Monarch Record 1834. An Evening With The Minstrels, №1

 

«Ethiopian Carnival Of Melody»

 

                         

Minstrels [Victor Records group]

 

Philadelphia, Pennsylvania.   December 11, 1902

 

С пластинки Monarch Record 1834 компании Victor мы начинаем публикацию десяти редких пластинок с записями шоу менестрелей (Minstrel Show). Все эти пластинки записаны и изданы в первое десятилетие 20-го века, причем большая их часть — в 1902 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, где в то время располагалась студия Victor. У нас имеются семь дисков серии An Evening With The Minstrels, которые мы дополним двумя пластинками из серии Victor Minstrels и одной пластинкой (12") Alabama Minstrels. Справочную информацию к этим записям мы заимствуем у набирающего силу интернет-проекта Discography Of American Historical Recordings (DAHR), но сразу скажу, что даже с его помощью разобраться с точностью, когда и кем именно записаны и изданы наши пластинки, мне не удалось. Главное в этих пластинках (похоже, самых старых в моей коллекции) то, что на них запечатлена на своём закате эра менестрелей, предшествовавшая новому музыкальному театру, эпохе водевилей, мюзиклов и, наконец, эре джаза. Многое говорят и пишут о шоу менестрелей, но вот перед нами редкий музыкальный источник, подкрепляющий сказанное и написанное. Его звучание, разумеется, далеко не самое качественное — трудно понять слова, расслышать музыку, разобраться в сути происходящего на далеких от нас подмостках, – но какие могут быть претензии?! Спасибо звукозаписывающим компаниям и на этом! Они успели запечатлеть и сохранить для нас звучание ушедшей эпохи, вслушиваясь в которое, мы сегодня можем больше и вернее узнать и о том, что происходило потом. 

С менестрелями нам, русскоязычным, повезло и потому, что ещё с начала шестидесятых у нас имеется уникальный труд Валентины Конен Пути американской музыки с главой Менестрели — едва ли не самой сильной в этой потрясающей книге. Так что мы будем подкреплять наши пластинки обширными цитатами из этой главы. В свою очередь, публикация пластинок из серии An Evening With The Minstrels — наилучшее дополнение к исследованию Валентины Джозефовны. 

 

                                                             *  *  * 

 

Из книги В. Д. Конен  Пути американской музыки*

 

«Темная маска, на ней — резко выпяченные розовые губы, огромные белки глаз — эти гротескные штрихи, создававшие окарикатуренный образ негра, служили на протяжении столетия эмблемой характерной разновидности национального музыкального театра США. Известная под названием "представления менестрелей" (Minstrel Show), она получила массовое распространение по всей стране, от канадской до мексиканской границы, как в крупных городах северо-востока, так и в отдаленных южных захолустьях. Влившись впоследствии в комедийную эстраду Бродвея, театр менестрелей был проводником "коммерческого" джаза в годы, предшествовавшие первой мировой войне.

На первый взгляд может показаться неправдоподобным, что некоторые важнейшие истоки джаза восходят к европейскому театру эпохи Возрождения. А между тем исторические корни искусства американских менестрелей уходят в глубь XVI и XVII веков: они в самом деле являются хотя и далекими, но прямыми потомками тех старинных народных спектаклей, которые ведут свое происхождение от представлений жонглеров. Слово "менестрель" ассоциируется, таким образом, в равной степени и с образом старинного трубадура, и с современным мюзик-холлом.

Уже в силу одних этих связей некогда широко распространенная гипотеза, приписывающая джазу чисто негритянское происхождение, теряет всякую почву. Спору нет, негритянская струя в театре менестрелей не только ясно выявлена, но и придает ему его неповторимо национальный характер. И все же и эстетическая сущность этого национального жанра, и свойственный ему тип драматургии, и даже в известной степени музыкально-выразительные приемы — все это восходит к английскому театру весьма отдаленных времен. Основы искусства менестрелей определились задолго до того, как театральные представления, вопреки этическим нормам пуритан и невзирая на их писаные и неписаные законы, проникли из метрополии на территорию Нового Света» (с.172-173).

 

«Несомненное воздействие на эстетику будущего музыкального театра оказали также маски. Это был классический вид придворного искусства Англии, объединяющий изобразительные искусства, танец, поэзию, музыку. Великолепная и строго продуманная архитектурно-ансамблевая композиция, роскошные декорации, красочные балетные процессии (над оформлением масок работали ведущие архитекторы и художники) сообщали этому придворному спектаклю необычайную пышность. С установлением в Англии буржуазного строя, повлекшего за собой упадок дворянской культуры, жанр масок неизбежно должен был сойти со сцены. Однако присущие ему традиции блестящих массовых танцев и декоративных пантомим, сопровождаемых музыкой, живут в английском и американском музыкальном театре и по сей день.

Но если лирическая музыкальная драма, по образцу ранней итальянской оперы, не нашла в Англии благоприятной почвы, то в глубинных слоях английской народной культуры издавна существовала своя разновидность музыкального театра. Еще в XVI веке, в представлениях бродячих актеров, подлинных потомков средневековых менестрелей и жонглеров, определились так называемые комедии "дроллс" (drolls, т. е. "смешные представления").

Актеры "дроллс" и их многочисленная аудитория принадлежали к самой низкой социальной прослойке английского населения. Неграмотные, не знакомые не только с серьезной светской литературой, но и с библией, они еще не были охвачены пуританской идеей нравственного самоусовершенствования и искали в народном театре только развлечения. Комические сюжеты "дроллс" основывались на общеизвестных народных сказаниях типа итальянских фабльо. Речь актеров была насыщена фривольными, нецензурными оборотами. Текст, изложенный в стихотворной форме, сочинялся в метре популярных баллад и распевался на их мотивы. Именно этот принцип господства балладной музыки и поэзии проник впоследствии в английский профессиональный театр послереволюционной эпохи и удержался в нем вплоть до наших дней. С этой точки зрения комедии "дроллс" можно считать далекими предвестниками не только национальной английской балладной оперы, но и гораздо более позднего американского театра менестрелей» (с.175-176).

 

* Мы ссылаемся на второе издание книги В. Конен Пути американской музыки. Oчерки по истории музыкальной культуры США. —М.: Музыка, 1965.

 

 

  

На следующую страницу

 

Вернуться на главную страницу рубрики