OKeh 8122 (race series). Virginia Liston

 

                                «Jail House Blues» / «Shreveport Blues»

 

     

    Virginia Liston (с.1890-1932)

Accompanied by Clarence Williams on piano (side B);

possibly Sylvester Weaver on guitar (side A)

 

Не много сведений дошло до нас о Вирджинии Листон, хотя в продолжение двадцатых она часто выступала в различных театральных шоу, не раз ездила с турами по штатам и много записывалась для OKeh, в том числе с известными и даже великими музыкантами. Молчат о Вирджинии все известные мне джазовые и блюзовые энциклопедии, и только биографический словарь Шелдона Хэрриса (Sheldon Harris, 1924-2005) Blues Who’s Who посвящает ей страничку и помещает фото. Ещё несколько раз вспоминает певицу Сидней Беше (Sidney Bechet, 1897-1959) в своей автобиографической книге Treat It Gentle. В частности, Беше упоминает гостеприимный дом Листон в Вашингтоне (Washington, DC), где в самом начале двадцатых часто собирались джазовые и блюзовые музыканты и где он познакомился с Бесси Смит (Bessie Smith, 1894-1937).

По неточным сведениям, Вирджиния Листон родилась в Луизиане, примерно в 1890 году... Но ведь Луизиана – штат большой, а год рождения певицы – не точный, поэтому честнее признаться, что о рождении и юных годах Вирджинии почти ничего не известно. Сообщается, что около 1912 года она пела блюзы в Segal Theater в Филадельфии, штат Пенсильвания (Philadelphia, PA). Затем на какое-то время осела в Вашингтоне, где стала известной не только благодаря таланту певицы, но и своим гостеприимным домом, о котором и упоминает Беше. В 1920-1923 годах под эгидой Theatre Owners Booking Association (TOBA) Листон участвовала в турах по южным штатам вместе со своим тогдашним мужем – актером, певцом и шоуменом Сэмом Греем (Sam H. Gray). В те годы они выступали дуэтом под названием Liston & Liston, из чего делали вывод, будто Вирджиния была более известной, чем её муж, выступавший под фамилией жены... В 1921 году Вирджиния работала также в Lyric Theater (Новый Орлеан), в Monogram Theater (Филадельфия) и в Rafe's Paradise Theater (Атлантик-Сити, Нью-Джерси). Затем она остановилась в Нью-Йорке, где выступала на театральных подмостках Гарлема.   

Как и другие водевильные певицы двадцатых, во время сессий звукозаписи Листон исполняла вошедшие в моду блюзы, и, судя по частым приглашениям в студию, эти записи имели коммерческий успех. А впервые Вирджиния Листон оказалась в студии грамзаписи OKeh в сентябре 1923 года. Туда её привлек один из отцов джазовой сцены Нью-Йорка – пианист, композитор и влиятельный антрепренер Клэренс Вильямс (Clarence Williams, 1893-1965). И он же аккомпанировал певице в течение нескольких последующих сессий. В январе 1924 года с его подачи был записан еще и дуэт Вирджинии с Сэмом Греем, которым сам Клэренс подыгрывал на фортепиано. Однако единственная пластинка дуэта с уходящим в прошлое водевильным репертуаром спросом не пользовалась. Дуэт вскоре распался, а вместе с ним распался и брак Вирджинии, после чего певица выступала и записывалась самостоятельно. Она работала в театрах Питтсбурга, штат Пенсильвания, и в Детройте, штат Мичиган, участвовала в турах по Восточному побережью и в шоу Eliza Scandals Revue, а также записывалась на пластинки...

В октябре 1924 года два блюза Вирджинии – «Early In The Morning» и «You've Got The Right Key, But The Wrong Keyhole» – были записаны под аккомпанемент сессионного бэнда Clarence Williams' Blue Five с участием сразу двух молодых новоорлеанских гениев – Луи Армстронга (Louis Armstrong, 1901-1971) и Сиднея Беше.

Было бы очень интересно услышать два её блюза, спетые под аккомпанемент необыкновенно талантливой Лави Остин (Cora "Lovie" Austin, 1887-1972) и не отмеченного в справочнике кларнетиста. Увы, записанные в апреле 1926 года, эти блюзы почему-то так и не были изданы... А в последний раз певица была в студии 29 мая 1926 года в Чикаго, и её фривольный блюз «Rolls Royce Papa», записанный и изданный на Vocalion, стал в своё время очень популярным...

Спустя несколько лет Листон во второй раз вышла замуж,  покинула сцену и переехала в Сент-Луис (St.Louis), где примкнула к одной из церковных общин... В июне 1932 года в местной прессе промелькнуло сообщение о смерти Вирджинии Листон, поэтому тот год и принято считать последним в жизни певицы.   

 

Теперь о пластинке OKeh 8122...

«Shreveport Blues» записан, предположительно (circa), 24 ноября 1923 года в Нью-Йорке. На фортепиано певице подыгрывает всё тот же Клэренс Вильямс.  

«Jail House Blues» записан, предположительно, 10 января 1924 года. И хотя на этикетке указано, что Листон аккомпанирует Сидней Беше, да еще на гитаре (!), в справочнике Blues & Gospel Records, 1890-1943 отмечено, что гитаристом, вероятно (possibly), является Силвестер Вивер (Sylvester Weaver, 1896 or 1897-1960). В своё время эта издательская вольность Клэренса Вильямса вызвала негативную реакцию Беше: 

«Проблема с Клэренсом состояла в том, что он никогда никому из нас не давал кредита за выступления. (То есть не фиксировал имена музыкантов при записи, в результате на этикетке пластинки издатели отмечали лишь инструменты. – В.П.) Я говорил с ним об этом, и в конце концов он подписал моё имя под двумя сессиями: в одной из них я вообще не играл, а в другой, это была сессия с Вирджинией Листон, он написал, будто я играл на гитаре! По этой причине я и оставил его. И Луи имел с ним те же проблемы, и он тоже ушёл» (Treat It Gentle. An Autobiography by Sidney Bechet. New York, A Da Capo Paperback, 1978, p. 146).

Те, кто автобиографии Беше не читал, всерьез полагали, что великий новоорлеанец играл еще и на гитаре... Кстати, участие в записи Силвестера Вивера также под вопросом, о чем и заявляет предусмотрительно справочник. Вивер был одним из наиболее технически одаренных блюзовых гитаристов двадцатых, в то время как аккомпанемент «Jail House Blues» на удивление прост... Впрочем, аккомпанировать просто (не примитивно!) тоже надо уметь...

Добавим к сказанному, что практически все записи Вирджинии Листон неоднократно переиздавались на самых различных звуковых носителях и доступны к прослушиванию.

 

 

  

Вернуться на главную страницу рубрики