Monarch Record 1827. An Evening With The Minstrels, № 5

 

«Having Fun With The Orchestra»

 

           

Minstrels [Victor Records group] 

 Performed by Steve Porter (1864-1946) and Len Spencer (1867-1914)

 

Philadelpha, Pennsylvania.  December 12, 1902

 

 

Из книги В. Д. Конен  Пути американской музыки*

 

«В начале 1843 года в одном из нью-йоркских театров выступала необычная труппа, именовавшая себя "Вирджинскими менестрелями" (The Virginia Minstrels). Ее четыре участника появлялись на сцене в гротескном гриме, воспроизводившем облик негра, с лицами, густо зачерненными жженой пробкой, в белых брюках, полосатых рубашках и длиннополых фраках из голубого коленкора. Став полукругом на эстраде, The Virginia Minstrels, 1843они исполняли комичнейший репертуар на исковерканном негритянском жаргоне. Первая часть представления состояла из обычных эстрадных песенок, анекдотов и шутливых диалогов. Вторая была чем-то вроде бурлескной "негроизированной" балладной оперы, заканчивающейся песенно-танцевальным финалом с участием всей труппы. Необычный облик спектакля, произведший на нью-йоркскую публику сенсационное впечатление, был связан с его особым южным афро-американским колоритом. Окарикатуренное негритянское произношение, комичные жесты, копирующие танцевальные движения чернокожих, музыка, исполняемая на банджо, скрипке, костяных кастаньетах и тамбурине, — все это было оригинально, экзотично, забавно. С исторического дебюта The Virginia Minstrels и начинается эпоха менестрельной эстрады, закончившаяся только на рубеже нашего столетия.

Dan EmmettЖители северных городов восприняли это искусство как нечто совсем новое. Однако, судя по рекламам The Virginia Minstrels, комические представления артистов, пародирующих облик негра, были известны на Юге США значительно раньше. Современные исторические исследования подтверждают, что городская "коммерческая" эстрада также начала эксплуатировать негритянский фольклор еще в 20-х годах прошлого века. Провинциальные, полусамодеятельные формы менестрельного искусства, несомненно, имеют свою длительную предысторию. Заслуга актеров из Вирджинии заключается в том, что именно они придали менестрельной эстраде завершенный "классический" облик. Созданный ими тип спектакля обобщил и объединил самые характерные черты англо-американского музыкального театра и афро-американского фольклора. Разработанные ими художественные приемы удерживались на менестрельной сцене на протяжении целого столетия. Костюмы из разноцветного коленкора, характерный грим, расположение по полукругу с конферансье в центре, разделение программы на два спектакля (один из которых восходит к эстрадно-концертным, другой — к оперно-пантомимным традициям), строго фиксированный инструментальный состав, определенный тип танцевальных движений и условная манера речи, воспроизводящая говор негров из южных штатов, — все эти приемы, найденные в 40-х годах артистом Дэном Эмметом (Daniel Decatur "Dan" Emmett, 1815-1904) и его группой, стали неотъемлемыми признаками американского менестрельного искусства в целом. Они удержались даже тогда, когда состав участников разросся от четырех до ста человек, а представление обрело пышный облик, свойственный традиционным декоративным постановкам.

Менестрели — один из самых ярких элементов локального американского колорита XIX века. Популярность этих "опер", как их часто именовали в те годы и в прессе и в быту, превзошла все известное дотоле в театральной жизни США. В Нью-Йорке одновременно выступали по три, четыре менестрельные труппы, но и они не были способны удовлетворить спрос. Подобное положение сохранялось до конца века. [Некоторый упадок интереса к менестрелям наблюдается в 90-х годах прошлого века. Однако они продолжали выступать в крупных городах США и даже Европы (см. «Minstrels» Дебюсси) вплоть до 20-х годов нашего столетия. В провинциальных городах Юга они сохранились и по сей день. В качестве любопытной детали добавим, что создатель The Virginia Minstrels Дэн Эммет выступал на сцене вплоть до 1896 года.]

Названия наиболее известных трупп — Брайант, Кристи, Хули, Вуд, Кэмпбелл — стали домашними обиходными словами по всей территории Соединенных Штатов и даже приобрели нарицательный смысл.

«Сколько раз выдающиеся артисты трагедии или комедии демонстрировали тонкое искусство перед полупустым залом, а в эти же часы фантазии, исполненные на костяных кастаньетах или на банджо, вызывали бурю восторга у многотысячной массы слушателей!» — пишет историк музыки [G. Chase. America's Music. N.Y. 1955,  p.260].

В наши дни национальная сущность менестрельного искусства не является более предметом дискуссий.

Новейшие исследования, относящиеся и к американскому фольклору европейского происхождения, и к музыке Западной Африки, и к истории английского музыкального театра, положили конец многим недоразумениям. Но в середине прошлого столетия, когда экзотический театр менестрелей начал привлекать всеобщее внимание, само собой предполагалось, что на американской эстраде господствует африканское искусство. Ведущая северная пресса, ясно отдававшая себе отчет в "чисто американском, локальном" облике менестрелей, тем не менее именовала их "африканской" или "эфиопской" оперой. Напомним, что в годы распространения менестрельной эстрады (период, непосредственно предшествовавший Гражданской войне) культурный городской мир еще не был знаком не только с подлинным африканским фольклором, но даже и со спиричуэлс. Кроме того, вековому заблуждению относительно национального происхождения менестрелей содействовало появление негритянских менестрельных трупп, которые и как актеры, и как музыканты намного превзошли своих "белокожих" коллег» (с.196-199).

 

* Мы ссылаемся на второе издание книги В. Конен Пути американской музыки. Oчерки по истории музыкальной культуры США. —М.: Музыка, 1965.

 

  

  

                                                                            На предыдущую страницу

На следующую страницу

 

Вернуться на главную страницу рубрики