Monarch Record 1824. An Evening With The Minstrels, № 2

 

Minstrel Ballad, «My Creole Sue»

(Words and Music by Gussie L. Davis)

 

                 Gussie Lord Davis (1863 – 1899)    

Minstrels [Victor Records group] (Vocal group)

 

Philadelphia, Pennsylvania.  December 12, 1902

 

Из книги В. Д. Конен  Пути американской музыки*

 

«Одновременно с развитием музыкального театра и даже отчасти в связи с ним в первой половине XVIII века в Англии сложился и характерный вид концертной эстрады. Он вырос из тех антрактных дивертисментов, которыми лондонские режиссеры оживляли постановки "Гамлета", "Короля Лира" и других "скучных" шекспировских пьес. В этих развлекательных интермедиях танцы и акробатические трюки чередовались с музыкальными номерами. Подобные концерты завоевали такую широкую популярность, что они через некоторое время отделились от театра и приняли самостоятельную эстрадную форму. Любопытно смешение в них номеров серьезного классического репертуара с типично балаганными "эксцентрическими" жанрами. Наряду с популярными произведениями классического стиля — отрывками из опер, скрипичными сонатами, клавесинными пьесами и т. п. (причем инструментальный репертуар пользовался не меньшим успехом, чем вокальный) — демонстрировались всевозможные курьезы: огромная лютня, инструмент со струнами из чистого стекла, хроматическая валторна (в те годы диковинка), музыкальные стаканы и т. п. Глюк, совершавший турне по Европе, выступал в Лондоне в качестве исполнителя на "бутылках с водой", рекламируя в газетах, что "берется сыграть на бутылках любую пьесу, которую можно сыграть на клавесине".

Доходили до таких музыкальных трюков, как "исполнение двадцати четырех нот на одном смычке" или "игра на клавесине ногами вместо рук". Для стиля дошедших до нас газетных реклам характерна безвкусная развязность торговца, зазывающего публику посмотреть товар и рассчитывающего на обывательскую психологию праздного любопытства.

Именно эти три вида театрально-концертной жизни Англии — пышно-декоративное или феерическое ревю, комическая или сентиментальная балладная опера и эстрадные концерты — нашли благодарную почву в Новом Свете. С ними непосредственно связано и искусство американских blackface minstrels» (с.183).

 

                                                   *  *  *

 

«Широкое распространение комедийного музыкального театра в Америке в период, когда молодая колония собирала свои силы для революционной войны, представляется на первый взгляд почти неправдоподобным. Никогда философско-этические взгляды пуритан Новой Англии не обладали большей силой воздействия и большим влиянием, чем в первой половине XVIII столетия. Никогда непримиримость пуритан к театру не была более суровой, чем в годы революционного подъема. И тем не менее не только в южных колониях, не только в крупных портовых городах восточного побережья, но даже в самом Бостоне, в сердце пуританской Новой Англии, одновременно с расцветом "движения певческих школ" началось распространение музыкального театра, "суетного" искусства, которое претерпело такие гонения в период кромвелловской республики. Потребность в музыкальном театре оказалась сильнее пуританских предрассудков. А поверхностный, узкоразвлекательный облик этого театра был в большой мере вызван именно тиранией непримиримой пуританской морали.

В ранний период существования колоний идейные установки пуритан отражали подлинные духовные устремления переселенцев. Но постепенно, по мере роста английских колоний, они приобретали форму законов (как писаных, так и неписаных), подавляющих проявление враждебной идеологии. Огромный рост населения в северных колониях в первое столетие их существования неизбежно приводил к "засорению" пуританских идей. Суровые нормы пуританского поведения требовали постоянного напряжения даже от наиболее фанатически верующих приверженцев. А в течение XVIII столетия в Новый Свет хлынуло множество европейцев, которых новая страна привлекала не столько своей духовной культурой, сколько своим социально-экономическим укладом. Страна, не знавшая феодальных экономических отношений, притягивала к себе огромное количество людей, которым не было никакого дела до философских и нравственных устремлений пуритан. Они интересовались преимущественно материальными формами деятельности. Северовосточная часть будущих Соединенных Штатов покрылась сетью крупных промышленных городов и портов (Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия и другие) с процветающим капиталистическим хозяйством. Переселенцы из разных стран Европы, оседавшие в этих городах, привносили элементы европейской городской культуры. Ведущую роль здесь сыграли военно-чиновничьи круги англичан, пытавшихся воссоздать для себя в колонии привычную европейскую среду; вокруг военно-аристократических кругов группировались американские тори (т. е. колонисты, лояльно настроенные по отношению к английской монархии).

Аристократическая культура в американских колониях была в целом бесперспективной. В северных городах она была еще более беспочвенной, чем в "барских" южных колониях. И все-таки она сыграла определенную роль в преодолении ужасающей узости пуританской психологии, столь катастрофически тормозившей развитие светского искусства в новом обществе.

Первыми центрами светской музыкальной жизни в стране были поселения в южных колониях Вирджиния и Южная Каролина. Немного позднее ими стали военно-чиновничьи круги тори в городах промышленного Севера. Пуританский Бостон, где был сосредоточен военно-административный аппарат метрополии по управлению колониями Новой Англии, оказался столь же неспособным противостоять появлению "суетного" искусства, как и другие, более разношерстные по национальному составу и более свободные по духу города центральных колоний, вроде Нью-Йорка или Филадельфии. Как только театральные организации и артисты в Англии обнаружили, что в Новом Свете для них может отыскаться какая-то, пусть вначале и ограниченная, аудитория, они потянулись туда в таком числе, что американские газеты запестрели письмами протеста от ортодоксально настроенных пуритан» (с.184-186).

 

* Мы ссылаемся на второе издание книги В. Конен Пути американской музыки. Oчерки по истории музыкальной культуры США. —М.: Музыка, 1965.

 

 

  

На предыдущую страницу 

На следующую страницу

 

Вернуться на главную страницу рубрики