«I Keeps Mah Razzah Shahp» (1897)

Words by Walter Champ

Music by Harry A. Saxton

 

Перед нами ноты одной из так называемых «coon songs» (песен "негритосов") – популярного в 1880-1890-х годах песенного жанра, неразрывно связанного с эпохой шоу менестрелей (minstrel show). Теме этой посвящено несколько исследований, из Harry A. Saxtonкоторых мы рекомендуем объёмную книгу известного авторского дуэта – Линн Эбботт (Lynn Abbott) и Даг Серофф (Doug Seroff) — Ragged But Right (2007), с главой  о coon songs. На русском языке еще в шестидесятые об этом жанре и об эпохе шоу менестрелей писала Валентина Конен в своей известной книге Пути американской музыки (–М.: Музыка. 1965). Однако сейчас мы обратимся к выдержке из русского перевода книги Элайджи Уолда (Elijah Wald) How The Beatles Destroyed Rock'n'Roll (2009):  

«Есть ряд причин, по которым слово "ниггер" осталось в американской речи, а "негритос" (coon) и "черномазый" (darky) сейчас звучат архаично, и одна из них, столь же неприглядная, сколь и слово, к которому она относится, в том, что данное прозвище ссылается на представление об афроамериканцах – в особенности черных мужчинах – как о людях могучих и пугающих, каковое представление до сих пор является расхожим в поп-культуре. Тогда как персонажи минстрел-шоу и "песен негритосов" [coon songs], даже самые огромные и злобные из них, хотя и изображались людьми, орудующими бритвами в уличных шулерских играх, по сути были все-таки паясничающими хвастунами, чем-то вроде ирландской деревенщины [the Irish country bumpkins] − неотъемлемого персонажа английского театра. Как минимум до 1910-х годов практически все белые актеры, изображающие черных, были с начерненными лицами, а это клоунский грим. К началу века этот образ уже был анахронизмом. Почти во всех американских городах существовали районы, населенные афроамериканцами, и вклад черных городских артистов в индустрию развлечений был огромен; однако стереотип по-прежнему связывал черных с жизнью на плантации...»*  

Из написанного выше следует, что песня «I Keeps Mah Razzah Shahp», с намеренно искаженным английским (I Keep My Razor Sharp – Я держу свою бритву наточенной), опубликована уже на закате жанра – в 1897 году. Но танцевальная мелодия песни пришлась в самый раз, потому что это было время пика популярности кекуока (cake walk) – модного в те дни танца. В небольшой заметке из ежедневной газеты города Париж, штат Кентукки (Paris, KY), находим тому подтверждение:   

«Многочисленная публика, в числе которой блистали многие из наиболее известных леди и джентльменов Парижа, имела возможность лицезреть вечер кекуока, проведенный с большим успехом в Опера-хаусе в пятницу вечером под руководством Бака Фримена (Buck Freeman). Каждый номер программы удостоился щедрых аплодисментов, особенно песня "Rocked In The Cradle Of The Deep" в исполнении Чарльза Андерсона (Chas. Anderson) и "I Keeps Mah Razzah Shahp", исполненная Спирсом Петтерсоном (Spears Patterson). В звездном событии, конкурсе кекуока, первый приз достался Гасу Уайту (Gus White) и Энни Миллер (Annie Miller), а второй – Чику Пайперу (Chick Piper) и Мэгги Хэлви (Maggie Helvey). Следующий вечер кекуока состоится в начале января».** 

Танцевальная песня «I Keeps Mah Razzah Shahp» упоминается мимоходом еще только несколько раз в паре местных парижских газет, очевидно, потому, что автор её слов Уолтер Чемп (Walter Champ) – сам из кентуккского Парижа. А больше никаких сведений об авторах песни я не отыскал ни в имеющихся у меня книгах, ни в Интернете. Можно лишь предполагать, что композитор из Лексингтона, Кентукки (Lexington, KY), Хэрри Сэкстон (Harry A. Saxton) специализировался на сочинении музыки к coon songs, поскольку в нашей коллекции нот имеются и другие подобные мелодии, изданные под его именем. По фотопортрету Сэкстона с обложки нот 1900 года можно заключить, что к началу 20-го века он был уже немолодым, так что в его лице мы имеем представителя расцвета эпохи менестрелей, и не исключено, что сам Сэкстон был участником или даже руководителем труппы из шоу менестрелей. И не он ли запечатлен на обложке наших нот в полный рост с тростью и начернённым лицом (in blackface)?

Также нет у нас никаких свидетельств того, что данная песня была когда-либо записана на звуковой носитель.  

 

"He's de wahmest coon in town",

Is what de cullud folks say.

To me all de coons bow down

Wheneber I pass dere way.

Due respec' I allers get

Shootin' craps er playin' hahp,

De niggahs all know, you bet,

Dat I keeps mah razzah shahp.

 

        Chorus:

I'm de wahmest coon in town,

No cop or hoodoo makes me stop;

When I comes on de coons stan' 'roun',

Kase I keeps my razzah shahp. 

 

I' allers get choices' things

To eat at de bahbecue,

De head waitah to me brings

Nuff chicken an' cake fo' two.

I allers get de swelles' gal

When we dance to hohn an' hahp,

Folks gib room to me and Sal -

Kase I keeps mah razzah shahp.

 

       Chorus.

 

Allers have de bigges' slice

Ob ev'ry watahmillion,

All de niggahs treat me nice 

Fo' feah ob blood a spillin'.

I doan feah no hoodoo spell,

Likewise no brassbutton cop,

De people all know too well

Dat I keep mah razzah shahp. 

 

          Chorus.

  

 * Элайжа Уолд. Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл. Альтернативная история американской популярной музыки. Пер. с англ. А.Рондарева. –М.: Издательский дом «Дело», 2018. –С.67.

** «The Bourbon News», Paris, Kentucky, December 14, 1897.