Columbia 698-D. New Orleans Wanderers

 

«Perdido Street Blues» / «Gate Mouth»

 

lill-5.jpg

The New Orleans Wanderers

George Mitchell, trumpet-cornet; Kid Ory, trombone; Johnny Dodds, clarinet;

Joe Clark, alto sax.; Lil Hardin-Armstrong, leader, piano; Johnny St. Cyr, banjo

 

Chicago, Il.  July 13, 1926

 

The New Orleans Wanderers и the New Orleans Bootblacks – названия одного и того же бэнда, которым во время сессий для Columbia, состоявшихся в Чикаго в июле 1926 года, формально руководила Лиллиан Хардин-Армстронг (Lillian Hardin Armstrong, 1898-1971). Сам великий музыкальный новатор, связанный контрактом с фирмой OKeh, в сессиях участия не принимал, но зримо и незримо присутствовал на всех записях, сделанных 13 и 14 июля и вскоре вышедших на четырех колумбийских дисках. Columbia 698-D – первый из них.  

То было счастливое время для Луи Армстронга (Louis Armstrong, 1901-1971), время его утверждения как ведущего джазового музыканта и новатора. После возвращения в Чикаго из Нью-Йорка он работал в оркестре своей жены в кафе Dreamland, затем в оркестрах скрипача Эрскина Тейта (Erskine Tate, 1895-1978) Louis Armstrong and his Hot Five. L-R: Johnny St. Cyr, Kid Ory, Louis Armstrong, Johnny Dodds and Lil Hardin-Armstrong. Source: Shining Trumpets. A History of Jazz by Rudi Blesh, fourth ed., 1958в Vendome Theater и Кэрролла Дикерсона (Carroll Dickerson, 1895-1957) в Sunset Cafeно, как оказалось, главным для джазовой истории были его легендарные сессии в составе the Hot Five, лидером и звездой которых Армстронг являлся. Сессии проводились ровно год, с ноября 1925-го по ноябрь 1926 года, при этом состав практически не менялся: лишь в самую последнюю сессию многоопытного Кида Ори (Kid Ory, 1886-1973) сменил Хенри Кларк (Henry "Hy" Clark). Уточним, что все сессии квинтета the Hot Five были организованы и проведены Ричардом Джонсом (Richard "My Knee" Jones, 1892-1945), пианистом, композитором, бэнд-лидером и музыкальным продюсером, отвечавшим в OKeh Records за «расовую серию» (race series). Будучи новоорлеанским музыкантом, прошедшим школу Сторивилла (Storyville), Джонс, по прозвищу «Моё колено», лучше многих знал, кого из своих земляков, обитавших в чикагском Черном поясе (Chicago's Black Belt), следует привлекать в студию, отлично ориентировался, кто из них в каком месте в тот момент Louis Armstrong and his Hot Fiveработал, так что идея присоединить к чете Армстронг тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса (Johnny Dodds, 1892-1940) и банджоиста Джонни Сент-Сира (Johnny St. Syr, 1890-1966) принадлежит, скорее всего, именно ему, при несомненном участии в этом действе Лиллиан Хардин-Армстронг, известной своими лидерскими и деловыми способностями.

Благодаря последнему, а также из-за всевозраставшего интереса к Горячей пятерке со стороны потребителей и могущественных конкурентов удерживать монополию хиреющего OKeh на армстронговский квинтет было не так-то просто.  28 мая 1926 года, тотчас после записи оркестром Эрскина Тейта (Erskine Tate's Vendome Orchestra) «Static Strut» и «Stomp Off, Let's Go» для Vocalion, к двум задержавшимся в студии участникам этого оркестра,  Луи Армстронгу и Сент-Сиру, незаметно присоединились подоспевшие Лил Хардин, Кид Ори и Джонни Доддс, после чего квинтет записал «Georgia Bo Bo» и «Drop That Sack», которые Vocalion затем успешно издал, предусмотрительно подстраховавшись именем Лил Хардин – Lill's Hot Shots...

А что? Работать приходилось помногу, подолгу и иногда с риском: Лил и Луи только что купили роскошный одиннадцатикомнатный дом на 44-й улице, обставили его, перевезли в него своих родных и близких, так что деньги молодым нужны были позарез... (См. наш фотоочерк.)

...Это мы сейчас разглядываем бесценную All Of Me. The Complete Discography of Louis Armstrong Джоса Виллемса (Jos Willems), изданную в 2006 году. А в добром старом красном «кирпиче» Брайана Раста (Brian Rust, 1922-2011) Jazz Records: 1897-1942 отмечено, что Vocalion, под видом Lillian Armstrong's Serenaders, записывал нашу Горячую пятёрку ещё 20 апреля («After I Say I'm Sorry» и всё ту же «Georgia Bo Bo»), и даже предполагается (probably), что на корнете играл сам Армстронг... Но по каким-то причинам материалы этой короткой сессии не были изданы (rejected), и 28 мая настойчивый Вокалион повторил попытку, на этот раз удачную, и спасибо ему за это, иначе мы так бы и остались без этой самой «Джорджии Бо Бо». Речь, понятно, идет не о каком-то там южном штате, а о прекрасно-опасной девушке, вокруг которой увиваются толпы поклонников и ухажеров... 

Но, по-видимому, что-то все-таки случилось, Ричард Джонс, по прозвищу «Моё колено» (он сильно хромал!), обо всех этих хитростях прознал и наверняка грозил пожаловаться на Vocalion, да и на самого Луи, большим чикагским людям, которых музыканты боялись как огня. Поэтому, когда в середине июля спецы из усиливавшейся Columbia решили повторить опыт коллег из Vocalion, они уже не рисковали и сессия прошла без Армстронга, под эгидой его жены – великой пианистки, певицы и бэнд-лидерши. Дело оставалось за малым: отыскать корнетиста, звучание которого хотя бы отчасти напоминало бы корнет Армстронга, и альт-саксофониста – для усиления общего звучания. Так в составе бэнда появились саксофонист Джо Кларк (Joe Clark) и корнетист Джордж Митчелл (George Mitchell, 1899-1972). Но если о первом из них практически ничего не известно, а в истории джазовой звукозаписи он фигурирует лишь как участник рассматриваемой нами сессии, то на имени Джорджа Митчелла нам следует остановиться...

 

Этот непоседливый, особняком держащийся хрупкий музыкант, по прозвищу «Little Mitch», родился в Луисвилле, Кентукки (Louisville, KY), в марте 1899 года. Осваивать трампет начал с двенадцати лет, играл поначалу в школьном оркестре, затем стал членом брасс-бэнда в Луисвиллском музыкальном клубе и летом 1916 или 1917 года с этим оркестром выезжал в короткие туры. Потом юный Джордж, оставив Луисвилл, присоединился к знаменитому шатровому аттракциону из Миссисипи – the Rabbit's Foot Minstrel Show и в составе бэнда из этого менестрель-шоу ездил по Югу; потом присоединился к шоу A. G. Allen's Minstrels и в продолжение года странствовал уже с ними. Затем он вернулся в Луисвилл и выступал, в частности, в составе местного бэнда, которым руководил местный тромбонист Джон Эмори (John Emory). В конце 1919 года по настоянию своего учителя – трампетиста из Кентукки Бобби Вильямса (Bobby Williams) – двадцатилетний музыкант отправился искать счастья в Чикаго. Там он поначалу работал в the Grand Theatre в шоу Ирвина Миллера (Irvin С. Miller, 1884-1975) Brown Skin Models; затем, вместе со скрипачом Артуром Симсом (Arthur Sims), он восемь месяцев выступал в кафе the Club Alvadere (будущий the Nest); после этого, речь уже идет о самом начале двадцатых, играл в кафе the Deluxe с одним из отцов чикагского джаза  – новоорлеанским пианистом, композитором и сингером Тони Джексоном (Tony Jackson, 1882-1921), cо знаменитым новоорлеанским ударником Таби Холлом (Alfred "Tubby" Hall, 1895-1945). В 1921 году Митчелл оставил Чикаго и в составе Clarence Miller's Band отправился в тур, выступая в канадском Хэмилтоне, провинция Онтарио (Hamilton, ON, Canada). Затем играл в Детройте, Мичиган (Detroit, MI), после чего на некоторое время вернулся в родной Луисвилл, поиграл там, а затем присоединился к оркестру Dock Holly's Band в Милуоки, Висконсин (Milwaukee, WI). Наконец, в 1923 году он вернулся в Чикаго, где был принят на работу сначала в John Wickliffe's Band, а затем в оркестр Кэрролла Дикерсона, который, как нам известно, в то время был приписан к Sunset Cafe. В конце лета 1924 года Митчелл сотрудничал с оркестром Дока Кука (Doc Cook, 1891-1958), работая в клубах Harmon's Dreamland и the White City, а это значит, что он выступал вместе с великим Фредди Кеппардом (Freddie Keppard, 1889-1933), который являлся в этом бэнде первым Jelly Roll Morton and his Red Hot Peppers, December 1926. Standing L-R: Omer Simeon, Andrew Hilaire, John Lindsay, Johnny St. Cyr, Kid Ory and George Mitchell. Source: Riverwalk Jazzкорнетом; потом Митчелл работал в the Paradise Gardens с еще одним великим новоорлеанцем – кларнетистом Джимми Нуном (Jimmie Noone, 1895-1944) и, как сообщают источники, в это время окончательно перешел с трампета на трампет-корнет, изготовленный мастером из Айовы Хэрри Джеем (Harry B. Jay, 1860-1926), так что на нашей пластинке звучит именно этот необыкновенный инструмент... Оставив оркестр Дока Кука летом 1925 года, Джордж Митчелл присоединился (наконец-то!) к Лил Хардин-Армстронг, бэнд которой был постоянным резидентом в кафе Dreamland, и проработал в этом оркестре аж до весны 1926 года, так что Лиллиан лучше всех знала, кого можно позвать в студию вместо дорогого ей Луи...   

Как видим, к августу 1926 года одаренный уроженец штата Кентукки где только не побывал и с кем только не отметился! Он даже успел записаться: в частности, в марте Митчелл рядом с Джелли Ролл Мортоном. Red Hot Peppers, 1926Митчелл записывался для Vocalion в составе оркестра пианиста, композитора и бэнд-лидера Луи Расселла (Luis Russell, 1902-1963), куда также входили Кид Ори, Сент-Сир и Ричард «Моё колено» Джонс, который, как указано в справочниках, отпускал реплики (speech where shown). Кстати, раз уж зашла речь, в упомянутый Russell's Hot Six входили также Альберт Николас (Albert Nicholas, 1900-1973) и Барни Бигард (Barney Bigard, 1906-1980), – сплошь и рядом одни новоорлеанцы! Представляете, каким трампетистом-корнетистом надо быть, чтобы интегрироваться в столь высокое и достаточно замкнутое сообщество! Добавим, что уже после записи с оркестром, название которому придумали там же, в студии, – New Orleans Wanderers и the New Orleans Bootblacks, – Митчелл был востребован Джелли Ролл Мортоном (Jelly Roll Morton, 1890-1941), который имел честь пригласить его для участия в сессиях Red Hot Peppers, и на редких фотографиях этого легендарного бэнда мы можем видеть Митчелла рядом с великим Фердинандом. Ранний джазовый исследователь Руди Блеш (Rudi Blesh), автор книги Shining Trumpets. A History of Jazz, первое издание которой опубликовано в 1949 году, считает, что Митчелл своей работой в оркестрах Армстронга и Джелли Ролл Мортона доказывает, что "новоорлеанский джаз принадлежит любому американскому негру, который хочет его играть" (..."Little Mitch" of Louisville, Kentucky, who proves here, as he did with Morton, that New Orleans jazz belongs to any American Negro who is willing to play it) (Fourth ed., Cassell & Company, London, p.256). Так что в лице Джорджа Митчелла мы имеем не просто счастливого джазмена, волей обстоятельств вписавшегося в устойчивый коллектив единомышленников, а одного из тех немногих выдающихся трампетистов и корнетистов, которые оказались в Чикаго раньше Армстронга и своей новаторской игрой прокладывали путь новоорлеанскому гению... 

 

В мае 1940 года в Нью-Йорке, уже всемирно известный, Луи Армстронг запишет ещё раз «Perdido Street Blues» (Decca 18090). Эта версия выложена в Youtube, и ее можно прослушать (например, здесь). В оркестре рядом с Сатчмо тогда будут семь музыкантов, включая Луи Расселла и великого Сиднея Беше (Sidney Bechet, 1897-1959)... Что сказать? Изящная музыка, с филигранной изысканной техникой всё умеющих и всё постигших музыкантов, которых пытается хоть как-то удержать в рамках новоорлеанского приличия старинный армстронговский друг Затти Синглтон (Zutty Singleton, 1898-1975)... Увы! Ему это не удается, и «Perdido Street Blues» буквально разваливается. Да он ли это вообще?! Это даже не тень того феноменального, действительно блюзового звучания, которое в далеком 1926 году было скреплено страстным порывом молодых отважных музыкантов, творивших историю.