Columbia 1584-D. Lee Morse and Her Blue Grass Boys

 

«I Must Have That Man!» / «Mississippi Mud»

 

Lee Morse Collection, Jazz Collections, University of Idaho Library

Lee Morse and Her Blue Grass Boys

Lee Morse, vocal; cornet - Red Nichols ?; alto saxophone - Larry Abbott ?;

trombone - Miff Mole ?; banjo - Harry Reser ?; piano - Bob Downey

 

«I Must Have That Man!» - New York City.  September 28, 1928

«Mississippi Mud» - New York City.  September 13, 1928

 

Поглядите внимательнее на эту очаровательную девушку с гитарой... Это певица, актриса, композитор, сонграйтер, гитаристка и пианистка Ли Морc (Lee Morse, 1897-1954), наверное, самая недооцененная и замалчиваемая личность в блюзовой и джазовой истории. Поистине, коснее, непробиваемее и устойчивее пресловутого «мнения народного» лишь «мнение» (по умолчанию) профессионалов – всех этих историков, критиков, исследователей и прочих спецов, которые в продолжение десятилетий обходили эту незаурядную певицу, со снобистской настойчивостью отказывая ей в праве называться тем, кем она была на самом деле... Судите сами. Имя Ли Морс не встречается ни в одной из джазовых или блюзовых энциклопедий, ни в одном биографическом словаре – ни в старых, ни в относительно новых. Даже упоминания её имени вы не встретите в книгах о блюзе или джазе — от первых работ (Frederic Ramsey, Jr. and Charles Edward Smith, Rudi Blesh, Marshall W. Stearns, Barry Ulanov, Gunther Schuller, et cetera) до новейших глубоких исследований... Нет, и всё! Не отыщите вы имени Ли Морс и в относительно новых исследованиях о джаз- и блюзвимен, о женщинах в англо-американской популярной музыке вообще, будто такой певицы и актрисы не было вовсе... Леонард Фезер (Leonard Feather) в конце своей изданной-переизданной The Encyclopedia Of Jazz публикует важное дополнение – Musicians' birthplaces, указывающее, кто из музыкантов где родился. Далекому штату Орегон (Oregon) отведены там три неполные строчки с тремя-четырьмя именами, но Ли Морс среди них нет, потому что её вообще нет для Леонарда Фезера, как нет Ли Морс и для другого энциклопедиста – Джона Шилтона (John Chilton), биографический справочник которого Who's Who of Jazz: Storyville to Swing Street (1972) служит источником многих знаний о том или ином музыканте... Так, может, Ли Морc в силу устоявшихся представлений относят не к джазовым исполнителям, а к артистам популярной музыки? Может. Но только её имени нет и в исследованиях о популярной музыке, в том числе и в книге Эрнолда Шоу (Arnold Shaw) The Jazz Age: Popular Music in the 1920's (1987). Вообще нет! Даже походя, вскользь, даже в перечислении с другими именами... Была надежда, что слово о Ли Морс, наконец, замолвит Элайджа Уолд (Elijah Wald), автор An Alternative History of American Popular Music (2009), этой замечательной книги, к счастью переведенной на русский и в 2018 году изданной. Увы, но и в этом широком и отважном (альтернативном!) исследовании места для Ли Морс не нашлось и даже имя её не упомянуто... Нет каких-либо сведений о Ли Морс и в почитаемом нами исследовании Боба Игла (Bob Eagle) и Эрика ЛеБланка (Eric S. LeBlanc) Blues. A Regional Experience (2013), хотя в нем приводятся краткие биографические данные всякого, кто в блюзовой истории оставил хотя бы маломальский след. Но нет, Ли Морс в этой чести отказано, хотя именно она 1 октября 1924 года первой из женщин записала блюз под собственный гитарный аккомпанемент — «Mail Man Blues» (Pathe A 32086)! Благодаря чуду Интернета мы можем слышать это затерянное во времени исполнение (слушайте здесь) и убедиться, насколько мощно, свежо и смело звучит этот блюз, хотя исполняет его белая певица из далекого северного Айдахо (Idaho), в котором Ли Морс выросла и выучилась пению. Но если мы признаём великим блюзменом Джимми Роджерса (Jimmie Rodgers, 1897-1933), с его непременными йодлями, то почему Ли Морс, исполнявшая блюзы с вкраплением йодлинга задолго до того, как в студии оказался Джимми Роджерс, не может считаться блюзвумен? А ведь в её голосе (только прислушайтесь!) много чего еще примечательного, потаённого и непостижимого, характерного именно для блюзовых и джазовых певиц, и даже йодлинг у неё какой-то необычный, особенный... А в «Bring Back Those Rock-A-Bye Baby Days», которая вышла на второй стороне пластинки Pathe A 32086, мы слышим самый настоящий scat singing, которым певица мастерски владеет, что подтверждает и наша, более поздняя, пластинка Columbia 1584-D c феноменальной «Mississippi Mud» Хэрри Бэрриса (Harry Barris, 1905-1962) ...  

Ли Морс за свою карьеру записала около двухсот сторон – это ни много ни мало сто пластинок! Её дискография (здесь далеко не полная) огромна и разнообразна, а в аккомпаниаторах у неё – самые известные и даже великие музыканты: Ред Николс, Мифф Моул, Фил Наполеон, Томми и Джимми Дорси, Фрэнк Сигнорелли, Адриан Роллини, Эдди Лэнг, Бенни Гудмен... Мы даже не пишем эти имена по-английски, столь известны они. Наверное, были и другие видные музыканты, которые, в отличие от нас, нынешних, хорошо знали и высоко ценили творчество Ли Морс, и вроде бы именно по имени её бэнда великий основатель музыки блюграсс Билл Монро (Bill Monroe, 1911-1996) назвал свой знаменитый стринг-бэнд, давший затем название всему жанру.  

Сейчас интерес к творчеству и судьбе Ли Морс пробуждается повсеместно. Её имя и её голос неотвратимо влекут к себе. Любители музыки хотят знать: кто она? И как стало возможным, что её имя на долгие годы было выключено из истории джаза, блюза, популярной музыки вообще?.. Появляются статьи, небольшие очерки, на канале Youtube выкладываются видеоролики с её песнями и актерскими работами, и впереди, я уверен, нас ждут всё новые и новые открытия...

Прежде чем прослушать нашу пластинку, редкую и очень нами ценимую, которую, кстати, уместно разместить как на «джазовой», так и на «блюзовой» страничках, мы отправляем наших читателей к статье в Wikipedia, на сайт Университета Айдахо (University of Idaho), а также к исследованию Денниса Найбека (Dennis W. Nyback) Miss Lee Morse: The First Recorded Jazz Singer, которое, я надеюсь, со временем продолжится и вырастет в биографию Ли Морс, замечательной блюзовой и джазовой певицы, актрисы и сочинительницы песен, которую мы теперь знаем, помним и чтим, да и вообще кажется, что она из нашего времени...