Victor 22143. Jimmie Rodgers

 

               «Frankie And Johnny» / «Everybody Does It In Hawaii»

 

 

В дискографии Джимми Роджерса (Jimmie Rodgers, 1897-1933), приведенной в биографии великого белого блюзмена из миссисипского Меридиана (Meridian, MS), написанной Ноланом Портерфилдом (Nolan Porterfield), указано, что баллада «Frankie And Johnny» и песня «Everybody Does It In Hawaii» записаны во время далласской сессии в августе 1929 года, а сама пластинка Victor 22143 была издана 22 ноября того же года.[1] Фаворита Victor записывали в банкетном зале (Banquet Hall) комфортабельного Jefferson Hotel in 1921. Dallas, TXJefferson Hotel, и сессию проводил лично Ральф Пир (Ralph Peer, 1892-1960). Он без особой охоты согласился на запись «Frankie And Johnny», потому что, во-первых, эта баллада считалась традиционной, следовательно, за неё нельзя было получить авторский гонорар; во-вторых, в начале двадцатых конкуренты Victor уже записали её в исполнении таких известных сингеров, как Эл Бернард (Al Bernard, 1888-1949), Карл Сэндбург (Carl Sandburg, 1878-1967), инструментальную версию записал оркестр Фэйта Мэрейбла (Fate Marable, 1890-1947) — Fate Marable Society Syncopators,  и, кроме того, в феврале 1928 года балладу записал для OKeh Миссисипи Джон Хёрт (Mississippi John Hurt, 1892-1966), так что с коммерческой стороны её запись была сомнительной. Но Джимми любил исполнять эту балладу, а его статус национальной звезды и вес в Victor Talking Machine Company позволяли делать всё, что только он пожелает. Так что кое-какие изменения в традиционный текст он внёс, и под собственный аккомпанемент баллада была записана 12 августа, да так(!), что нам остается только благодарить Джимми за его настойчивость.

 

 

Песня «Everybody Does It In Hawaii» также может быть отнесена к капризам Джимми Роджерса, который подпал под обаяние вошедших в моду гавайских ритмов и мелодий.

Billy Burkes, Weldom Burkes, Joe Kaipo and Jimmie Rodgers. Фото из кн. Nolan Porterfield. Jimmie Rodgers: the Life and Times of America’s Blue YodelerКак сообщает в своей книге Портерфилд, буквально накануне сессии Роджерс отправился в клуб Эл Тиволи (El Tivoli Club)  — модное питейное заведение, спикизи (speakeasy), за западе Далласа, чтобы послушать там гавайского музыканта Джо Кайпо (Joe Kaipo), специализировавшегося на вошедшей в моду гавайской гитаре. Кайпо и его приятелей-музыкантов на работе в воскресенье не оказалось, поэтому Джимми оставил ему записку. Уже на следующее утро Кайпо звонил Джимми в отель и договаривался о прослушивании, состоявшемся еще днем позже. Гаваец робел перед знаменитостью и на всякий случай позвал с собой более опытного музыканта Билли Бёркса (Billy Burkes). В результате переговоров Джимми нанял обоих, и все они сразу же приступили к подготовке музыкального материала для записи и репетициям. Под впечатлением от этой встречи музыканты вскоре сочинили новую песню, которая всего день спустя, 8 августа, была записана Ральфом Пиром во всё том же Jefferson Hotel. Джо Кайпо аккомпанировал Роджерсу на стил-гитаре, Билли Бёркс — на гитаре, ещё один музыкант, Велдон Бёркс (Weldon Burkes), подыгрывал на укулеле.

 

 

Что же можно сказать об этой скороспелой попытке Роджерса соединить традиционный гавайский стиль с его популярными йодлями? Ничего. Как и обо всем, что делается второпях. Почти не слышен гавайский инструментал, который задвинут вокалом Роджерса, а его знаменитый yodeling, в свою очередь, звучит невыразительно и притянуто на фоне бэнда, явно ему чуждого. И хотя записанные следом «Tuck Away My Lonesome Blues», «Train Whistle Blues», а еще через день «Jimmie's Texas Blues» звучат увереннее, все же необыкновенному исполнительскому стилю Роджерса с рваным (из-за йодлей) ритмом больше всего подходит его собственное гитарное сопровождение. Чтобы убедиться, достаточно перевернуть пластинку и ещё раз прослушать «Frankie And Johnny».

Но в связи с «Everybody Does It In Hawaii» есть повод вспомнить незаслуженно забытое нами имя. Речь об Эльзи МакВильямс (Elsie McWilliams, 1896-1985), которая на самой пластинке Victor 22143  значится в соавторах песни. Эльзи — сестра Кэрри Роджерс (Carrie Rodgers), жены Джимми. Миссис МакВильямс в 1979 годуВ начале двадцатых, еще до Бристольских сессий, сделавших Роджерса национальной знаменитостью, они вместе с сестрой и Джимми Роджерсом составили танцевальный бэнд, в котором Эльзи играла на пианино и пела. Когда же к Джимми пришла слава, она стала его помощницей в бесчисленных поездках и во время сессий, потому что белый блюзмен не знал музыкальной грамоты и не мог перекладывать на ноты сочиненные им песни. Кроме того, Эльзи сама сочиняла песни, а их, в связи с успехом записей Роджерса, требовалось много. Эльзи, как и ее сестра, была родом из небольшого миссисипского городка Харпервилл (Harperville, MS), воспитывалась в строгих пуританских традициях и поэтому отказывалась ставить своё имя как соавтора фривольных блюзов, исполнявшихся Джимми. Была она и против того, чтобы ее имя стояло на пластинке Victor 22143 как соавтора песни с двусмысленным названием «Everybody Does It In Hawaii» (Каждый это делает на Гавайях). «Я всегда была застегнута на все пуговицы» (I've always been mighty straitlaced), — признавалась она впоследствии... Миссис Эльзи МакВильямс считается первой успешной женщиной-сонграйтером в музыке кантри, и в 1979 году её имя было внесено в почетный Зал славы в Нэшвилле (Nashville Songwriters Hall of Fame). Полагаю, это самое меньшее из того, чего достоин соавтор бессмертных Blue Yodel songs.

 

 [1] Porterfield, Nolan. Jimmie Rodgers: The Life and Times of America’s Blue Yodeler. Jackson: University Press of Mississippi, 2007.