55. Роузин, Кентакки (Rosine, KY): родина Билла Монро (Bill Monroe) и музыки блюграсс

 В 2011 году исполнилось сто лет со дня рождения Билла Монро (William Smith Monroe) ‒ великого музыканта-новатора, бэнд-лидера, сочинителя множества мелодий и песен, отца-основателя популярнейшей в Америке музыки блюграсс (bluegrass).

Он родился 13 сентября 1911 года в глубинах штата Кентакки (Kentucky), на родительской ферме неподалеку от небольшого селения Роузин (Rosine, KY) в Огайо-каунти (Ohio County), и был последним ребенком в многодетной семье фермеров Джеймса Монро (James Buchanan Monroe) и Мелиссы Вандайвер (Malissa Vandiver). Когда родился Билл, отцу было уже почти пятьдесят четыре года, а матери ‒ сорок один. Биографы музыканта пишут, что они уже не планировали иметь детей и их последыш родился «случайно». Из-за большой возрастной разницы между Биллом и остальными братьями и сестрами, ему не с кем было играть в детстве и мальчик был обречен на частое одиночество, а значит ‒ на ранние размышления о том, что его окружало. Возможно, в какой-то степени это способствовало его приходу к музыке. Еще одним обстоятельством, отразившимся на будущем ребенка, стало очень плохое зрение и сильное косоглазие. Из-за последнего Билл подвергался насмешкам сверстников, поэтому всячески избегал их. Семья, отчий дом на проселочной дороге, близкие люди составляли круг его общения в детстве. И конечно ‒ музыка, которой были увлечены старшие в редкие часы досуга.

Первым учителем Билла была его мать, которая пела старые песни и баллады, играла на гармонике, аккордеоне, фиддле и даже выступала на танцевальных вечеринках в Роузине. Играли в семейном бэнде и его братья. С восьми лет Билл начал осваивать мандолину, но только потому, что на этом инструменте никто в семье не играл... Увы, семейная музыкальная идиллия длилась недолго: осенью 1921 года, когда Биллу только-только исполнилось десять, Мелисса умерла. С тех пор главным наставником Билла, в том числе музыкальным, стал брат матери ‒ дядя Пэн (Uncle Pen / Pendleton Vandiver), сельский фиддлер. С двенадцати лет он начал привлекать Билла к участию в танцевальных вечеринках вокруг Роузина: подросток подыгрывал ему на гитаре. Вдвоем они зарабатывали два доллара за ночь, а иногда и все пять! И дядя, как вспоминал Билл Монро, честно отдавал ему половину. Но главное было в том, что с того времени Билл понял: он будет музыкантом. Подыгрывая дяде на танцах, он видел, что находится в центре важного события, под его музыку танцуют взрослые, ему рады, ему благодарны и никто не обращает внимания на его косоглазие...

Затем Билл попал под влияние чёрного музыканта Арнольда Шульца (Arnold Shultz), которому на момент знакомства с Биллом было около сорока. Шульц работал угольным грузчиком и жил в доме у железной дороги, а по выходным и праздникам играл на фиддле и на гитаре...

...Арнольд Шульц родился в феврале 1886 года в Огайо-каунти, под Кромвеллом (Cromwell). Похоже, дороги жизни этого музыканта прошли через Миссисипи, где он работал какое-то время на речных пароходах, а также Новый Орлеан, в котором музыкант проводил зимы и напитывался тамошними музыкальными традициями и влияниями. В начале двадцатых Шульц входил в состав базировавшегося в Огайо-каунти бэнда некоего Форреста «Бутс» Фота (Forrest "Boots" Faught), исполнявшего хиллбилли и диксиленды. Все участники этого бэнда были белыми, за исключением Шульца. Хотя этот музыкант так и не был записан, знавшие его, как белые, так и черные, признавались, что ничего равного не слышали...

«Впервые я увидел Арнольда Шульца на танцах в Роузине, ‒ вспоминал впоследствии Билл Монро. ‒ Арнольд и еще два цветных парня играли там на танцах... Люди по всему Кентакки любили Арнольда, и, когда он играл, вокруг тотчас собиралась толпа и слушала, пока он не уставал...»

Но главным для юного Билла было не то, на чем играл Шульц, и даже не то, как он играл, а то, что именно он играл. То были блюзы: «Есть вещи, которые я заимствовал у Арнольда Шульца... Я запоминал их, для того чтобы потом воссоздать в своей музыке. Тогда он играл блюзы, и я тоже хотел блюза в своей музыке, понимаете!»

И уже вскоре Билл подыгрывал Арнольду Шульцу, как прежде своему дяде... Он стремительно развивался, впитывал репертуар Шульца и других музыкантов, коими была полна местность вокруг Роузина... Так в душе Билла Монро, в его сердце зарождался необыкновенный синтез самых разнообразных музыкальных жанров и традиций, который он смог воплотить в будущем, став одним из музыкальных новаторов и достигнув национальной славы.

Но отчий дом в предместьях Роузина, сам этот далекий городок, могилы родных и близких, проселочная дорога, у которой прошло его детство, — всегда сопровождали Билла Монро в душе и памяти и в его песнях. Сначала он воплощал замыслы вместе со старшими братьями — Бёрчем (Birch Monroe, 1901-1982) и Чарли (Charlie Monroe, 1903-1975), с которыми он составил трио; затем, во второй половине тридцатых, Билл выступал дуэтом с Чарли, и записи the Monroe Brothers для лейбла Bluebird стали популярными. Но наибольшего признания Билл достиг в сороковые, когда в состав его бэнда — the Blue Grass Boys — вошли такие мастера, как гитарист Лестер Флэтт (Lester Flatt, 1914-1979), фиддлер Чубби Вайс (Chubby Wise, 1915-1996), басист Ховард Уоттс (Howard Watts, 1913-1970) и совсем недавно ушедший из жизни великий банджоист Эрл Скраггс (Earl Scruggs, 1924-2012 ), в то время самый молодой участник бэнда. Тогда-то и прозвучало на всю Америку новое слово ‒ блюграсс, а вместе с ним люди узнали и о Роузине...

Билл Монро играл на своей легендарной мандолине до глубокой старости, сохраняя и необыкновенную технику, и свой высокий и утонченный аппалачский голос. Будучи признанной звездой, патриархом блюграсс, одним из главных героев Нашвилла (Nashville, TN) и Гранд Ол Опри (Grand Ole Opry), которого привечали президенты страны, он часто приезжал в Роузин со своим бэндом и выступал в местном танц-холле The Rosine Barn Jamboree, где его слушали самые дорогие ему почитатели. И он всякий раз подходил к полуразрушенному родительскому дому, где прошло его детство...

В документальном фильме High Lonesome: The Story of Bluesgrass Music повествуется о многих важных событиях музыкальной истории Америки, но, пожалуй, самый важный и до слёз трогательный момент ‒ когда убеленный сединами Билл Монро осматривает давно опустевший отчий дом и вспоминает детство...

Именно этот эпизод и привел однажды нас с Светланой Брезицкой в Роузин, к бывшему дому Билла Монро. Каково же было наше удивление, когда, вместо развалин, перед нами предстал полностью восстановленный дом патриарха музыки блюграсс, с уникальной музейной экспозицией внутри!

Вокруг дома также восстановлен исторический ландшафт. А деревья перед домом ‒ всё те же! И у самых корней того самого дерева, под которым Мелисса когда-то пела маленькому Биллу старые баллады, мы увидели голубоватую траву! Это был какой-то особенный мятлик! От него и название ‒ bluegrass!

И конечно, мы побывали на кладбище в Роузине, где покоится многочисленное семейство Монро и где высится обелиск на могиле Билла ‒ сáмого младшего из детей Джеймса и Мелиссы. Вряд ли они предполагали, что их младший ребенок принесет их роду такую славу. И как жаль, что они не успели услышать его великие песни, включая самую знаменитую из них ‒ Blue Moon Of Kentucky.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Blue moon of Kentucky keep on shining,

Shine on the one that's gone and proved and true.

Blue moon of Kentucky keep on shining,

Shine on the one that's gone and left me blue.

 

It was on one moonlight night,

The stars shining bright

And they whispered from on high:

"Your love has said goodbye".

Blue moon of Kentucky keep on shining,

Shine on the one that's gone and said goodbye...

 

          * * *

 

На представленных снимках, сделанных в штате Кентакки в сентябре 2007 года, ‒ дом Чарли Монро, находящийся в нескольких милях от Роузина. И хотя этот дом еще крепкий, в нём сегодня никто не живет. Завидев нас, на обочине остановился путешествующий сингер. Едва поздоровавшись и разузнав, кто мы и откуда, он достал гитару и спел одну из вещей братьев Монро... Сингер из Спартанбурга (Spartanburg, SC), штат Южная Каролина, направлялся к восстановленному дому Билла Монро, чтобы наконец побывать в музее своего кумира...

Далее на снимках ‒ сам знаменитый дом, в котором прошло детство основателя музыки блюграсс, и несколько фотографий, сделанных внутри дома, где воссоздано скромное убранство многодетной фермерской семьи.

На последующих снимках ‒ легендарный Роузин: небольшой сельский магазин, куда ходили за продуктами и необходимыми товарами Билл Монро и вся его семья. И этот же магазин служил джуком, где отдыхали, слушали музыку, веселились жители Роузина. А рядом ‒ деревенский концертный зал, устроенный в большом сарае. Здесь много раз выступали самые знаменитые музыканты блюграсс, включая и Билла Монро... Все здесь священно: Роузин для ценителей музыки блюграсс ‒ что для христиан Вифлеем...

А далее ‒ кладбище, на котором покоится прах Билла Монро, его брата Чарли и всего семейства Монро-Вандайвер... (Снимки сделаны в мае 2015 года.)

Наконец, несколько снимков, сделанных в Международном музее музыки блюграсс в Овенсборо (International Bluegrass Music Museum in Owensboro).

Среди самых ценных экспонатов ‒ подлинные музыкальные инструменты легендарных участников The Blue Grass Boys, включая знаменитую мандолину Билла Монро. Выставлены также и его записная книжка, и старый кондовый фиддл ‒ на таком же играли дядя Пэн и Арнольд Шульц, ‒ и старые концертные афиши. Приятно было заметить, что одна из них из России...

 

                                                              *    *    *                       

                                                      

 

 

В апреле 2015 года в одном из антикварных магазинов в Центральном Техасе мы купили за 2 доллара программу Фестиваля музыки кантри, состоявшегося в феврале 1964 года в Далласе (Sportatorium). Главным действующим лицом Фестиваля были Билл Монро и его The Blue Grass Boys. К нашей радости, на програмке оказались автографы, в том числе и великого основателя блюграс.