82. На родине Гертруды «Ма» Рэйни (Gertrude "Ma" Rainey). Part 1. Коламбус, Джорджия (Columbus, GA). The Liberty Theatre

Центр Коламбуса (Columbus, GA) ― один из самых уютных и ухоженных в штате Джорджия, он в чем-то европейский: мало где можно увидеть летние кафе прямо на тротуаре главной улицы, да еще чтобы там сидели отдыхающие горожане. Все же уличные кафе ― традиция не американская, да и вообще американцы так не отдыхают… С Коламбусом связаны судьбы сразу нескольких выдающихся музыкантов прошлого: здесь когда-то жил легендарный Блайнд Томас Виггинс (Thomas "Blind Tom" Wiggins, 1849 – 1908), слепой черный музыкант-самородок, бывший раб с удивительной и драматичной судьбой; в Коламбусе проживали два великих и некогда очень популярных фолк-музыканта Том Дарби (Tom Darby, 1891-1971) и Джимми Тарлтон (Jimmie Tarlton, 1892-1979); наконец, Коламбус считается родным городом Гертруды «Ма» Рэйни (Gertrude “Ma” Rainey, born Gertrude Pridgett, 1886-1939), ― здесь великая блюзовая певица родилась, выучилась петь, впервые выступила на сцене местного театра с сольным номером, сюда возвращалась из гастрольных туров и после очередных звукозаписывающих сессий для Paramount; в Коламбусе она прожила последние годы и нашла свой последний приют… И надо отметить, что город достойно хранит память о Мадам Рэйни как об одном из наиболее значительных горожан в своей истории.

Среди достопримечательностей, связанных с Мадам Рэйни, ― её семейный дом-музей, восстановленный несколько лет назад; открытый в 1871 году и по сей день функционирующий городской театр The Springer Opera House, на сцене которого состоялось первое выступление четырнадцатилетней Гертруды Приджитт в небольшом шоу, и вроде бы именно там её впервые увидел будущий муж ― Вилл «Па» Рэйни (William "Pa" Rainey, c.1876-1919); расположенная неподалеку от дома певицы церковь Friendship Baptist Church, прихожанкой которой она была до последних дней; а William также находящийся рядом с церковью The Liberty Theatre, которым в тридцатые годы управляла великая певица. Конечно, священным местом для почитателей «Ма» Рэйни является её могила на кладбище Porterdale Cemetery. Фотографии этих и других памятных мест мы и представим в наших фотоочерках.

Считается, что первое сольное выступление Гертруды «Ма» Рэйни состоялось в The Springer Opera House примерно в 1900 году, поскольку певице в то время было четырнадцать или пятнадцать лет и она тогда еще носила фамилию Приджитт. То было шоу юных дарований под названием Bunch of Blackberries ― возможно, нечто подобное нынешнему American Idol, только в масштабе города или штата. The Springer Opera House Что пела в тот вечер Гертруда ― неизвестно, но только не блюз. Его Гертруда, по её собственным воспоминаниям, услышала только в 1902 году в одном из городков штата Миссури (Missouri), где она выступала с шатровым шоу, ― тогда она уже была замужем за Виллом Рэйни и носила его фамилию. Историю того, как «Ма» Рэйни впервые услышала блюз, она поведала в тридцатые годы композитору, фольклористу, профессору Университета Фиска (Fisk University) Джону Весли Уорку-III (John W.Work, Jr), а уже он эту историю обнародовал.

 

«Рэйни рассказывает о незнакомой девушке из города, которая однажды утром подошла к шатру и начала петь о неком, покинувшем её, мужчине. Песня была настолько необычной, горькой и трогательной (strange and poignant), что буквально завораживала. "Ма" Рэйни заинтересовалась песней, разучила её от гостьи и уже вскоре пела её в своих шоу, выходя на бис. Необычная песня вызывала впечатляющую ответную реакцию аудитории и с тех пор заняла особое место в программе певицы. Много раз её спрашивали, к какому типу можно отнести эту песню, и однажды, в момент вдохновения, Рэйни ответила: It's the Blues! (Это блюз!)

Вот что "Ма" Рэйни рассказала мне, когда позволила взять у себя интервью в Douglass Hotel в Нэшвилле (Nashville, TN), где выступала её труппа. Она также сообщила, что случившийся пожар уничтожил газетные вырезки, где упоминалось, что она пела эти удивительные песни еще в 1905 году. Рэйни добавила, однако, что, после того как начала петь блюзы, хотя их тогда так не называли, она часто слышала похожие песни во время своих путешествий». (John W.Work, Jr. American Negro Songs And Spirituals: A Comprehensive Collection Of 230 Folk Songs, Religious And Secular. New York: Bonanza Books, 1940, pp.32-33.)

 

Этот важный документальный эпизод свидетельствует о том, что в начале века, по крайней мере в самые первые годы, в Коламбусе, втором по значению городе штата Джорджия, блюза еще не знали. Если бы было иначе, то талантливая девушка из черной секции города, конечно же, его бы слышала…

 

Friendship Baptist Church

 

После своего возвращения в Коламбус в 1935 году, «Ма» Рэйни поселилась в черной секции в своём семейном красивом двухэтажном доме на 5-й авеню (Fifth Avenue) и тогда же стала прихожанкой находящейся неподалеку Friendship Baptist Church, в которой в то время служил дьяконом её брат Томас Приджитт (Thomas Pridgett). Став члном конгрегации, великая блюзвумен пела в церковном хоре и активно участвовала в благотворительной деятельности общины. Здание церкви, как можно судить по фотографиям, и по сей день в целости и сохранности. 

 

The Liberty Theatre

 

Построенный в 1924 году, он стал первым театром для черных Коламбуса и одним из немногих подобных театров в Джорджии. Здесь проводились киносеансы, ставились театральные и музыкальные спектакли и, конечно, проходили концерты. На сцене театра в разное время выступали Мариан Андерсон (Marian Anderson), Этель Уотерс (Ethel Waters), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Лина Хорн (Lena Horn), Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald)… Конечно, здесь играли самые именитые оркестры, в том числе Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway), Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Чика Уэбба (Chick Webb)… Блистала на сцене The Liberty Theatre и сама Гертруда «Ма» Рэйни с самыми разными музыкантами из своего шоу. Известно также, что по крайней мере один раз она пела здесь вместе с Бесси Смит (Bessie Smith). И уж, конечно, пели они самый настоящий блюз!

Как проходили шоу Мадам Рэйни?

У нас имеется свидетельство счастливца, побывавшего в 1917 году на одном из шоу «Ма» Рэйни и её Georgia Smart Sets в городе Баден, штат Северная Каролина (Badin, NC). В то время двенадцатилетний тромбонист, Клайд Бернхардт (Clyde Bernhardt) оставил подробные воспоминания о том концерте:

 

«Все тогда только и говорили о её знаменитом золотом ожерелье. Никогда прежде я не видал такого: нанизанные на нитку, золотые стодолларовые монеты чередовались с пятидесятидолларовыми, несколькими двадцатипятидолларовыми и десятидолларовыми! Монетами меньшего достоинства были пятидолларовые. Это ожерелье словно было её торговой маркой…

...Я сидел в переднем ряду, в цветной секции, и наблюдал шоу. Шатёр был большим, квадратным, почти двести футов в длину. Там продавался попкорн и жареный арахис в шелухе...

...После оркестровой увертюры поднялся занавес и явились восемь длинноногих девиц в коротких платьицах. Это не были самые красивые девушки, каких я видел в своей жизни. Вообще-то, они были просто страшными, хотя легкий макияж делал их сносными. Зато они действительно умели здорово танцевать в шеренге (dance up a streak). Затем выходили парни, что были на подпевках (the chorus boys), и танцевали в той же шеренге. Зрители просто обожали этих тёртых девчонок и парней. Когда они закончили свой танец, на заднем плане возникли огромные декорации, изображающие хлопковое поле… Выступление "Ма" Рэйни завершало представление. Приготовляясь к своему выходу, великая леди начинала петь ещё из-за сцены, а когда поднимался занавес, она величественно являлась публике, сверкая золотыми зубами и дорогим золотым ожерельем… Когда она доходила до центра сцены и представала в янтарном свете прожекторов, публика буквально неистовствовала. "Ма" Рэйни являла собой всё то, чем должен был быть шоу-бизнес. Да она и была шоу-бизнесом!..

...Её первой песней был "St.Louis Blues" в медленно тянущемся темпе. Потом, кажется, последовал "Yellow Dog Blues", с речитативным вступлением, повествовавшим об её ‘Изи Райдере’ (Easy Rider, т.е. любовник – В.П.) и о других личных проблемах. Заканчивала "Ма" Рэйни собственным "See See Rider Blues", а в финале переходила к громкому "Walkin’ The Dog", который также называли "Get Over Sal, Don’t You Linger". Затем весь её хор выступал за нею, стоя в едином ряду, а она принималась танцевать, выстукивая каблучками. В словах её песни содержались инструкции к танцу, и когда она объявляла шаг, то все также вышагивали. И вскоре вся труппа была на сцене – жонглёры, наездники, сингеры, комедианты, – все плясали, словно обезумев, а "Ма" Рэйни кричала, притопывая! Она требовала: "Walk!" (Шагайте!), – но все тотчас замирали! После многих её команд она в конце концов приказывала: "Squat!" (На корточки!), – и вся труппа, включая и саму "Ма" Рэйни, давясь диким хохотом, бухалась на корточки…» (Jim Prohaska. «Ma Rainey And Her Jazz Hounds». 78 Quarterly #12, p.41.)

 

Примерно так же проходили шоу «Ма» Рэйни и в её родном Коламбусе.

А владела она The Liberty Theatre уже в тридцатые, после того как закончила записываться для Paramount, которому верой и правдой служила с начала двадцатых.

Мадам Рэйни была очень деловой хозяйкой, а выступать в её театре считалось большой честью. Она являлась национальным достоянием Америки, звездой блюза, приведшей на сцену многих и многих молодых музыкантов, так что успех театру был обеспечен самим её именем. Она также владела двумя подобными театрами (The Lyric и The Airdrome) в городе Роуме (Rome, GA), к северо-западу от Атланты, и, как отмечают специалисты, управлялась со всем этим нехилым хозяйством…

 

Большое панно в холле The Liberty Theatre

 

На представленных ниже фотографиях мы видим восстановленный The Liberty Theatre, в котором и сегодня идут спектакли и концерты. Всё та же сцена, на которую ступали легендарные музыканты, и, как нам сказали, даже стулья ― из времен «Ма» Рэйни: только обивка новая… На прежнем месте расположены и гримёрные, где готовились к выступлению музыканты. В этих гримерных они частенько ночевали… Можно включить воображение и представить, как все эти музыканты, в том числе великие, уставшие после концерта, располагались по углам: известно, что на Юге (да и на Севере) были проблемы с гостиницами для черных, так что спать приходилось где придется, а у гостеприимной Мадам Рэйни все чувствовали себя как дома… Поглядите, на том же месте расположена и кухня: музыкантам готовили здесь еду… Славные были времена!..

В 70-х годах театр закрылся, казалось, навсегда… Но вот нашлись средства, и в последние годы The Liberty Theatre вновь открыт, его сцена вновь принимает артистов со всего Юга, со всей Америки! И в его стенах живет память о великой его хозяйке ― Гертруде «Ма» Рэйни…