«Pickaninnies On Parade» (1897)

By George Daniel Barnard

 

Представляем ноты марша, написанного композитором Джорджем Дэниелем Бернардом (1857–1933) для оркестра, хотя на обложке и указано – for the piano.

Бернард считается одним из первых американских композиторов, опубликовавших ноты синкопированной музыки, и получил известность как сочинитель музыки для молодежных (школьных) бэндов. В биографическом очерке Билла Эдвардса (Bill Edwards), размещенном на его замечательном сайте ragpiano.com, сообщается, что Джордж Бернард родился в конце 1857 года в местечке Сэндстоун, Джексон-каунти, штат Мичиган (Sandstone, Jackson County, MI), и был младшим ребенком в многодетной фермерской семье. В юности Джордж получил музыкальное образование, но большую часть времени тратил не на музицирование, а на изучение разных инструментов, и настолько в этом преуспел, что к двадцати годам смог устроиться дилером в чикагскую процветающую компанию Lyon and Healy, специализирующуюся на производстве музыкальных инструментов. Работая на эту компанию, Джордж в составе небольшого бэнда ездил по стране, представляя её продукцию. В то время он начал создавать оркестровые аранжировки, а также сочинять собственные мелодии, которые публиковались издательством The John Church Company из Филадельфии (Philadelphia, PA). Ничто так не обогащает творческую натуру, как частое передвижение: во время деловых поездок по разным штатам Джордж имел возможность знакомиться с самыми новыми музыкальными веяниями и идеями, которые усваивал, а затем, уже как аранжировщик и музыкант, распространял, прибывая к новому месту. В 1897 году Бернард сочинил свой первый вальс, а два года спустя, на пике популярности кекуока (cakewalk), написал мелодию под названием «Alabama Dreams», которую аранжировал сразу для нескольких инструментов. Изданные в 1899 году, эти ноты пользовались большой популярностью, хорошо продавались, а мелодию играли как оркестры, так и отдельные музыканты, в первую очередь пианисты...

Копирайт на марш «Pickaninnies On Parade» датирован 1897 годом. В это время Джордж Бернард вместе с семьей проживал в Цинциннати, Огайо (Cincinnati, OH), ноты его сочинений публиковались, как мы уже отметили, издательством Джона Чёрча в Филадельфии, а сам он еще не был известным. Само понятие «pickaninnies» довольно объёмное, сложное и носит на себе печать уничижения и расовой дискриминации. Но в нашем случае термин «pickaninnies» связан с индустрией развлечения и относится к популярной в конце века форме шоу-бизнеса. В то время по Америке и миру, в том числе и по Европе, странствовали многочисленные театральные труппы, основными артистами которых были талантливые черные дети. Некоторые из них впоследствии становились известными цирковыми и театральными артистами, выдающимися музыкантами или даже звездами водевильной сцены, как, например, Ева Тэйлор (Eva Taylor, 1895?-1977). Словом, форма привлечения талантливых черных детей из бедных семей к шоу бизнесу была широко распространенной, черные (да и белые) подростковые бэнды появлялись как грибы, и Джордж Бернард умело использовал конъюнктуру, сочиняя мелодии для подобных оркестров. Марш «Pickaninnies On Parade» – одна из них...  

В будущем, уже после того как Бернард станет известным композитором, его марши, вальсы, латинские серенады и прочие мелодии будут исполнять известные оркестры, в том числе Arthur Pryor's Band и Kendle's First Regiment Band, и викторовские пластинки с их записями будут пользоваться неизменным успехом...

...Из очерка Билла Эдвардса мы узнаём, что Джордж Бернард не оставил занятия музыкой вплоть до старости, хотя и пребывал в тени шумного музыкального мейнстрима того времени. Он руководил собственным оркестром вплоть до 1927 года, когда ему исполнилось 70 лет. Но и после этого продолжал преподавать и время от времени выступать как музыкант. Он продолжал заниматься преподаванием до начала 1933 года, когда у него случилось кровоизлияние головного мозга. Джордж Бернард оставил после себя около четырехсот произведений, многие из которых опубликованы под разными псевдонимами, в том числе G.F. Daniels, George McQuaide, Edward Russell, Ed Hazel, M.B. Eaton. Композиции и аранжировки Бернарда для соло и бэндов остаются востребованными и по сей день.

И конечно, следует отметить безвестного оформителя обложки, разместившего в её центре уличный подростковый черный бэнд, причем сделавший это с должным уважением и к юным музыкантам, лица которых можно разглядеть, и к черным жителям Америки вообще. А ведь в то время при оформлении нотных обложек чаще руководствовались совсем иными образами и стереотипами, как правило уничижительно-карикатурными...