«I Hates To Get Up Early In The Morn» (1901)

Words by John Queen

Music by Hughie Cannon

 

Эта песня написана авторским дуэтом талантливых артистов из труппы шоу менестрелей the Vogel's Minstrels – композитором, сонграйтером, танцором и пианистом-рэгтаймером Хьюго Кэнноном (Hugo "Hughie" Cannon, 1877-1912) и сонграйтером, танцором и сингером Джоном Куином (John Queen). К 1901 году у них уже был опыт совместной работы – изданная песня «Just Because She Made Dem Goo-Goo Eyes», копирайт на которую отмечен 1900 годом, но можно предположить, что были и другие совместные песни, которые остались неизданными. Как показала дальнейшая история, главным действующим лицом (вернее, главным историческим лицом!) в этом коротком по времени тандеме (1900-1901) оказался Кэннон, прославившийся своей великой песней-рэгтаймом «Bill Bailey, Won't You Please Come Home», слова и музыку к которой он сочинил в 1902 году и которую в продолжение всего 20-го века исполняли (да и сейчас исполняют!) на разных сценах самые выдающиеся певцы и музыканты. Поэтому обращение к нотам песни «I Hates To Get Up Early In The Morn», предшествовавшей великому хиту Кэннона, – лучший повод рассказать об этой важной и трагической фигуре, точнее – коротко пересказать, потому что единственный квалифицированный материал об этом музыкальном новаторе – очерк всё того же Билла Эдвардса (Bill Edwards), размещенный на его уникальном сайте (см. здесь). Газетная хроника прошлого, театральные афиши, отрывки из чьих-то опубликованных воспоминаний, дискографии фирм грамзаписи и справочники нотных изданий, наконец, доступные данные переписи населения (censuses) – вот основной источник, которым руководствуется Эдвардс в поисках следов героев эры рэгтайма... 

Хьюго Кэннон родился  9 апреля 1877 года в Детройте, штат Мичиган (Detroit, MI), в семье актеров Джона Кэннона (John S. Cannon) и Мэй Браун (May Brown), как уточняет Эдвардс, примерно через семь месяцев после заключения ими брака в Иллинойсе. Спустя несколько лет этот союз распался, Мэй Браун снова вышла замуж и оставшийся с нею ребенок стал носить фамилию отчима, некоего Вильяма Смита (William H. Smith), по-видимому, тоже артиста, потому что пока Мэй с новым мужем в составе труппы ездили с гастролями, мальчика воспитывала бабушка. Так он и рос, пребывая между бабушкой (в Детройте) и матерью, которая выступала на сценах больших и малых северных городов. Как пишет Эдвардс, Мэй была довольно миниатюрна, хорошо пела и танцевала, кроме того, имела ирландское происхождение, поэтому на сцене она часто играла милую ирландскую девушку. В то же время она не была рядовой актрисой: так, в 1887 году Мэй гастролировала как звезда четырёхактной комедии «Fogg's Ferry», а в следующем году – в «Waifs of New York». Возможно, маленький Хьюго мог посещать мать, наблюдать за спектаклем, прислушиваться-присматриваться к театральному действу и впитывать аромат сцены... Между тем к 1892 году Мэй вновь развелась, видимо, затем, чтобы еще раз выйти замуж: на этот раз за менеджера труппы – Фреда Роббинса (Fred G. Robbins), так что теперь она стала May Smith Robbins. После этого Мэй стала лицом труппы Barlow's Minstrels и несколько лет играла главную роль в пьесе «Little Trixie». В 1892 году пятнадцатилетний Хьюго примкнул к матери, также став участником труппы. В театральном обзоре постановки «Little Trixie» в the Washington Evening Times в декабре 1896 года будущий композитор и сонграйтер фигурирует как мальчик-тамбурмажор (the boy drum-major) и отмечается, что он хорошо справляется со своей ролью. Спектакль с успехом шел в продолжение пяти лет и по окончании сезона 1897 года Хьюго решил остаться в шоу-бизнесе, закрепившись в труппе Barlow's Minstrels в качестве певца, танцора и пианиста-аккомпаниатора. В составе этой труппы он выступал в сезоне 1898-1899 годов, после чего подписал контракт с другой труппой – the Vogel's Minstrels... 

Как предполагает Эдвардс, именно в это время Хьюго пристрастился к алкоголю, хотя в одном из интервью Кэннон утверждал, что начал пить в шестнадцать лет, а в другом признался, что пил уже с десяти, и это неудивительно при той жизни, которую он невольно вел едва ли не с рождения... Выступая в составе Менестрелей Вогеля, Кэнннон начал сочинять песни, и первой из опубликованных стала «I Don't Want No Jonah Hangin' Round» (1899). Затем, в содружестве с другим участником труппы – Джоном Куином, он написал coon song «Just Because She Made Dem Goo-Goo Eyes» и продал ее за 25 долларов издательству Howley, Haviland & Company, которой частично управлял влиятельный Пол Дрессер (Paul Dresser, 1857-1906) (между прочим, старший брат писателя Теодора Драйзера), ставший с тех пор другом и покровителем Кэннона. Ноты «Just Because She Made Dem Goo-Goo Eyes» опубликованы под красочной обложкой, на которой художник-оформитель изобразил Кэннона и Куина главными героями спектакля, что соответствует действительности, так как оба были участниками труппы, а Джон Куин – первым исполнителем написанных ими песен. Вместе они написали ещё две песни, которые были опубликованы в 1901 году,  – это «Sewie, No More Chop Suey For Me» и «I Hates To Get Up Early In The Morn», которую мы представляем на нашей страничке. Кроме того, в том же году Хьюго Кэннон, уже один, написал «You Needn't Come Home»: по мнению некоторых исследователей, эта песня, с 12-тактной структурой для куплетов и припева, является одной из первых песен, которую можно причислить к «коммерческому блюзу»...

По поводу публикаций нот «самого первого блюза» серьезные споры только-только начинаются, так что имя Хьюго Кэннона и его «You Needn't Come Home» в этих спорах, думаю, не затеряется...

Джексон, Мичиган. Начало векаМежду тем после сезона 1901 года Хью вернулся в Мичиган, на этот раз в небольшой кондовый «железнодорожный» город (a rather rough railroad town) Джексон (Jackson, MI), находящийся примерно в 80 милях к западу от Детройта. Через Джексон проходили важные железнодорожные магистрали, и потому в городе располагалось множество ремонтных мастерских, а значит, было много рабочих-ремонтников и, как следствие, немало увеселительных заведений, в которых они коротали время и развлекались, так что Кэннон быстро завоевал у них репутацию известного и всеми обожаемого рэгтайм-пианиста. Эдвардс обращает внимание на то, что городской справочник 1900 года включает 75 салунов в даунтауне, так что Кэннону не составляло труда прокормиться. В Джексоне он и сочинил в 1902 году ставшую бессмертной «Bill Bailey, Won't You Please Come Home», списав образ с реального Билла Бэйли, обитавшего в этом городе, и впрямь переполненном блюзом, хоть этого словца в тех краях еще не слыхали. Впрочем, может, и слыхали – ведь среди рабочих Джексона наверняка были черные переселенцы с Юга... Спустя два года, когда Бэйли погиб под колесами поезда, Хьюго Кэннон написал продолжение баллады – «He Done Me Wrong (The Death of Bill Bailey)», которую в том же году записал прославленный тенор Артур Коллинз (Arthur Collins, 1864-1933). Есть все основания полагать, что на её основе, спустя десять лет, была написана знаменитая баллада «Frankie and Johnny», кем только не спетая и не записанная, но нам она дорога благодаря Миссисипи Джону Хёрту (Mississippi John Hurt)... Одним словом, каждая сочиненная Хьюго Кэнноном песня, изданная затем его знаменитым и влиятельным другом и партнером Полом Дрессером, становилась событием, находила продолжение и развитие и имела свою историю, которую предстоит изучать и затем рассказывать, а что касается самой знаменитой его песни – «Bill Bailey, Won't You Please Come Home», – то история её написания полна догадок и домыслов, и Билл Эдвардс, насколько это возможно, на ней подробно останавливается...

К великому сожалению, Кэннон все больше подпадал под алкогольную, а затем и наркотическую зависимости, с трудом сочинял и перебивался случайными заработками, перемещаясь из одного города в другой. Известно, что в 1904-1905 годах он сидел в тюрьме (видимо, за наркотики), по выходе пытался встать на путь исправления, написал на заказ две или три песни, даже женился... Но затем вновь начал пить, развелся, его благодетель и покровитель Пол Дрессер умер, так что и сам Кэннон после нескольких лет мытарств в конце концов пропал...

Сообщается, что он умер в Толедо, штат Огайо (Toledo, OH), 17 июня 1912 года в возрасте тридцати пяти лет и был похоронен на Hill Grove Cemetery в Коннелсвилле, штат Пенсильвания (Connellsville, PA), где в то время проживала его мать. За прошедшие сто лет его скромная могила не исчезла, и, как пишет Билл Эдвардс, в 2006 году в газете «Pittsburgh Tribune-Review» была опубликована статья об усилиях историков, направленных на то, чтобы установить на кладбище исторический маркер в честь композитора и музыканта. Но эту идею отклонили городские власти, посчитав, что история Кэннона не особенно уникальна, а его хитовая песня про некоего Билла тоже типичная для своего времени... 

Что ж, на мой взгляд, настоящая история Хьюго Кэннона еще не написана, его биография, его драматическая судьба, несомненно, привлекут к себе и пытливых исследователей, и талантливых художников, примерно так, как уже второй век привлекают к себе его нетленные песни, во многом предвосхитившие все последующие эпохи 20-го века...    

Dan W. QuinnВозвращаясь к песне «I Hates To Get Up Early In The Morn», ноты которой изданы в 1901 году издательством Howley, Haviland & Company, отметим, что первым, кто исполнил эту песню со сцены, наверняка был один из её авторов – Джон Куин. А вот первым сингером, записавшим песню на звуковой носитель, был прославленный Дэн Куинн (Dan W. Quinn, 1860-1938), один из пионеров грамзаписи, который ещё за десять лет до того помогал записать свой голос самому Томасу Эдисону (Thomas Alva Edison, 1847-1931). Великий изобретатель в свою очередь охарактеризовал Куинна как «человека с идеальным голосом» (the man with the perfect voice). Согласно сведениям DAHR, Дэн Куинн записал «I Hates To Get Up Early In The Morn» для Berliner и Victor 13 марта 1902 года. Записывал ли эту песню кто-либо ещё? На одном из каналов Youtube выложена запись с цилиндра Lambert 782, на которой «I Hates To Get Up Early In The Morn» исполняет Артур Коллинз, а сама запись на цилиндр относится к 1902 году. Так что песню записывал еще и Артур Коллинз... 

И последнее. На обложке наших потрепанных нот размещен фотопортрет некоего Джона Майли (John Mylie), о котором не удалось найти никаких сведений, кроме того, что он актер и музыкант, участвовавший на заре века в водевильных спектаклях...

 

 

A coon who led a quiet life and had some little cash

Said, "I don’t need no angel food,

I’m satisfied with hash,

The luxuries dat I enjoy,

I just intend to keep,

Into my little haypile where I sleep, sleep, sleep,

Just 'cause I...

 

         Chorus:

Hates to get up early in the morn,

I never did that thing since I was born,

I likes to lay my big fat head

In de bosom of a great big feather bed,

‘Cause I hates to get up early in the morn".

 

One day in June this coon got married

To a sunburnt maid,

She tried to rouse him ev’ry morn,

Couldn’t budge him with a spade,

She said, "Get up, to tell the truth,

These porkchops will not keep";

He said, “Oh let them petrify,

For the Lor’s sake, let me sleep,

Just ‘cause I...

 

          Chorus.

 

This coon lay sleeping very sound,

The alarm bells went bang!

The boarding house it caught on fire,

And four o’clock had rang.

The firemen soaked him wid a hose,

But couldn’t budge this coon,

He said, “Why can’t you have your fires

In the afternoon, 

Just ‘cause I...

 

         Chorus.