Vocalion 14201. Michael Coleman

 

«Shaskeen» (Medley of Reels) / «Hornpipe» (Folk Dances)

 

Michael Coleman, violin

John Muller, piano

 

New York City.  April, 1921

 

Имя Майкла Коулмена (Michael Coleman, 1891-1945) отсутствует в известной книге-справочнике Тони Расселла (Tony Russell) Country Music Records: A Discography, 1921-1942, хотя великий ирландский фиддлер внес огромный вклад в продвижение фолк-музыки (не только ирландской!) на рынке грамзаписи, в её популяризацию в Новом Свете и больше, чем кто-либо другой, заслуживает быть представленным в подобного рода справочных изданиях. Интернет-издание Discography Of American Historical Recordings  несколько выправляет ситуацию, но и оно даёт далеко не полную дискографию ирландского фиддлёра: например, пластинка Vocalion 14201, которая считается выдающейся, в ней не фигурирует. Добавим к этому, что имя Майкла Коулмена едва ли вам встретится в старых и новых книгах об американской фолк-музыке, о музыке кантри в частности: во всяком случае, в имеющихся у меня имя ирландца не упоминается вовсе, словно вся история великих фиддлеров началась с появления в студии Фиддлин Джона Карсона (Fiddlin' John Carson, 1868-1949)...  А ведь ирландский фольклор, наряду с английским и шотландским, с самого основания Соединенных Штатов играл существенную роль в формировании новой музыкальной культуры, которая многим ему обязана.

  Майкл Коулмен родился 31 января 1891 года в городке Нокграния, Киллавил, графство Слиго (Knockgrania, Killavil, Co. Sligo), в семье с богатыми музыкальными традициями. Сама эта местность очень благоприятствовала становлению фиддлера: в биографическом очерке о Коулмене сообщается, что графство Слиго было настоящим рассадником традиционной музыки, на скрипке играли почти в каждом доме, а несколько мастеров-скрипачей проживали в  минутах ходьбы от семейства Коулменов. Отец Майкла был известным в округе флейтистом, а старший брат считался одним из лучших скрипачей, хотя и не собирался становиться профессиональным музыкантом. Таким образом, ещё в детстве Майкл впитал репертуар и стиль местных музыкантов, обучаясь игре не только у скрипачей, но и у иллианпайперов (Uilleann pipers), включая знаменитого Джонни Гормена (Johnny Gorman), так что необычное звучание его скрипки сформировано синтезом этих двух инструментов.

В семнадцать Майкл оставил школу и всецело погрузился в музыкальную жизнь. В 1909 и 1910 годах он участвовал в традиционных состязаниях фиддлеров в своем округе и в обоих случаях занял лишь третье место. В 1914 году он переехал в Манчестер, Англия, к своему старшему брату, какое-то время проживал с ним, видимо надеясь закрепиться в Англии, но вскоре возвратился в Ирландию.

В октябре 1914 года, в возрасте двадцати трех лет, Майкл Коулмен отправился в Соединенные Штаты, и с того времени его судьба была прочно связана с Америкой. Первоначально он поселился у родственников в Массачусетсе, присоединился к водевильной труппе the Keith Theatres, с успехом играл ирландские танцевальные мелодии, а в 1917 году перебрался в Нью-Йорк, где продолжил карьеру фиддлера. Его необычайно яркая и выразительная техника оказалась весьма востребованной, причем не только представителями ирландских общин. Таким образом, запись Майкла Коулмена на пластинки была лишь вопросом времени.

Таковое подошло к началу двадцатых, когда в апреле 1921 года Коулмена записали для Vocalion. Не имея полной дискографии фиддлера, мы не можем определенно говорить о том, первая ли это была его сессия, но то, что одна из первых, — несомненно. Не подлежит сомнению и то, что исполненные под фортепианный аккомпанемент зажигательные танцевальные мелодии сыграли большую роль в популяризации фолк-музыки и фиддла в частности. Напомним, что первая сессия Фиддлин Джона Карсона состоялась лишь в июне 1923 года.

В будущем у Майкла Коулмена будет множество сеансов звукозаписи для ведущих лейблов — Vocalion, Columbia, OKeh, Pathe, Victor, Brunswick, Decca, — но все же его первые зкозаписываюие опыты представляются нам наиболее ценными.

Анализу записей Коулмена посвящена статья, размещенная на сайте Fiddling Around The World. Также рекомендуем к прослушиванию переизданную коллекцию его записей на CD: «Michael Coleman 1891-1945» (Gael Linn 1991), которую сопровождает объёмистый буклет с очерком о творчестве великого ирландского фиддлера. Нам остается добавить, что пластинка Vocalion 14201, которую мы здесь представляем, довольно редкая. 

  

 

 

 

 

 

 

Вернуться на главную страницу рубрики