records, добавляя, что, по воспоминаниям Биг Джо Вильямса, в состав джаг-бэнда входили ‒ харпер Джейбёрд Коулмен (Jaybird Coleman); на гитарах и мандолине, кроме самого Джо, играли "Однорукий Дэйв" Майлс (“One-Armed” Dave Miles), некий Доктор Скотт (Dr.Scott) и Богус Бен Ковингтон (Bogus Ben Covington); в джаг дул некто "Ханикап" (Honeycup), а на стиральной доске играл некто по прозвищу "Новоорлеанский Слайд" (New Orleans Slide). Музыка получалась весёлая и шумная...

В тридцатых и сороковых Биг Джо записывался для лейблов Bluebird, Columbia, Chicago, а в пятидесятых для Trumpet и Vee-Jay, когда в партнерах у него были такие мастера ритм-энд-блюза, как харпер Сонни Бой Вильямсон Первый (John Lee “Sonny Boy” Williamson-I) и пианист Мемфис Слим (Memphis Slim), – эти записи сотнями тысяч продавались черным потребителям.

Однако слава и признание пришли к Биг Джо Вильямсу в начале шестидесятых во времена Фолк-Возрождения, когда интерес к кантри-блюзу подогревался "открытием" старых блюзовых сингеров. В это время за Биг Джо буквально охотились устроители фолк-фестивалей и менеджеры грамзаписи из различных лейблов. Хитроватый Биг Джо тотчас отозвался на запрос нового времени, принимал сыпавшиеся на его голову предложения, был легок на подъём и не ленился, – в результате стал одной из популярнейших фигур блюзовой и фолковой сцены шестидесятых.

Его записывали десятки раз, и эти записи издавались многотысячными тиражами как в Америке, так и в Европе. Имеются видеоматериалы, на которых внешне неповоротливый, неуклюжий, неуютно чувствующий себя на сцене полноватый старичок тотчас преображается, как только в его руках оказывается уникальный девятиструнный инструмент, приспособленный им для собственных выступлений. И тогда толстые пальцы Биг Джо безошибочно порхают по струнам с легкостью молодой арфистки, вызывая удивление и восторги молодых слушателей… С такой же легкостью он сочинял всевозможные истории, которые доверительно, с серьезным видом, рассказывал наивным интервьюерам. Вечно недовольный, всегда ворчащий, высказывающий бесконечные претензии всем вокруг, в том числе издателям, исследователям и коллегам-музыкантам, – таков был Большой Джо, имевший с молодости прозвище "Бедняга" (Poor Joe). Но именно этими безобидными качествами он притягивал к себе толпы поклонников, и я, признаюсь, также принадлежу к их числу, из-за чего уже трижды побывал в далеком Кроуфорде и однажды даже встречался с его девяносточетырехлетней сестрой в её доме на улице Мартина Лютера Кинга

Ничего особенного мне миссис Мэри не рассказала, вообще почти ничего не говорила, лишь одобрительно кивала на мои реплики. Когда же я обратил внимание на висящий на стене плакат с новоизбранным президентом Бараком Обамой и его семьёй, миссис Мэри едва заметно улыбнулась: мол, дождалась-таки, когда наш, чёрный, станет самым главным человеком в Америке. И эта улыбка чернокожей женщины, прожившей почти век и ещё заставшей громкое эхо рабства, – самая высшая оценка события, произошедшего в Америке осенью 2008 года…

А неподалеку от дома миссис Мэри, на соседней Sugar Hill Street, сохранилось место, еще не полностью заросшее травой, где когда-то стоял крохотный вагончик – неизменное жилище её родного братца, вечно странствующего блюзового сингера, самого знаменитого жителя безвестного Кроуфорда. И у соседа в огороде всё еще торчит вбитый в землю колышек, к которому был привязан этот вагончик, словно его могли унести, пока Биг Джо ездит с концертами по всему миру… Хотя, могли умыкнуть и вагончик. Так, несколько лет назад некий "исследователь блюза" приехал в Кроуфорд, добился встречи с миссис Мэри, расспросил о том о сем, вызвал к себе расположение и, прознав, что знаменитая девятиструнная гитара находится здесь же, в доме, предложил за неё аж пятьсот долларов! Нуждающаяся в деньгах пожилая женщина, немного поразмыслив, продала бесценную блюзовую реликвию, след которой тотчас простыл…

Повторю, с середины пятидесятых и почти до самой своей кончины в конце 1982 года Биг Джо Вильямс активно выступал и записывался, так что его дискография насчитывает огромное количество выпущенных альбомов, теперь уже издаваемых на компакт-дисках, и продолжает расти, и кажется, что в этом с Биг Джо Вильямсом соперничать не может никто. Кому достаются гонорары с продаж – не известно, потому что его родная сестра и ближайшие родственники в Кроуфорде живут более чем скромно…

Похоронен Биг Джо в глухом месте, на частной огороженной территории, примерно в десяти милях западнее Кроуфорда у самой Crigler Road, так что прямо с дороги можно увидеть его надмогильный памятник. Конечно, отчаянного ценителя блюза ничто не остановит, и он, преодолев колючую проволоку, обязательно подойдет к могиле старого сингера, чтобы низко поклониться его праху…»

 

                                                         *   *   *

 

Несколько слов о гитарах, на которых Биг Джо Вильямс играл с конца пятидесятых. Их у блюзмена было несколько, и каждую он приспосабливал «под себя»: переделывал в девятиструнную, ставил звукосниматели, что-то прикручивал, привинчивал, приклеивал, притягивал скотчем... Оттого его гитары всегда выглядели немного странно и вызывали особенный интерес. Носил он их очень бережно, а возил в багажнике автомобиля, в котором также все устроил для перевозки гитары. Одну из гитар Биг Джо подарил Бобу Койстеру (Bob Koester), который записывал блюзмена для Delmark Records. Теперь эта гитара, как дорогая реликвия, находится в магазине Record Jazz Mart в центре Чикаго. Как мог, я ее сфотографировал. Кроме того, можно увидеть и услышать эту гитару здесь:

 

 

Судьба следующей гитары, не менее знаменитой, с которой Джо записал несколько альбомов и с которой на одном из представленных снимков запечатлена миссис Мэри, весьма печальна. Её, как мы уже знаем, по дешевке купил у нее некий проходимец, так что след этой гитары простыл...

А последняя гитара, совершенно новая, на которой Биг Джо играл до последних своих дней, хранится у родственников.