«Hong Kong» (1916)

Words by Richard W. Pascoe

Music by Hans Von Holstein

and Alma M. Sanders

 

Издание нот этой песни вызвало настоящую сенсацию в музыкальном мире Америки. Речь идет прежде всего о мелодии, сочинённой бывшей солисткой одной из чикагских церквей, композиторшей и пианисткой Элмой Сандерс (Alma M. Sanders, 1882-1956) и выходцем из Дании, композитором Хансом Вон Холстейном (Hans Von Holstein, 1883-1967), известным также как Монте Карло (Monte Carlo). Они не так много насочиняли (Сандерс больше), но их совместное творение «Hong Kong», на незамысловатые слова сонграйтера Ричарда Пэско (Richard W. Pascoe, 1888-1968), достойно того, чтобы их имена остались в истории англо-американской музыки и даже в истории джаза.

Charles Joseph KingНоты, копирайт на которые отмечен 1916 годом, были опубликованы музыкальным издательством сверхактивного и предприимчивого Леопольда Файста (Leopold Feist, 1869-1930), вероятно, в самом конце 1916-го или в начале 1917 года, потому что  начиная с марта на только что вышедшую песню буквально набросились ведущие фирмы грамзаписи. Судите сами.

16 марта в Нью-Йорке песню под аккомпанемент оркестра записали для Columbia сопрано Elizabeth BriceЭлизабет Брайс (Elizabeth Brice, 1883-1965) и тенор Чарльз Кинг (Charles Joseph King, 1886-1944), и с большой долей уверенности можно сказать, что они были первыми, кто запечатлел «Hong Kong» на звуковой носитель. Данное исполнение можно услышать здесь и убедиться, насколько свежо звучит этот two-step, в нём прослеживаются новые, прежде неслыханные в популярном жанре ходы и замыслы, которые способны пленить и увлечь.

Не имея представления о звучании пластинки Columbia 2232 – ведь она выйдет только в мае, – но держа в руках лишь ноты с «Hong Kong», уже 1 апреля в хорошо нам известном Камдене, Нью-Джерси (Camden, NJ), спецы из студии Victor записывают эту песню в исполнении прославленного Peerless Quartet в составе теноров Хенри Бёрра (Henry Burr, 1882-1941) и brice.jpgАльберта Кемпбелла (Albert Campbell, 1872-1947), баритона Артура Коллинза (Arthur Collins, 1864-1933) и баса Джона Мейера (John H. Meyer, 1877-1949). Квартету аккомпанировал оркестр под управлением Йозефа Пастернака (Josef Pasternack, 1881-1940). И вновь вещь получилась во многом новаторская, живая, наполненная смелыми решениями и ранее неслыханными звуковыми эффектами.

Далее все развивалось стремительно. Уже 6 апреля в нью-йоркской студии Columbia была успешно записана инструментальная версия «Hong Kong» оркестра Чарльза Принца (Charles A. Prince, 1869-1937) – Prince's Band. Запись предназначалась сугубо для танцев и подавалась на этикетке пластинки как «Jazz» One-step. Оркестр у Принца был мощным и сыгранным, но насколько их версию «Hong Kong» можно назвать действительно джазовой, судить не возьмусь (слушайте здесь).

Спустя всего шесть дней, 12 апреля, к делу подключился Edison, записав «Hong Kong» сначала в исполнении баритона Артура Филдса (Arthur Fields, 1884-1953), а еще через несколько дней, 17 апреля, — инструментальную версию оркестра под управлением скрипача Юджина Джодаса (Eugene A. Jaudas, 1869-?), у которых «Hong Kong» значился как «The "Jass" One-step». Обе версии вскоре были изданы на цилиндрах Edison Blue Amberol. Но если исполнение Артура Филдса ничем особенным не отличается (слушайте здесь), то Jaudas' Society Orchestra выдал нечто дерзкое, смелое, шумно-праздничное и даже, возможно, джазовое (слушайте здесь)

В мае уже были известны пластинки с мартовскими записями «Hong Kong», и тогда стало очевидно, что сама песня и танцевальная мелодия вызывают огромный интерес у публики. Поэтому, не останавливаясь на достигнутом, Columbia продолжила привлекать к записи новых музыкантов: 7 мая в Нью-Йорке музыкальная группа Columbia Saxophone Sextette представила свой вариант «Hong Kong», но, как следует из дискографии этого бэнда (см. DAHR), трижды записанная, их версия так и не была издана, а судьба матриц остается неизвестной. Ещё раз к мелодии Элмы Сандерс и Ханса Вон Холстейна Columbia вернулась 16 июня, записав искрометную версию выдающегося аккордеониста-новатора Гвидо Дейро (Guido Deiro, 1886-1950).

 Как видим, «джазовые» идеи носились в нью-йоркском воздухе независимо от опыта Original Dixieland Jazz Band и их исторической пластинки Victor 18255,  записанной 26 февраля 1917 года и появившейся на прилавках в Манхэттене 7 марта. Обращаем внимание на то, что Элизабет Брайс и Чарльз Кинг записали «Hong Kong» за день до этого знаменательного события и, следовательно, никак не могли находиться под его влиянием. А вот инструментальные версии «Hong Kong», несомненно, появились как реакция на викторовскую пластинку с «Dixieland Jass Band One-Step» и «Livery Stable Blues». 

Отметим, что песня «Hong Kong» и по сей день не даёт покоя артистам, музыкантам или вот таким оригинальным ценителям и мастерам старинного звучания, как Джо Ринаудо (Joe Rinaudo), исполняющий хит столетней давности на диковинном инструменте-оркестре, именуемом the American Fotoplayer. 

 

 

 

 

There are many oriental places

Down in Chinatown,

There are many oriental faces

With almond eyes of brown.

In a tiny little chinee toy bazaar,

Where the funny red and yellow lanterns are,

There's a boy from old Hong Kong,

And the sings the whole night long...

 

             Chorus:

Hong Kong, Hong Kong, there's no

                  other place like Hong Kong,

Where oriental lights are gleaming

And a little chinamen are dreaming,

So long, so long, soon America, so long,

In that land of rice and tea,

Soon upon my honeymoon I'll be.

Ev'ry night my heart it cries for Hong Kong.

 

Come with me, oh come with me tomorrow,

When the lights are dim.

See Ong Fong, his heart is full of sorrow,

You'll long to comfort him.

Ev'ry night he'll light his pipe in Hoppyland,

On a dreamy boat he'll float to Poppyland,

Oh I know your tears he'll bring,

When you hear him softly sing...

 

               Chorus.