Monarch Record 1826. An Evening With The Minstrels, № 4

 

Musical Act — «Ebony Emperors Of Melody»

 

                     

 Minstrels [Victor Records group]

 

Philadelphia, Pennsylvania.  December 12, 1902

 

 

Из книги В. Д. Конен  Пути американской музыки*

 

«Под знаком английской балладной оперы проходит музыкально-театральная жизнь Соединенных Штатов на протяжении и всего XIX века. Но если до революции это искусство было известно в более или менее ограниченных кругах, то теперь оно нашло массовую почву.

Эпоха революционного подъема осталась позади. В республиканской Америке к власти пришли люди без высокой культуры, без развитых духовных потребностей. Жители новых городов центральных, а позднее и западных штатов (после победоносной революции начался усиленный приток европейских эмигрантов и массовое движение на запад), стыдясь своего провинциализма, требовали точного копирования культуры англичан. Новая промышленная аристократия (или, вернее, плутократия) "строила огромные безобразные дома и покупала мебель, единственным оправданием которой была ее высокая цена", заказывала "орнаменты и скульптурные изделия, чудовищные по своей безвкусице..." [H. Cahill. Art in America 1859—1934. Anthology "Art in America". N.Y. 1936]. В истории живописи этот период знаменателен широкой добровольной "экспатриацией" американских художников, бежавших из своей страны в Европу в поисках соответствующей художественной среды (Уистлер, Инеc и другие). Даже литература середины века характеризуется наплывом мещанской сентиментальности (Уорнер, Митчелл и другие). "Хижина дяди Тома" Бичер-Стоу — яркий пример того, как даже наиболее прогрессивные и благородные идеи того времени облекались в форму чувствительного романа.

После Гражданской войны наступила эра лихорадочного обогащения. Соединенные Штаты начали превращаться в вотчину монополий и одну из крупнейших капиталистических держав. Этот процесс сопровождался катастрофическим идейным падением.

"Правящий класс предавался какой-то спекулятивной оргии. Его представители демонстрировали все черты разбогатевшего выскочки, они неуклюже обезьянничали, подражая высшему классу Англии. Их жены старались выказать необычайно высокую нравственность и пытались не отставать от нудной изысканности английской буржуазии времен королевы Виктории. То был тоскливый период господства буржуазии, господства бесцветной посредственности и скучного разврата.

...На востоке уже умерла старая культура периода Гражданской войны..." [М.Гольд. Литература современной Америки. "Литература и революция", 1931, №14].

В незаконченной рукописи Марка Твена содержится потрясающая по своей безжалостной правдивости характеристика культуры капиталистической Америки тех лет:

"Эта цивилизация, которая уничтожила простоту и спокойствие жизни, заменила удовлетворенность, поэтичность, нежные романтические мечты и видения золотой лихорадкой, убогими идеалами, вульгарными устремлениями... она придумала тысячи ненужных предметов роскоши и превратила их в необходимость; она создала тысячи жадных желаний и не удовлетворила ни одного из них; она свергла бога с его престола и поставила на его место деньги" [М.Мендельсон. "Марк Твен". Вступительная статья к собранию сочинений Марка Твена. М., 1959, т.1].

Могло ли на этой основе сложиться серьезное театральное искусство? "Американская театральная публика XIX века отличалась невежеством и консервативностью... Она пряталась за стеной ограниченного, мещанского довольства и была целиком поглощена борьбой за материальные интересы.

Ее вкусы в театре выразились в обильной сентиментальности и в экстравагантном смешении музыки, танца и драмы", — пишет историк американского театра [R. Sabin. Early American composers and critics. Musical Quarterly. April 1938].

На концертной эстраде господствовали традиции лондонского легкого жанра. Выступали вундеркинды с именами, переделанными на французский или итальянский лад, с эксцентрическими музыкальными вставками, в программах, состоящих из популярных эстрадных номеров (пятилетняя Марианна де Хюард исполняла "Пражскую битву", "Увертюру к Ифигении" и много других пьес фаворитов последнего сезона, двенадцатилетний Вилли Пэйн выступал в концерте Бруклинской филармонии, изумляя публику исполнением вариаций одновременно на три разные популярные песни, и т. д.).

На этом художественном фоне возникла в XIX веке американская разновидность музыкального театра — так называемое "представление менестрелей" (minstrel show).

Менестрельный театр сложился всецело в рамках ограниченной эстетики американской легкожанровой эстрады. Тяготение к бездумному развлечению, к низкопробным обывательским вкусам определило его облик. В вековой истории менестрельного театра не обнаруживается стремления к серьезному воплощению художественной темы. Выросшее из англо-американской балладной оперы, искусство менестрелей нисколько не поднялось и над ее примитивным профессиональным уровнем. И тем не менее этот "балаганный" жанр сумел породить нечто оригинальное, жизнеспособное и притом глубоко типичное для американской культуры прошлого века. Своим художественным своеобразием он был обязан влиянию негритянского фольклора» (с. 193-196).

 

* Мы ссылаемся на второе издание книги В. Конен Пути американской музыки. Oчерки по истории музыкальной культуры США. —М.: Музыка, 1965.

 

 

На предыдущую страницу

На следующую страницу

 

  

Вернуться на главную страницу рубрики