Columbia 1543-D. Fletcher Henderson and His Orchestra

 

                               «King Porter Stomp» / «"D" Natural Blues»  

 

Fletcher Henderson and His Orchestra:

 

Bobby Stark—Russell Smith, trumpets; Jimmy Harrison—Charlie Green, trombones; Buster Bailey, clarinet, soprano and alto sax.; Jerome Pasquall, clarinet, alto sax.; Coleman Hawkins, clarinet, tenor sax.; Fletcher Henderson, piano, leader, arranger; Charlie Dixon, banjo; June Cole, brass bass; Kaiser Marshall, drums

 

New York City.  March 14, 1928 

 

Всем хорош «"D" Natural Blues», но главным на пластинке Columbia 1543-D является «King Porter Stomp». Его запись в марте 1928 года является важнейшим этапом в дискографии Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson, 1897-1952) и одним из ключевых моментов в истории джаза. Автор «King Porter Stomp» – Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton, 1890-1941) – утверждал, будто написал этот рэгтайм еще в 1905 году, когда странствовал по Алабаме. Сам он впервые записал своё произведение в июле 1923 года для Gennett (5289), а в декабре 1924 года Мортон и другой пионер джаза – Кинг Оливер (King Oliver, 1881-1938) записали «King Porter» дуэтом для лейбла Autograph (617)Bobby StarkПосле выхода пластинок с этим рэгтаймом и публикации нот в середине двадцатых сразу несколько оркестров представили свои аранжировки, а в феврале 1925 года собственную версию впервые записал оркестр Флетчера Хендерсона, в составе которого в то время блистал Луи Армстронг (Louis Armstrong, 1901-1971). Однако запись эта, сделанная для Vocalion, так и не была издана... (Об истории создания и записи «King Porter Stomp» читайте исследование Джеффри Мэги, биографа Хэндерсона.)

Спустя три года у Флетчера Хендерсона, предположительно после одной из встреч с Джелли Ролл Мортоном, возникла идея вновь записать «King Porter Stomp». В его распоряжении был потрясающий бэнд, включавший сразу нескольких выдающихся или даже великих исполнителей, которые были захвачены аранжировкой своего бэнд-лидера и в соревновательной страсти провели сессию. В итоге запись для Коламбии стала знаменательным событием в мире джаза. В будущем Fletcher Henderson and His OrchestraColeman Hawkins еще дважды (в 1932 и в 1933 годах) запишут «King Porter Stomp», и их версию будут стараться повторить и другие знаменитые оркестры эры свинга, включая биг-бэнд Бенни Гудмена (Benny Goodman, 1909-1986), записавший её в июле 1935 года для Victor (25090). И всё же оригинальная хендерсоновская версия 1928 года со взрывными соперничающими брейками Бобби Старка (Bobby Stark, 1906-1945), Коулмена Хокинса (Coleman Hawkins, 1904-1969), Бастера Бэйли (Buster Bailey, 1902-1967) и Расселла Смита (Russell Smith,  1890-1966) мне представляется недосягаемой. В ней всё еще присутствуют энергия и неподдельный аромат Нового Орлеана, изначально заложенные великим креолом с улицы Френчмен (Frenchmen Street). И ещё: запись «King Porter Stomp» 1928 года – лучший урок того, каким образом можно уместить поистине необъятные гармонии и ритмы, при этом высветив персональные способности сразу нескольких выдающихся музыкантов, в, казалось бы, ничтожные и тесные три минуты. Непостижимо!