Decca 48089. Sister Rosetta Tharpe

 

                               «Nobody's Fault But Mine» / «Sit Down»

 

 

Sister Rosetta Tharpe, vocal and guitar accompaniment

 

«Nobody's Fault But Mine» — December 1, 1941. New York City

«Sit Down» — March 13, 1941. New York City 

 

Подобно тому, как великая Мемфис Минни (Memphis Minnie /  Lizzie Douglas, 1897-1973) отличается от всех прочих блюзвимен, так и Сестра Розетта Тарп (Sister Rosetta Tharpe, 1915-1973) отличается от других исполнительниц госпелов, и прежде всего тем, что у обеих в руках была гитара и они мастерски ею владели, так что Розетту мы законно относим к гитарным евангелистам (guitar evangelists) – особенному роду миссионерской деятельности, соединяющей в себе искусного музыканта (гитариста) и проповедника (певца). Самыми известными из них были техасец Блайнд Вилли Джонсон (Blind Willie Johnson, 1897-1945) и Реверенд Гэри Дэвис (Reverend Gary Davis, 1896-1972) из Северной Каролины. Известны и сельские блюзмены (те же Чарли Пэттон или Эдди "Сан" Хаус), которые сочетали исполнение блюзов с участием в воскресной литургии, правда, такое соединение было возможным лишь в замкнутых комьюнити миссисипской Дельты. Но среди гитарных проповедников я не могу припомнить ни одного женского имени, кто бы записывался на звуковой носитель да еще был бы столь влиятелен и популярен, как Сестра Розетта Тарп. Так что она, похоже, единственная и в своём роде неповторимая. 

Она родилась в 1915 году в небольшом селении Коттон Плант, штат Арканзас (Cotton Plant, AR), расположенном посреди бескрайних хлопковых полей — отсюда и название. Благодаря своей матери — Кэти Нубин (Katie Bell Nubin), которая также была евангелисткой, только аккомпанировала на мандолине, Розетта выучилась игре на гитаре и к шести годам уже выступала вместе с матерью перед церковной общиной в родном городке и его окрестностях. Особенностью общины было то, что она принадлежала к The Church Of God In Christ (COGIC), основанной в 1894 году Чарльзом Мэйсоном (Charles Harrison Mason, 1864-1961), и богослужения (литургия) там происходили в традиции sanctified. Именно это обстоятельство определило стиль, форму и вообще всё дальнейшее миссионерское творчество Сестры Розетты Тарп, и я напомню читателям наших книг о блюзе, что именно страстная литургия санктифайд явилась главной музыкальной и ритмической основой при формировании блюзов Дельты.

В двадцатых годах Розетта с матерью переехали в Чикаго, где они активно включились в жизнь общины всё той же COGIC, главная церковь которой находилась на 40-й улице, в пределах известного South Side Black Belt (Чёрный Пояс Южной стороны). Здесь также литургия велась в песенных традициях санктифайд, так что когда мы говорим о формировании знаменитой блюзовой сцены Чикаго и отдаём дань мигрантам-блюзменам из сельских глубин Юга и Дельты в частности, то не должны забывать о влиянии церковной литургии The Church Of God In Christ и ей подобных.

В середине тридцатых Розетта вышла замуж за одного из пасторов этой церкви — Томаса Торпа (Thomas J. Thorpe), фамилию которого и унаследовала. Вместе с мужем-пастором они объезжали города и штаты, выступая перед общинами, принадлежащим к COGIC, и уже вскоре стали известными проповедниками. Когда же Томас по каким-то причинам оставил миссионерскую деятельность — их брак распался. Розетта продолжила свои миссионерские странствия и в 1938 году переехала в Нью-Йорк, где впервые была записана для Decca. Это случилось 31 октября, а уже в декабре Розетта была приглашена продюсером, гражданским активистом и искателем талантов Джоном Хэммондом (John Henry Hammond II, 1910-1987)  для участия в проводимых им концертах в Карнеги-холле, которые вошли в историю под названием From Spirituals To Swing. Эти два события — сессия для влиятельного лейбла и выступление с последующим изданием концертов из Карнеги-холла — оказались мощнейшим стартом для будущей карьеры проповедницы и гитаристки, рядом с которой отметились десятки или даже сотни самых известных джазовых, ритм-энд-блюзовых и рок-н-ролльных звезд, за что ей порядком доставалось от добропорядочных христиан и их пасторов. Она же справедливо считала, что именно среди этих «заблудившихся овец» и следует проповедовать Евангелие...    

Из всех записей Сестры Розетты Тарп, а её дискография огромна, наибольшую ценность для меня представляют её сольные номера, где она аккомпанирует себе на гитаре National, с которой мы видим её на замечательной фотографии. Нужны немалые усилия и железные пальцы, чтобы обуздать этот железный инструмент, а уж чтобы на нем играть часами, выступать перед аудиторией, проводить сессии со множеством дублей — тут, кроме силы, нужна еще и особенная закалка, и воля, и страсть... У Розетты всего это было предостаточно. Иначе бы она не стала одной из королев музыки госпел, перед творчеством которой снимают шляпу и старые джазмены, и кондовые блюзмены, и вечно молодые рокеры...