Columbia 14007-D (race series). Piron's New Orleans Orchestra

 

«Sud Bustin' Blues» / «West Indies Blues»

 

Piron's New Orleans Orchestra 

Peter Bocage, trumpet; John Lindsay, trombone; Lorenzo Tio, Jr., clarinet, tenor sax.;

Louis Warnecke, alto sax.; Armand J. Piron, violin, leader;

Steve Lewis, piano; Charles Bocage, banjo; Charles Seguirre, brass bass;

Louis Cottrell, drums

 

New York City.  December 21, 1923

 

Арманд Джон Пайрон (Armand John Piron) — один из наиболее влиятельных новоорлеанских музыкантов: скрипач, композитор, аранжировщик, бэнд-лидер... Его the Piron's New Orleans Orchestra, созданный в 1917 году, считался одним из лучших танцевальных бэндов города и окрестностей.

Арманд родился 16 августа 1888 года в креольской семье. Его отец был учителем музыки, руководил оркестром, поэтому Арманд с детства был погружен в музыкальную среду. В семилетнем возрасте в результате несчастного случая он получил травму бедраThe Peerless Orchestra (about 1911). In City Park, NO, долгое время едва передвигался и всю последующую жизнь хромал. Нежная скрипка стала его инструментом, и с 1904 года Арманд уже был профессиональным музыкантом в составе the Joseph Bloom Philharmonic Orchestra. Затем играл в the Silver Leaf Band, потом в the Peerless Orchestra, и до нас дошла фотография, относящаяся, предположительно, к 1911 году, на которой Пайрон запечатлен в центре этого раннего новоорлеанского бэнда. 

Как сообщают биографические источники, далее Арманд Пайрон играл в знаменитом the Olympia Orchestra, которым руководил один из величайших новоорлеанских корнетистов Фредди Кеппард (Freddie Keppard, 1889-1933) и в который также входили Банк Джонсон (Bunk Johnson, 1889-1949), «Биг Ай» Луи Нельсон Дилайл ("Big Eye" Louis Nelson Delisle, 1885-1949) и Клэренс Вильямс (Clarence Williams, 1893-1965). Когда в 1913 году Кеппард покинул Новый Орлеан, Пайрон возглавил оркестр, после чего к нему присоединились Джо «Кинг» Оливер (Joe "Kng" Oliver, 1881-1938) и юный Сидней Беше (Sidney Bechet, 1897-1959), — какой состав! Жаль, не дошла до нас фотография этого невообразимого оркестра, если она вообще была. Зато сохранился другой потрясающий снимок, сделанный в 1914 году.

Пайрон застыл со скрипкой на переднем плане оркестра, на деле никогда не существовавшего: новоорлеанских музыкантов собрали на репетицию водевильного тура Orpheum Circuit, который, впрочем, тоже не состоялся. Утонченный, ушедший в себя, скрипач отличается от остальных участников кондового бэнда, изображающих грубых и неотёсанных портовых грузчиков. Поглядите-ка — сплошь и рядом легендарные имена: кларнетист Джимми Нун (Jimmie Noone, 1895-1944), трампетист Оскар Селестин (Oscar "Papa" Celestin, 1884-1954), тромбонист Вильям «Бебе» Риджли (William "Bebe" Ridgley, 1882-1961), басист и тромбонист Джон Линдсей (John Lindsay, 1894-1950), банджоисты Том Бентон (Tom Benton, 1890-1945) и Джонни Сент Сир (Johnny St. Syr, 1890-1966), барабанщик Ернест Трепенье (Ernest "Ninesse" Trepagnier, 1885-1950). Крайний cлева, в белой рубахе, явно кого-то изображая, стоит и что-то напевает Клэренс Вильямс. Какая компания!..

В то время Пайрон и предприимчивый Вильямс (иногда они выступали дуэтом в водевилях) основали музыкальное издательство the Piron-Williams Publishing Company, в котором публиковали собственные сочинения. Это было важным и своевременным предприятием, поскольку джаз уже вовсю вырывался за пределы Нового Орлеана и надо было узаконивать его стандарты, иначе бы их регистрировали в свою пользу дельцы более энергичные и от родины джаза далёкие. Арманд Пайрон написал несколько известных песен и мелодий, в том числе «Bouncing Around», «Mamma's Gone, Goodbye», «Kiss Me Sweet», «Bright Star Blues», «Louisiana Swing», «Red Man Blues», «Sud Bustin' Blues», «I Wish I Could Shimmy Like My Sister Kate»... Авторство последней у него оспаривал Луи Армстронг (Louis Armstrong, 1901-1971), утверждавший, что в 1915 году продал песню Пайрону за гроши. Правда ли это — не знаю, но в подробнейшей дискографии Армстронга — All of Me (Jos Willems, 2006) — «I Wish I Could Shimmy Like My Sister Kate» не упоминается вовсе, и, видимо, неслучайно...

Оркестр, который запечатлен на нашей пластинке Columbia 14007-D, был создан Пайроном в 1917 году, в том самом, когда заботливые власти города прикрыли Сторивилл (Storyville), и, быть может, создание оркестра как-то связано с этим запретительным действом. В те месяцы многие известные музыканты покинули Новый Орлеан, унося с собой идеи и замыслы, но многие остались. И среди них — Арманд Пайрон, в распоряжении которого были отличные музыканты, приглашенные им в состав the Piron's New Orleans Orchestra. Выступал оркестр в респектабельных танцевальных залах, в стороне от Французского квартала, и был самым высокооплачиваемым афроамериканским бэндом в Новом Орлеане.

В ноябре 1923 года оркестр Пайрона отправился в Нью-Йорк, где на зиму были запланированы выступления в клубах Гарлема — Cotton Club и Roseland. В это же время новоорлеанский оркестр – новое и необычное явление – рискнули пригласить в студию ведущие фирмы грамзаписи. Однако много материала не записали и даже из записанного издали лишь половину: дюжину танцевальных мелодий и к ним версию «West Indies Blues» с блистательной Эстер Биго (Esther Bigeou, 1895-1935)...

Почему так мало?

Нетрудно догадаться. Джазовая сцена Нью-Йорка еще только формировалась, а та, что была, оставалась во власти водевильных шоу. Во власти водевилей были и издатели, которые опасались новоорлеанского джаза и первородного чёрного блюза как не имеющих художественной ценности и рыночной перспективы. Это именно тогда менеджеры OKeh, уже имея запись пайроновской «I Wish I Could Shimmy Like My Sister Kate» в исполнении только что прибывшей в Нью-Йорк Бесси Смит (Bessie Smith, 1894-1937), отказались её издавать, посчитав, что будущая Императрица блюза поёт эту вещь излишне грубо и громко, о чём впоследствии сокрушался Клэренс Вильямс, в то время продвигавший Бесси. По той же причине издатели крупнейших лейблов не спешили записывать и издавать the Piron's New Orleans Orchestra — только для пробы... И на том спасибо, потому что столь ранних записей новоорлеанских оркестров у нас не так много. 

Музыкантам из оркестра Арманда Пайрона надо было набраться терпения и немного подождать: у них был шанс стать отцами-основателями нью-йоркской джазовой сцены, как у Кинга Оливера – чикагской. Но джазменам с Юга было неуютно в холодном чужом мегаполисе, они мечтали поскорее вернуться домой, в итоге Пайрон, понимавший, какую роль может сыграть его оркестр в истории джаза и уговаривавший коллег остаться в Нью-Йорке, поставил вопрос на голосование и... проиграл. Безуспешно записав 21 февраля 1924 года для Victor две вещи (безуспешно, потому что их так и не издали), Piron's New Orleans Orchestra вернулся домой в Луизиану. Проще говоря, они покинули Нью-Йорк в то самое время, когда, напротив, туда все стремились...  Спустя всего годик-другой всё изменится: оркестр Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson, 1897-1952), Клэренс Вильямс, Сидней Беше, The Washingtonians с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington, 1899-1974) и Баббером Майли (Bubber Miley, 1903-1932), а затем и прибывший из Чикаго Луи Армстронг (Louis Armstrong) сделают свое дело — настоящий джаз навсегда утвердится в Нью-Йорке, джазовая сцена которого вскоре станет главной в стране и мире... 

Между тем Арманд Пайрон и его оркестр продолжали успешную карьеру в Новом Орлеане, играли в популярных залах, на больших речных пароходах, не испытывая нужду... С началом Депрессии наступил спад интереса к развлечениям, позакрывались клубы, встали на причал знаменитые прогулочные ривербоуты... Новоорлеанский джаз, казалось, навсегда отошел в прошлое. Моду диктовали другие музыканты, в далеких от Нового Орлеана местах. Постепенно уходили в иной мир и пионеры джаза... Арманд Пайрон, композитор и бэнд-лидер, оказавший огромное влияние на многих музыкантов, умер в Новом Орлеане 17 февраля 1943 года, как утверждают источники, в полной безвестности и нищете... Ему было всего 54 года. 

 

  

 

 

  

Вернуться на главную страницу рубрики