Клайд Доерр (Clyde Doerr) – саксофонист-новатор из глубин Мичигана
Клайд Доерр (Clyde Doerr, 1894-197) – фигура заметная и важная в мире популярной музыки конца десятых – начала двадцатых, и его вклад в привнесение саксофона в танцевальные бэнды ещё предстоит высветить и по достоинству оценить... Пока же обратим внимание на биографическую статью об этом музыканте, написанную известным специалистом, автором книги Popular American Recording Pioneers, 1895-1925 (London and New York: Routledge, 2008) – Тимом Грэсиком (Tim Gracyk) на основе интервью, которое пожилой Доерр дал 28 июля 1970 года Сесилу Лисону (Cecil Leeson, 1902-1989), также саксофонисту, в семидесятых годах фиксировавшему воспоминания музыкантов, выступавших на сцене в первые десятилетия 20-го века (см. здесь).
По словам Клайда Доерра, он родился и вырос в городке Колдуотер, штат Мичиган (Coldwater, MI), и поначалу, с восьми лет, обучался игре на скрипке. Затем, уже в старших классах, под впечатлением яркой игры саксофониста из шоу менестрелей начал осваивать саксофон. По окончании школы Клайд играл в танцевальном оркестре в районе Детройта, а затем перебрался на Западное побережье и поступил в Королевскую консерваторию (the King Conservatory) в городе Сан-Хосе, штат Калифорния (San Jose, CA), продолжив обучение на скрипке. В октябрьском номере Metronome за 1921 год в рекламе инструментов The Buescher Band Instrument Company сообщается, что Клайд Доерр руководит «симфоническим оркестром из тридцати двух музыкантов в Сан-Хосе, Калифорния». В то же время он не оставляет саксофон, играя в оркестре одного из популярных заведений Сан-Франциско, и там его замечает ударник, пианист и бэнд-лидер Арт Хикман (Art Hickman, 1886-1930), после чего приглашает в свой танцевальный бэнд... На замечательном снимке the Art Hickman and His Orchestra, датированном, предположительно, 1919 годом и размещенном в Wikipedia, мы видим Доерра рядом с тенор-саксофонистом Бертом Рэлтоном (Albert Lewis Ralton, 1885-1927). Тим Грэсик небезосновательно предполагает, что дуэт Доерр–Рэлтон, возможно, сформировал первую саксофонную секцию в танцевальном оркестре (Doerr formed with fellow Hickman musician Bert Ralton perhaps the first saxophone section in a dance band)...
Далее сообщается, что в 1919 году после успешных выступлений в the St. Francis Hotel в Сан-Франциско оркестр Хикмана отправился в Нью-Йорк, где с ещё большим успехом выступал в роскошном the Biltmore Hotel, и это не осталось не замеченным фирмой грамзаписи Columbia. В сентябре в продолжение десяти дней была проведена масштабная сессия в нью-йоркской студии, во время которой записаны около тридцати популярных танцевальных мелодий, в большей части которых блистали саксофонисты Рэлтон и Доерр. Последний участвовал в сессиях оркестра Хикмана до начала 1921 года и, как сообщается, получив много заманчивых предложений в Нью-Йорке, решил не возвращаться на Западное побережье. В ноябре 1921 года Доерр уже записывается для Columbia с собственным оркестром, в котором он солирует на альте и теноре...
По протекции влиятельного Пола Уайтмана (Paul Whiteman, 1890-1967) Клайд Доерр руководил the Club Royal Orchestra, выступавшим в New York City's Grand Central Theatre, а также на других престижных сценах Большого Нью-Йорка. В 1922 году этот оркестр сделал множество записей для компании Victor, а их первая викторовская пластинка (Victor 18831) с записанными 2 ноября 1921 года «Dapper Dan» Альберта Вон Тильзера (Albert Von Tilzer, 1878-1956) и «The Sheik» Теда Снайдера (Ted Snyder, 1881-1965), больше известной как «The Sheik Of Araby», стала очень популярной и коммерчески успешной. По воспоминаниям Доерра, этот успех вызвал зависть Уайтмана и в конце концов привел к разрыву их отношений. Доерра также возмущало, что Уайтман препятствовал его становлению в качестве лидера оркестра в чикагском the Congress Hotel.
Разрыв с Уайтманом не особенно сказался на карьере Клайда Доерра, потому что его репутация классного саксофониста оставалась высокой, и к середине двадцатых он был одним из наиболее востребованных музыкантов в ведущих танцевальных оркестрах страны. В это время его одинаково часто приглашали как на танцевальные радиошоу, так и в студии грамзаписи (Cameo, Lincoln, Romeo, Edison), при этом Доерр играл и в самых роскошных танцевальных залах (ballrooms). Так, в 1924 году он участвовал в нескольких сессиях оркестра Лу Голда, в том числе и в ноябре, когда были записаны танцевальные вещи «Take Me» Рэя Хендерсона (Ray Henderson, 1896-1970) и «Lonely And Blue» Руби Кована (Rubey Cowan, 1891-1957), изданные затем на Cameo. Во второй половине двадцатых Доерр работал с самыми разными коллективами, а чаще всего с оркестрами Ната Шилкрета (Nathaniel Shilkret, 1889-1982) и Розарио Бурдона (Rosario Bourdon, 1885-1961), а также записывался в студиях и участвовал в бесчисленных радиошоу со специально собранными для этого бэндами, в которых был лидером и композитором-аранжировщиком... Тим Грэсик приводит любопытную цитату из всё того же интервью, где Клайд Доерр вспоминает об этих бурных временах:
«Мне везло, если иной раз удавалось поспать два-три часа за ночь. Утром надо было вставать и отправляться в город, чтобы к девяти часам быть в студии на сессии звукозаписи... Вырывался оттуда где-то в 12:30, перехватывал небольшой бутерброд, немного молока, ловил такси и мчался в следующую студию... Кроме того, надо было являться на вечерние студийные репетиции, на поздние радиотрансляции и вдобавок ко всему часто играть ночь напролёт в таких местах, как the Ritz или the Biltmore... Через десять лет подобной жизни моё сердце наконец заявило о себе, и потому пришлось сбавлять обороты. На какое-то время я ушел, чтобы дать себе передышку».
В этом же интервью Сесилу Лисону Клайд Доерр признался, что с началом Великой депрессии потерял пятьдесят тысяч долларов...
Считается, что опыт и мастерство, в отличие от бренных денег, инфляции не поддаются, поэтому в тридцатые Клайд Доерр продолжил заниматься своим любимым делом, правда, в основном уже не как действующий музыкант, а как преподаватель: он обучал начинающих саксофонистов. Но ведь музыкальные эпохи менялись столь стремительно и радикально, что все представления о джазе и популярной музыке вообще кардинально преобразились, а то, что было популярно и модно в двадцатые, – в постдепрессионное время выглядело безнадежно устаревшим: начинающие саксофонисты хотели играть так, как Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Чу Берри, Бад Фримен и другие гиганты, взошедшие на вершину джаза в конце двадцатых – начале тридцатых... Чему могли научить их вчерашние звезды вроде Клайда Доерра?
Вероятно, поэтому Доерр решил сменить профессию и в продолжение нескольких лет обучался хиропрактике (chiropractic) – одной из форм альтернативной медицины. Открыв врачебный кабинет, он безуспешно пытался преуспеть на новом для себя поприще, а в 1943 году вернулся в Калифорнию. Не имея средств купить собственное жилье, он какое-то время проживал у своей сестры в Сан-Хосе, работал в компании Schlage, занимавшейся изготовлением замков. Он прошел обучение в мастерской по точной шлифовке и в конечном итоге стал главным инспектором по точной шлифовке на заводе в Окленде (Oakland, CA), выполняя эту работу до 1970-х годов. Он также занимался продажей недвижимости, работая на Butterfield and Butterfield Realtors в Фостер-Сити. В статье Грэсика даже указан адрес, по которому Доерр проживал последние годы вместе с женой, – 3050 Los Prados, San Mateo, California.
Ну а мы предположим, что, занимаясь прозаическими и далекими от музыки делами, Клайд Доерр всё же находил время, чтобы следить за чудесным преображением саксофона и его феноменальным возвышением в джазе, рок-н-ролле и в популярной музыке в целом. Пережив Коулмена Хокинса, Чарли Паркера и Джона Колтрейна, старый саксофонист, преобразившийся в механика, мог позволить себе вслух задаться вопросом: «А были бы они таковыми, не будь в своё время меня, Клайда Доерра?..»
Ну а теперь самое время услышать игру этого саксофониста-новатора.
На стороне «Б» имеющейся в нашей фонотеке пластинки Cameo 633 опубликован фокстрот «Take Me» (Tómame) в исполнении популярного в двадцатых годах танцевального оркестра Лу Голда: настоящее имя этого бэнд-лидера – Луис Голдвассер (Lewis Milton Goldwasser / Lou Gold, 1885-1950). Запись была сделана в Нью-Йорке около (circa) 26 ноября 1924 года. Именно в том году польский эмигрант, ранее проявившийся как успешный пианист и композитор, добился успеха ещё и как руководитель оркестра. Со временем оркестры под его руководством стали очень популярными, а их дискография насчитывает сотни записей, сделанных самыми разными фирмами грамзаписи. Состав бэнда, участвовавшего в записи «Take Me», кроме альт-саксофониста Клайда Доерра, включал корнетиста Дэйва Клейна (Dave Klein), тромбониста и альт-саксофониста Вильяма МакГилла (William McGill), бас-саксофониста Джимми Джонстона (Jimmy Johnston), скрипача Майка Бермана (Mike Berman), банджоиста Ральфа Декстера (Ralph Dexter) и ударника Сола Матенсона (Sol Mathenson). Сам Лу Голд был лидером и пианистом, хотя его пианино почти не слышно из-за несовершенства грамзаписи того времени. Тон в оркестре задают ритм-секция с банджо и пульсирующим бас-саксофоном, а также солирующие поочередно корнетист, скрипач и особенно герой нашего очерка – Клайд Доерр.