Victor 4689. Harry Macdonough and Haydn Quartet

 

«When The Roll Is Called Up Yonder I'll Be There»

(James Milton Black)

 

       James Milton Black, 1856-1938   

Harry Macdonough and Haydn Quartet with Orchestra
        Harry Macdonough, tenor lead; John H. Bieling, tenor; 

S. H. Dudley, baritone; William F. Hooley, bass 

 

Philadelphia, PA.  April 4, 1906

 

Ранее на наших госпел-страничках мы уже публиковали запись этого религиозного гимна, сочиненного в 1893 году церковным композитором, руководителем хора и учителем Методистской церкви – Джеймсом Милтоном Блэком (James Milton Black, 1856-1938). Он же, кстати, в те же годы (в 1896 г.) сочинил музыку и к госпелу «When the Saints Go Marching In», столь обожаемому черными конгрегациями, джаз-бэндами и отдельными музыкантами и благодаря им ставшему всемирно известным. Но сейчас мы поведем речь о не менее известном госпеле «When The Roll Is Called Up Yonder I'll Be There»... Сохранилось предание о том, как он был сочинен, и мы попытаемся кратко его изложить.

Market Street, Williamsport, PA. USA, 1860Джеймс Милтон Блэк родился 19 августа 1856 года в местечке Саус-Хилл, штат Нью-Йорк (South Hill, NY). Он рано выучился пению, игре на пианино и органе и освоил репертуар таких известных в штате сочинителей госпелов, как Дэниэл Таунер (Daniel B. Towner, 1850-1919) и Джон Ховард (John Howard). Примерно в 1881 году Блэк переехал в Вильямспорт, штат Пенсильвания (Williamsport, PA), где с головой погрузился в подвижническую христианскую деятельность, примкнув к Методистской епископальной церкви (Methodist Episcopal Church). Он учил церковному песнопению молодых членов общины, был солистом в хоре и, кроме того, преподавал в воскресной школе. Он также редактировал сборники церковных гимнов. Как сообщают о Блэке его современники, он любил работать с молодежью и всеми силами старался привести её ко Христу. Однажды он повстречал неряшливого вида четырнадцатилетнюю девушку. Как выяснилось, она была дочерью известного в округе алкоголика. Блэк пригласил девушку в свою воскресную школу, включил в молодежную группу, и она стала исправно посещать занятия. По тамошней традиции во время переклички каждый ученик при упоминании его имени учителем должен был встать и прочесть определенный стих из Священного Писания. И вот однажды, когда во время утренней переклички Блэк назвал имя девушки, ответа не последовало: вместо ожидаемого стиха из Библии воцарилась тишина!.. Этот, казалось бы, незначительный эпизод заставил учителя о многом задуматься, и во время занятия он обратился к размышлениям о том, как это печально, если один из нас по воле обстоятельств отсутствует на «небесной перекличке», когда называются наши имена, вписанные в Книгу жизни Агнца (I spoke of what a sad thing it would be when our names are called from the Lamb's Book of Life, if one of us should be absent).

Озабоченный отсутствием девушки, Блэк отправился к ней домой, чтобы выяснить, почему она не пришла на занятия, куда с радостью приходила каждый раз. И когда он вошел в её жилище, то застал свою ученицу очень немощной. Тогда Блэк связался со своим доктором и попросил его срочно прибыть к больной. Обследовав девушку, доктор определил у неё воспаление легких – в то время смертельно опасную болезнь, поскольку ещё не было в медицине спасительных антибиотиков... В расстроенных чувствах Джеймс Блэк вернулся домой. Он силился вспомнить какую-нибудь религиозную песню, которая бы отражала его мысли об отсутствовавшей на уроке больной девушке и о той самой «небесной перекличке» (heavenly roll call), о которой он говорил ученикам, но так и не смог ничего припомнить. И тут внутренний голос будто бы спросил его: «А почему бы тебе самому не написать такую песню?» (Why don't you write one.) Как вспоминала много лет спустя жена Блэка, она сразу же заметила, что муж вернулся домой глубоко расстроенным, а его глаза были полны слёз. Войдя, он сразу же сел за пианино и уже через несколько минут написал слова и сочинил к ним мелодию, известную теперь большинству американских прихожан. Так появился на свет церковный гимн «When The Roll Is Called Up Yonder I'll Be There»... А еще через несколько дней Джеймс Милтон Блэк впервые исполнил этот гимн публично: во время похорон своей ученицы... И до конца своего часа, а Блэк прожил долгую, насыщенную событиями жизнь и умер 21 декабря 1938 года, он пел и играл сочиненный им госпел ничего в нём не изменяя и не прибавляя, в точности таким, каким он его спел впервые на похоронах своей ученицы...  (Оригинал см. здесь.)

  

Госпел «When The Roll Is Called Up Yonder I'll Be There» всегда был любим и обожаем белыми церковными общинами, которые пели (и поют!) его во время литургий, и мы можем представить, как это было в двадцатые годы, прослушав исполнение Реверенда ЭмЭл Трэшера и его госпел-сингеров (Reverend M. L. Thrasher & His Gospel Singers), записанное для Columbia в ноябре 1927 года (здесь). Один из старейших госпел-квартетов (образован в 1895 году в Чикаго) – Chautauqua Preachers' Quartet записал гимн Блэка в декабре 1917 года для Columbia, и это их строго академическое исполнение издано также на Pathe (слушайте здесь). В нулевые и десятые годы прошлого века «When The Roll Is Called Up Yonder I'll Be There» был записан еще несколькими вокальными квартетами (Peerless Quartet, Criterion Quartet, Woodlawn Quartette), дуэтами, а также отдельными сингерами, в частности старейшим банджоистом и фолксингером Анклом Дэйвом Мэйконом (Uncle Dave Macon, 1870-1952). Что касается черных исполнителей, то мне известны лишь две записанные версии гимна: в марте 1937 года вокальный госпел-квартет the Miles Brothers Quartette (не путать со знаменитыми Mills Brothers) исполнил её его для ARC Records, но этой версии я не слышал. Впрочем, Mills Brothers также записали «When The Roll Is Called Up Yonder I'll Be There», но уже в более поздние годы – в 1951 году для Decca (слушайте здесь)... И как я узнал только теперь, во время работы над этой нашей страничкой, гимн Блэка записал Миссисипи Джон Хёрт (Mississippi John Hurt, 1893-1966)! Это произошло в июле 1963 года во время его двухдневной сессии для Библиотеки Конгресса (The Library of Congress). Материалы сессии вышли в 1980 и в 1982 годах на двух лонгплеях (Flyright FLYLP 553 и Heritage HT-301 соответственно), но потрясающе исполненного Хёртом гимна «When The Roll Is Called Up Yonder I'll Be There» в этих изданиях не оказалось (поэтому мы о нём и не знали!), а опубликован он был лишь в 2005 году на CD (Fuel 2000 CD 061495). Прослушать версию Миссисипи Джона Хёрта можно здесь... А вообще, как сообщает Wikipedia, существует более пятисот различных версий этого церковного гимна, переведенного как минимум на четырнадцать языков, так что творение Джеймса Милтона Блэка поют во всем христианском мире... 

И все же из всех известных мне записей «When The Roll Is Called Up Yonder I'll Be There» версия, записанная в апреле 1906 года в Филадельфии Хэрри Макдонахом (Harry  Macdonough, 1871-1931) и его коллегами по Haydn Quartet, является наиболее ранней, а возможно, и вообще самой первой.   

 

 

 

 

When the trumpet of the Lord shall sound,

and time shall be no more,

and the morning breaks, eternal, bright and fair;

when the saved of earth shall gather

over on the other shore,

and the roll is called up yonder, I'll be there.

 

Refrain:

When the roll is called up yonder,

when the roll is called up yonder,

when the roll is called up yonder,

when the roll is called up yonder, I'll be there.

 

On that bright and cloudless morning

when the dead in Christ shall rise,

and the glory of his resurrection share;

when his chosen ones shall gather

to their home beyond the skies,

and the roll is called up yonder, I'll be there.

 

Refrain

 

Let us labor for the Master

from the dawn till setting sun,

let us talk of all his wondrous love and care;

then when all of life is over,

and our work on earth is done,

and the roll is called up yonder, I'll be there.

 

Refrain.