Columbia 1182-D. Truett and George

 

«Wabash Blues» / «Ghost Dance»

 

 Harry George        Velma Stevens Truett, banjo; Harry George, steel guitar

 

San Francisco, California.  July 10, 1927

 

 Эта пластинка выбивается из общего ряда, потому что непросто отнести её к какому-то определенному жанру и стилю, хотя, из-за steel guitar и техники игры, здесь присутствует влияние гавайских музыкантов, c начала двадцатых очень популярных на Западном побережье. В то же время на первой стороне представлена инструментальная версия «Wabash Blues», широко известного благодаря записавшим его в начале двадцатых популярным водевильным блюзвимен Люсил Хегамин (Lucille Hegamin, 1894-1970) и Мэми Смит (Mamie Smith, 1890-1946), а также сразу же нескольким известным танцевальным оркестрам, записавшим инструментальные версии. А уже после выхода пластинки Columbia 1182-D было записано множество разных версий «Wabash Blues» как белыми, так и черными музыкантами (в частности, Memphis Jug Band). Кстати, записывали «Wabash Blues» и гавайские музыканты...

Не многое известно о гитаристе и банджоисте Хэрри Джордже (Harry George, ?-1934), почти ничего — о его напарнице банджоистке Велме Труэтт (Velma Stevens Truett, 1901-?). При этом Джордж был известен больше как изобретатель особенного банджо — Trujo banjos — и как автор учебного пособия для него.

Из разрозненных сведений (большая их часть - здесь) удалось узнать, что в 1923 году Хэрри Джордж подрабатывал игрой на одной из мелких радиостанций в Сан-Франциско, Калифорния (San Francisco, CA). Обычно радиостудии там устраивались в номере какого-нибудь отеля, и поскольку они не располагали музыкальными собраниями, то нуждались в музыкантах. Джордж был банджоистом, но примитивная студийная аппаратура того времени не могла передать качественное звучание банджо (плавал звук), поэтому Джордж играл на гитаре. Однако вскоре ему пришла нехитрая идея поставить на банджо гитарные струны и использовать гитарные  настройки. И модернизированный под гитару банджо действительно зазвучал по-новому, и радиоволны передавали этот звук особенно хорошо, без искажений. Так, благодаря музыканту-изобретателю появился прообраз нового вида банджо, названного впоследствии Trujo.

Новая идея принесла Хэрри Джорджу успех и повысила интерес слушателей к музыкальным радиопередачам с его участием. Проявился интерес и к необычному банджо. Предприимчивый Джордж отозвался на запрос: он покупал банджо компании Gibson, модернизировал под свой стандарт, после чего выставлял на продажу вместе с написанным им учебником, включавшим инструкцию и сто пьес для этого особенного банджо.

В 1924 году Хэрри Джордж повстречался с двадцатитрехлетней Велмой Труэтт, о которой известно, что она родилась и выросла на одном из отдаленных ранчо в Неваде, что она была умна, образованна, общительна и, главное, отлично играла на банджо. Также в одной из коротких заметок сообщается, что Велма была хороша собою. В Сан-Франциско молодая особа прибыла, чтобы проявить себя в городской среде именно как банджоистка, так что встреча с Хэрри Джорджем оказалась для нее весьма кстати. Они не только стали выступать дуэтом, но, используя уже имеющиеся наработки Джорджа, организовали совместный бизнес, основав в 1926 году фирму the Truett-George “TRUJO” Banjo Company.

Поскольку модернизированные под гитару банджо хорошо раскупались, магазины музыкальных инструментов сами закупали банджо Gibson, передавали их Джорджу и Труэтт для переделки, после чего выставляли на продажу. А вскоре пара уже напрямую сотрудничала с компанией Gibson, и их банджо пользовались особенно высоким спросом в Европе, куда инструменты доставлялись по почте.

Как видим, мы имеем дело не просто с музыкантами, но ещё и с удачливыми бизнесменами. И все же нас Велма Труэтт и Хэрри Джордж интересуют больше как самобытные музыканты.

Поскольку сложно отнести их к какому-то одному жанру, их обходят стороной исследователи этих жанров, поэтому и информации о дуэте нет ни в каких известных нам исследованиях. Также сведений о дуэте Truett and George нет ни в блюзовых справочниках, ни в справочниках музыки кантри, но в нашем распоряжении имеется набирающий вес интернет-ресурс Discography of American Historical Recordings (DAHR). Из опубликованных данных (см. здесь) следует, что всего у дуэта проведено две звукозаписывающие сессии, обе для Columbia. Первая состоялась 10 июля 1927 года в Сан-Франциско; вторая – 20 апреля 1928 года в Лос-Анджелесе. Всего записано пять инструментальных мелодий, четыре из которых изданы на двух пластинках. Записанная в первую сессию пьеса «Slue Foot» издана не была, и, вероятно, мы уже никогда ее не услышим... Итого, четыре инструментальные пьесы – две пластинки! 

Не много. Но в двадцатые годы в далекой Калифорнии сделано не так много коммерческих записей и почти совсем нет музыки, которую мы относим к фольклору. Так что две редкие пластинки дуэта Truett and George, одну из которых мы представляем на этой странице, имеют большую ценность... И конечно, нам очень важно знать и помнить имена музыкантов, важно хранить в памяти хотя бы какие-то сведения об их судьбе, пусть это и крупицы...

В 1929 году дуэт распался, их бизнес перешел к другим и вскоре закрылся, что наверняка связано с наступлением Великой депрессии. Хэрри Джордж оставляет Велму Труэтт и переезжает в город Кламат Фоллс, штат Орегон (Klamath Falls, OR), женится и зарабатывает тем, что обучает желающих игре на банджо. Изредка он выступает с концертами в составе небольших бэндов. 14 марта 1934 года, возвращаясь после концерта, посвященного Дню св.Патрика, Хэрри Джордж попадает в автомобильную аварию и гибнет... 

Как и где провела последующую жизнь Велма Труэтт, когда умерла и где покоится её прах, выяснить пока не удалось. Не отыскал я и хотя бы одну её фотографию, Старое ранчо в Невадепоэтому остается только гадать, каковой была эта банджоистка из далекой Невады... Зато выяснил, что имеется редкое и ценимое специалистами иллюстрированное исследование, посвященное истории хозяйств по разведению лошадей и крупного рогатого скота в Неваде, — On the Hoof in Nevada: An Ownership History of Nevada Cattle and Horse Brands 1854 to 1950. Автор исследования — Велма Стивенс Труэтт, и что-то мне подсказывает, что это именно наша банджоистка, когда-то родившаяся и выросшая на одной из подобных ферм в Неваде.

И еще – в интернет-магазине reverb.com выставлен на продажу Gibson Truett Tenor Banjo, некогда сделанный на фирме Велмы Труэтт и Хэрри Джорджа. Как сообщается в аннотации, компанию Велма продала своим бывшим работникам, перед тем как вернулась в родную Неваду. Может, какой-нибудь закоренелый банджоист, читающий наш очерк, возьмет и выкупит его. Ведь тогда, кроме прочего, он станет обладателем самого настоящего чуда, сможет радоваться и радовать других «живым» звучанием уникального инструмента, которому без малого век!   

 

 

 

 

 

 

Вернуться на главную страницу рубрики