OKeh 8040. Lizzie Miles

 

«Take It 'Cause It's All Yours» / «Hot Lips»

 

Lizzie Miles, Contralto with Orchestra

 

New York City. c. late September or  October 18, 1922

 

Хотя новоорлеанские женщины и сыграли огромную роль в зарождении джаза (какую именно – отдельная тема), среди новоорлеанских музыкантов фигурируют главным образом мужчины, которым и досталась вся слава отцов и первооткрывателей жанра. Были в Новом Орлеане и музыкантши, но прославились немногие, да и то лишь на локальном, местном уровне. Среди таковых назовем несравненную пианистку, вокалистку и бэнд-лидершу Лиззи МайлзСвит Эмму Барретт (Sweet Emma Barrett, 1897-1983), пианисток Дженнетт Кимболл (Jeannette Kimball, 1906-2001) и Билли Пирс (Billie Pierce, 1907-1974)... Среди вокалисток известностью пользовалась Энн Кук (Ann Cook, ?-1962), о которой мы уже рассказывали на наших страницах (см.здесь). Куда большую славу приобрели блистательная блюзвумен Эстер Биго (Esther Bigeou, c.1895-c.1936) и, увы трагически погибшая, Эдна Хикс (Edna Hicks, 1895-1925), одну из пластинок которой (Silvertone 3013) мы ранее представляли... А вот на общенациональном уровне прославилась, пожалуй, только одна представительница родины джаза – Лиззи Майлз (Lizzie Miles, 1895-1963), которую знали и в Европе, поскольку она считается первой блюзовой певицей, пластинки которой там изданы (в Англии). Здесь, правда, надо вспомнить и великую Махалию Джексон (Mahalia Jackson, 1911-1972) с её всемирной славой, но она всё-таки была исполнительницей госпелов...

Лиззи родилась 31 марта 1895 года в семье креолов Виктора Ландро (Victor Landreaux) и Рамиз Фазан (Ramise Fazand) и при рождении имела имя Элизабет Мэри Ландро. Семья, в которой разговаривали на афро-креольском языке Kouri-Vini, Дом Лиззи Майлз в Новом Орлеане. Фото Валерия Писигина, 2018 г.проживала в районе Фобур-Мариньи (Faubourg Marigny), примыкающем к Французскому кварталу... И по сей день семейный дом Лиззи Майлз находится по адресу 1508  Pauger Street (до 1896 года это было продолжением Bourbon Street), и к этому дому приходят туристы, чтобы отдать дань памяти великой новоорлеанской певице... Мать Лиззи также была певицей, исполняла креольские и традиционные песни и стала первой учительницей дочери. По воспоминаниям самой Лиззи, она начала петь в пятилетнем возрасте. Училась петь в воскресной школе при католической церкви, так как воспитывалась как католичка. С юных лет Лиззи выступала на танцах, городских праздниках, домашних вечеринках... Считается, что её профессиональная карьера началась в 1909 году, когда она была бэнд-сингершей в одном из кабаре в Бактауне (Bucktown), черной секции, расположенной на берегу озера Пончартрейн (Lake Pontchartrain)... Между теми далекими днями и февралём 1922 года, когда в нью-йоркской студии была записана самая первая пластинка Лиззи Майлз, прошло тринадцать лет. Эти годы были предельно насыщены работой с самыми известными музыкантами Нового Орлеана, вскоре прославившимися на всю Америку. Она пела на сцене под аккомпанемент Альфонса Пико (Alphonse Picou, 1878-1961), Банка Джонсона (Bunk Johnson, 1879-1949), Кинга Оливера (Joseph "King" Oliver, 1881-1938), Кида Ори (Edward "Kid" Ory, 1886-1973), Арманда Пайрона (Armand J. Piron, 1888-1943), Фредди Кеппарда (Freddie Keppard, 1889-1933), Мануэля Манетты (Manuel "Fess" Manetta, 1889-1969), Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton, 1890-1941), Клэренса Вильямса (Clarence Williams, 1893-1965) и других гигантов джаза ещё прежде, чем большая их часть покинула Новый Орлеан, так что мы вправе причислить Лиззи Майлз к одной из тех счастливых персон, кто творил будущее чудо света. Это именно великие пионеры джаза первыми стали называть её Майлз – по преданию, из-за того, что во время выступлений Лиззи всегда улыбалась (miles of smiles)...

Лиззи Майлз с бэндом Джорджа ЛьюисаВ десятые годы Лиззи успела много поездить по Югу в составе известных цирковых и менестрельных трупп своего времени. В Чикаго, куда она прибыла около 1921 года, Лиззи какое-то время пела в Dreamland Cafe с бэндом Кинга Оливера и, возможно, успела поработать с молодым Луи Армстронгом (Louis Armstrong, 1901-1971), прибывшим в Чикаго в 1922 году. Она также пела в The Entertainers Club с бэндом другого своего великого земляка — Фредди Кеппарда. Отмечено также, что Лиззи Майлз работала в De Luxe Cafe с пианистом и рэгтаймером из Кентукки – Гловером Комптоном (Glover Compton, 1884-1964)... Уточним, что вся эта бурная и насыщенная жизнь проистекала в уже известном нам чикагском районе Bronzeville, о котором мы рассказывали в одном из наших очерков (см. здесь)...

Из биографического словаря Шелдона Хэрриса (Sheldon Harris, 1924-2005) Blues: Who's Who мы узнаем, что примерно с того же, 1921-го, года Лиззи переезжает в Нью-Йорк и с этого времени клубы и кабаре мегаполиса становятся основным местом её работы. Поначалу она выступает в клубе De Luxe в одном шоу с легендарным черным боксером Джеком Джонсоном (Jack Johnson, 1878-1946), так что можно только догадываться, что это были за шоу... Как мы уже отметили, в феврале 1922 года Лиззи, будучи уже многоопытной и известной певицей, переступает порог студии OKeh, чтобы записать свою первую пластинку с песнями «Muscle Shoals Blues» и «She Walked Right Up And Took My Man Away»...

Её первые сессии не отличались насыщенностью: в продолжение 1922 года Лиззи Майлз пять раз оказывалась в студии, но записала лишь десять сторон: всего пять пластинок. «Take It 'Cause It's All Yours» и «Hot Lips» были записаны, предположительно, либо в конце сентября (так отмечено в словаре Blues & Gospel Records, 1890-1943), либо 18 октября (так указано у Брайана Раста в Jazz Records, 1897-1942), в последнюю сессию в том году. При этом блюз-фокстрот «Hot Lips» (полное название "When He Plays Jazz He's Got - Hot Lips"), сочинённый в том же году композитором и трампетистом Хенри Буссе (Henry Busse, 1894-1955) и композитором Хенри Лэнжем (Henry Lange), был уже достаточно известным благодаря оркестру Пола Уайтмана (Paul Whiteman, 1890-1967), записавшему его в июне для Victor, при этом солировал на трампете сам Буссе, один из основателей уайтмановского Ambassador Orchestra (слушайте здесь). Но ведь у фокстрота были слова, написанные  сонграйтером Лу Дэвисом (Lou Davis, 1881-1961), так что это была еще и песня. И судя по всему, первой её записала именно Лиззи Майлз... В справочниках, впрочем, отмечено, что приблизительно (approximately) в октябре 1922 года «Hot Lips» записала для Brunswick выдающаяся белая водевильная и блюзовая певица  Мэрион Хэррис (Marion Harris, 1896-1944). В любом случае Лиззи Майлз может считаться  если не первой, то одной из первых исполнительниц этой знаменитой песни...

А вот состав аккомпанировавших ей музыкантов остается неизвестным. Брайан Раст (Brian Rust, 1922-2011) полагает, что певице аккомпанировал так называемый «домашний бэнд» (house band) лейбла, которым управлял скрипач, композитор и бэнд-лидер Фредерик Хэйгер (Frederick W. Hager, 1874-1958) – он, кстати, руководил бэндом во время исторической записи «Crazy Blues» Мэми Смит (Mamie Smith, 1891-1946), – или его многолетний приятель и партнер – композитор и пианист Джастин Ринг (Justin Ring, 1876-?), но, кто именно играл в студийном оркестре OKeh в октябре 1922 года, можно только догадываться... 

Лиззи Майлз была искушенной певицей и запросто спела популярную песню под аккомпанемент неземляков. В то время менеджеров всех основных лейблов более всего интересовал так называемый «водевильный блюз» (vaudeville blues) в исполнении блюзвимен, многотысячные тиражи пластинок которых хорошо раскупались, поэтому они составляли основу каталога race records. Широкой публике ещё не были знакомы блюзы Ма Рэйни (Gertrude "Ma" Rainey, 1886-1939), Айды Кокс (Ida Cox, 1888-1967) и Бесси Лиззи Майлз - джазовая королева Нового ОрлеанаСмит (Bessie Smith, 1894-1937), и её вкусы удовлетворялись стандартами, сформированными Мэми Смит, Люсил Хегамин (Lucille Hegamin, 1894-1970), Этель Уотерс (Ethel Waters, 1896-1971) и подобными им звездами водевильного блюза, чей успех заставлял издателей искать и записывать всё новых певиц. Но Лиззи Майлз, как следует из очерков о ней, да и из самого её песенного творчества, не ассоциировала себя с блюзвимен, считая себя певицей более широкого жанра. В её кумирах была не Гертруда «Ма» Рэйни, а Софи Такер (Sophie Tucker, 1886-1966), в чем Лиззи не раз признавалась и что явно прослеживается в её творчестве, достаточно прослушать хотя бы нашу пластинку... Поразительно все-таки: еврейская девочка Сонечка Калиш из украинского Тульчина в Подолье перебирается с родителями в далекую Америку, там со временем становится великой водевильной певицей и актрисой Софи Такер – кумиром многих и многих начинающих певиц, в том числе и Лиззи Майлз, признанной королевы Нового Орлеана. 

 

 

 

 

  

There’s a boy that’s in our band,

And how he blows that horn,

Finest since you’re born.

When he starts you’re gone,

They all call him “Hot Lips”,

For he blows real red-hot notes,

And ev’rybody on the floor just floats:

(that’s what they say:)

 

         Chorus:

He’s got hot lips

When he plays jazz,

He draws out steps

Like no one has.

You’re on your toes

And shake your shoes,

Boy, how he goes

When he plays Blues!

I watch that crowd

Until he’s through,

He can be proud

They’re “cuckoo”, too,

His music’s rare

You must declare,

The boy is there

With two hot lips.

He’s got hot lips.

 

Heard him play the other night,

And old man Oscar Clive,

Who is eighty-five,

Sure as you’re alive,

Got so frisky when he started out to do his stuff,

Was told to sit right down for being rough:

(and then he said:)

 

      Chorus.