«His Master's Voice» 045531. Ignacy Jan Paderewski

 

                   Valse in A-flat, Op. 34-1 (Chopin)

 

                      

 

Ignacy Jan Paderewski (1860-1941)

 

Rec. July 1911.  Chalet Riond-Bosson Morges, Switzerland

 

«Человеческое сердце, наш внутренний метроном, под наплывом чувств перестаёт биться ровно. Врачи называют это аритмией. Шопен играл сердцем. Его
игра была не "национальной", а эмоциональной. 
Быть эмоциональным в интерпретации музыки и при этом следовать начальному темпу и метроному означает примерно то же, что быть сентиментальным в инженерном деле. Механическое Chalet Riond-Bosson Morges, Switzerlandисполнение и чувство несовместимы. Играть соль минорный ноктюрн Шопена ритмически непреклонно, испытывая священный трепет перед обозначенной скоростью движения, столь же невыносимо монотонно, сколь и до абсурда педантично, как если декламировать знаменитую Элегию Грэя (Thomas Gray, 1716-1771) под удары метронома. Темп как общее указание на характер произведения, несомненно, чрезвычайно важен. Метроном, это оригинальное изобретение Мельцеля (Mälzel), несмотря на свои недостатки, может быть полезен, в особенности для студентов, не наделенных от природы чувством ритма. Но ни фантазии композитора, ни чувству исполнителя не пристало быть послушными рабами метронома или темпа».

 

Игнаций Ян Падеревский. «Tempo Rubato»