OKeh 8228. Eva Taylor

 

«Get Off My Money Blues» / «Far As I'm Concerned»

 

Eva Taylor, contralto

 

Accompanied by Clarence Williams, piano, and Buddy Christian, banjo

 

New York City,  c. July 11, 1925

 

Эта необыкновенная певица и актриса, наверное, была одной из самых счастливых в новейшей истории. Только представьте: в далеком 1898 году Айрин Гиббонс (Irene Gibbons), так родители назвали девочку при рождении, отправилась в мировое турне Жозефина Гассменс труппой певицы Жозефины Гассмен (Josephine Gassman, 1879-1960), а последний её концертный тур состоялся относительно недавно, в 1976 году, когда она выступала в Дании и Швеции. Почти восемьдесят лет на сцене, вне которой Ева Тэйлор (она умерла в октябре 1977 года) практически не жила!  

Официально, то есть так, как указано в справочных изданиях, она родилась 22 января 1895 года, но эта дата вызывает сомнения, потому что в этом случае надо признать, что Айрин Гиббонс стала участницей труппы Josephine Gassman and Her Pickaninnies в возрасте трех лет! В шоу Жозефины Гассмен действительно участвовало двенадцать темнокожих детишек, но всё же трудно вообразить, какая роль там отводилась ребенку, едва начавшему ходить. Авторы уникального и обширного труда Vaudeville, Old & New: an Encyclopedia of Variety Performers in America (Frank Cullen, Florence Hackman, Donald McNeilly, 2007) полагают, что на самом деле Айрин родилась четырьмя годами ранее, в 1891 году, и это похоже на правду. Из этой же энциклопедии, в главе об Еве Тэйлор, мы узнаём, что труппа Жозефины Гассмен отправилась в мировое турне из Сан-Франциско (San Francisco, CA) в 1898 году, посетив Гавайи, Австралию, Новую Зеландию...

Сколько лет Josephine Gassman and Her Pickaninnies были в туре, точно не известно, но есть сведения, что в 1906 году труппа выступала в Нидерландах, Германии, Франции и Англии, после чего вернулась в США, при этом сообщается, что Айрин Гиббонс осталась в Англии, где устроилась на работу на одном из ипподромов. Она вернулась в Америку только в 1911 году и работала в кордебалете в Winter Garden Theatre на Бродвее, участвуя в оперетте Vera Violetta популярного сингера, актера и Сара Мартин, Клэренс Вильямс и Ева Тэйлоркомика Эла Джолсона (Al Jolson, 1886-1950). Спустя некоторое время Айрин вновь присоединилась к Жозефине Гассмен, с которой выступала вплоть до 1915 года, когда Первая мировая война прервала зарубежные туры. Айрин ограничилась водевильной сценой Чикаго и его окрестностей, где судьба свела её с обитавшими там новоорлеанцами Армандом Пайроном (Armand John Piron, 1888-1943) и Клэренсом Вильямсом (Clarence Williams, 1893-1965). Эта творческая пара в то время активно сотрудничала, выступала дуэтом (скрипка и пианино) как отдельно (Williams & Piron), так и в водевильных спектаклях, а также имела собственное нотное издательство the Williams & Piron Music Publishing Company. Как видим, без Нового Орлеана и здесь не обошлось...

В упомянутой выше водевильной энциклопедии сообщается, что Айрин в то время выступала с акробатическими танцами в амплуа, почему-то именуемом Russian dancer. Ева Тэйлор и Клэренс Вильямс в конце 20-хЗатем пути Арманда Пайрона и Клэренса Вильямса разошлись. В сентябре 1919 года Пайрон возвращается в Новый Орлеан, а Вильямс вместе с Айрин через какое-то время отправляются в Нью-Йорк, с которым и будет связана их дальнейшая жизнь. Это случилось, вероятно, в 1920 году, и эту дату следует запомнить, учитывая огромную роль, которую сыграл Клэренс Вильямс в формировании джазовой сцены Нью-Йорка и его окрестностей... Но крупнейшей и многоликой джазовой сцене Америки еще только предстояло сформироваться, а пока Клэренс и Айрин занялись строительством личной жизни: во-первых, они поженились; во-вторых, создали трио (Clarence Williams Trio), с которым выступали в клубах и театрах Гарлема, в частности в Lafayette Theater... Под влиянием своего предприимчивого мужа Айрин Гиббонс сосредотачивается на исполнении песен, оставив танцы; она также выступает под новым сценическим именем, с которым и войдет в историю джаза и блюза... По преданию, певица взяла имя сестры и фамилию семьи, которая её воспитывала в раннем детстве. Так однажды появилась Ева Тэйлор... Но и от своего прежнего имени она не совсем отказывалась.  

В статье о блюзвумен, опубликованной в биографическом словаре Шелдона Хэрриса Blues Who's Who, приведена впечатляющая хронология сценической жизни Евы Тэйлор в двадцатые и тридцатые годы, которая, несмотря на предельную лаконичность и сокращения, занимает несколько страниц... Какие театры, какие холлы и какие сцены! Какие влиятельные радиостанции, на которых она пела или была ведущей музыкальных передач! А какие имена! Кажется, нет никого из великих и значительных, с кем бы не свела её Eva Taylor with Maggies Blue Fiveсудьба, – невероятно насыщенная и завидная жизнь, в которой, кажется, достигнуто все... И конечно, большое место в этой жизни занимали звукозаписывающие сессии для ведущих фирм грамзаписи, благодаря которым до нас дошел её голос, её песни, её блюзы... Огромная дискография Евы Тэйлор берет начало с краткой сессии для лейбла Black Swan, состоявшейся в сентябре 1922 года, но уже через месяц Тэйлор записывается для OKeh, звездой которого она будет в продолжение последующих шести лет... А последняя её пластинка записана в 1976 году в Стокгольме (Kenneth Records 2042)... В аккомпаниаторах у Евы Тэйлор самые лучшие, самые великие и непостижимые музыканты. Представьте на миг (если это вообще возможно!): вы поёте, а вам аккомпанируют Клэренс Вильямс, Луи Армстронг (Louis Armstrong, 1901-1971), Сидней Беше (Sidney Bechet, 1897-1959), Дон Редман (Don Redman, 1900-1964), Бастер Бэйли (Buster Bailey, 1902-1967), да еще к ним в придачу – тромбонист Чарли Ирвис (Charlie Irvis, 1899-1939) и банджоист Бадди Крисчен (Buddy Christian, 1895?-1958?); а если почему-то нет Беше, то на его месте оказывается Колмен Хокинс (Coleman Hawkins, 1904-1969)... И не врозь эти полубоги аккомпанируют вам, но одновременно, в одном с вами оркестре (Blue Five)!.. А в сессиях для Columbia в 1928-1929 годах рядом с вами – Фил Наполеон (Phil Napoleon, 1901-1990), Мифф Моул (Miff Mole, 1898-1961), братья Джимми (Jimmy Dorsey, 1904-1957) и Томми Дорси (Tommy Dorsey, 1905-1956), Артур Шатт (Arthur Schutt, 1902-1965), Бенни Гудмен (Benny Goodman, 1909-1986), Фрэнк Сигнорелли (Frank Signorelli, 1901-1975) и другие музыканты, входящие в легендарный колумбийский студийный бэнд The Charleston Chasers... И мы еще не всех назвали, не всех вспомнили... Как можно такое вообразить?! А ведь те молодые ребята из Копенгагена или Стокгольма (Maggie's Blue Five), которые подыгрывали Еве Тэйлор в 1975-1976 годах (см. видео), наверняка всё это как-то себе представляли, сидя за спиной восьмидесятилетней певицы!.. 

Но чаще всего в студии и на сцене рядом с Евой оказывался её муж – Клэренс Вильямс, который, конечно же, немало вложился в главную женщину своей жизни. Ева Тэйлор не обладала мощным, властным вокалом, какие были у великих блюзовых певиц того славного времени, она вообще не была блюзвумен, и если бы мы не знали, о ком идет речь, то мы ни за что не признали бы в ней черную певицу, потому что голос Евы Тэйлор – исключительно «белый», временами напоминающий голоса Норы Бейс (Nora Bayes, 1880-1928), Мэрион Хэррис (Marion Harris, 1896-1944) или, из-за того что низкий, неподражаемой Ли Морc (Lee Morse, 1897-1954). В этом смысле Ева Тэйлор, несмотря на очевидное влияние Клэренса, оставалась водевильной певицей доблюзовой эпохи. Но и блюз был ей подвластен, о чем свидетельствует, например, «West End Blues», записанный ею в 1929 году для компании Edison под аккомпанемент всё того же Клэренса, кстати автора слов к этому бессмертному шедевру Кинга Джо Оливера (слушайте здесь). Фантастическое исполнение, невероятный аккомпанемент, и вовсе не преувеличенно на эдисоновской этикетке Ева фигурирует как Queen Of The Moaners...  С Клэренсом она родит трех детей (двух дочерей и сына) и счастливо проживет с ним до самой смерти Клэренса Вильямса в 1965 году...  Но пока – они вместе, они молоды, полны жизни, музыки, полны блюза... и с банджоистом Бадди Крисченом записывают очередную пластинку для OKeh...