«You Picked Me, When I Picked You In Berry Pickin' Time» (1917)

Words by Jack Yellen

Music by Percy Wenrich 

 

Текст написан известнейшим сонграйтером и сценаристом Джеком Йеллином (Jack Yellen, 1892-1991), песни которого поют и по сей день (имею в виду прежде всего «Ain't She Sweet»); музыка – выдающимся пианистом-рэгтаймером, композитором и аккомпаниатором Перси Венриком (Percy Wenrich, 1880-1952), о котором мы хотим кратко рассказать, представляя ноты «You Picked Me, When I Picked You In Berry Pickin' Time», и прежде всего обращаем внимание на посвященный Венрику очерк Билла Эдвардса (William "Bill" Edwards), размещенный на его сайте perfessorbill.com (см. здесь).

Перси родился в небольшом городе Джоплин, штат Миссури (Joplin, MO), 23 января 1880 года в семье городского почтмейстера Дэниела Венрика (Daniel Wenrich). Дата рождения будущего рэгтаймера существенно разнится с данными Wikipedia, но мы здесь больше доверяем специалисту. Мать Перси – Мэри Рэй (Mary Ray) была опытной пианисткой-любителем и обучила сына (как, впрочем, и других своих детей) игре на фортепиано и органе ещё в раннем возрасте. В детстве Перси ради развлечения начал сочинять мелодии к текстам, которые писал его отец, и некоторые из этих песен затем исполнялись во время политических мероприятий, активным участником которых был Венрик-старший. В музыкальном отношении Джоплин был в то время городом особенным, и юному таланту было у кого учиться. Там обитало множество как местных, так и странствующих музыкантов, имелись десятки салунов и клубов, а также музыкальный магазин J. Frank Walker's Music Store. В одной из глав сборника о рэгтаме – Ragtime: It's History, Composers, and Music (Schirmer Books, NYC, 1985) – также подчеркивается особенная музыкальная атмосфера Джоплина и сообщается, что пионеры рэгтайма собирались в местном салуне the House of Lords... 

joplin%20mo.jpg

Мы здесь заметим, что, кроме того, что Джоплин слывет городом музыкальным, он еще с некоторых пор имеет славу города многострадального. 22 мая 2011 года, под вечер, прямо через Джоплин пронесся смертоносный торнадо, который, по сути, уничтожил город, убив 166 его жителя и покалечив сотни, если не тысячи, так что город, можно сказать, восстанавливали заново всей Америкой во главе с президентом Обамой. Когда мы, спустя восемь лет, впервые оказались в Джоплине, то были поражены новизной и ухоженностью городских улиц, чистотой и устроенностью, между тем люди, с которыми мы встречались, со слезами на глазах рассказывали о сущем аде, который устроила здесь бесчувственная стихия. Что, в сравнении с этой неотвратимой бедой, пресловутые Бонни и Клайд (Bonnie and Clyde), с большим размахом орудовавшие в Джоплине во времена Великой депрессии!..

Dolly ConnollyИтак, задолго до всего этого, еще в конце позапрошлого века юный Перси Венрик обучался здесь исполнительскому мастерству у местной труппы менестрелей, учился нотной грамоте, сценическому мастерству и, конечно, быстро усваивал модный кекуок (cakewalk) и разучивал ранние мелодии рэгтайма. В очерке Эдвардса сообщается, что именно с этого времени Перси стал известен в городе и окрестностях как the Joplin Kid (джоплинский паренёк), и это прозвище сохранялось за ним долгие годы. Тем не менее в переписи населения за 1900 года Перси Венрик отмечен не как музыкант, а как почтовый служащий (a postal clerk) своего отца...

Первое произведение Перси, которое было опубликовано, – это танцевальная мелодия «L'Inconnu». Перси написал её в 1897 году, в семнадцать лет. Ноты опубликовало чикагское издательство Sol Bloom Publishing тиражом в тысячу экземпляров. Dolly ConnollyПосле этого начинающему композитору предстояло получить более высокое музыкальное образование, для чего он отправился в Чикаго и поступил там в the Chicago Musical College. Обучаясь в престижном заведении, Перси продолжал сочинять мелодии к текстам и публиковал их, так что скоро на него стали смотреть как на многообещающего композитора, если не гения. Он сочинял танцевальные рэги, такие как «Ashy Africa», «Just Because I'm From Missouri» или «Wenonah: Intermezzo», а также мелодии на слова сонграйтеров – «Dance Of The Daisies», «Why Don't We Make Love Like The White Folks Do?», «The Sun Shines On No Sweeter Girl Than You»... Предположительно, в 1903 году его песню «Put On Your Old Grey Bonnet» записал для Victor Хэрри Макдонах (Harry Macdonough, 1871-1931)... 

Примерно в 1905 году Перси познакомился с подававшей надежды исполнительницей водевилей Долли Коннолли (Dolly Connolly, 1888-1965), печально-тревожный фотопортрет которой украшает обложку нот «You Picked Me, When I Picked You In Berry Pickin' Time». Это не случайно, поскольку именно для неё и написана песня. Венрик был очарован Долли, и в июле 1906 года они поженились, после чего их творческий потенциал (композитор и певица) многократно умножился. В 1909 году пара переехала в Нью-Йорк. К этому времени у Перси уже было около сотни изданных собственных сочинений, в основном рэгтаймов, входивших в моду. Оказавшись в Нью-Йорке, Венрик тотчас присоединился к сообществу Tin Pan Alley, продолжая работать над новыми сочинениями, которые активно публиковались ведущими нотными издательствами. Вслед за этим его песни охотно записывали на пластинки, в основном на Victor, популярные сингеры, знаменитые квартеты, прославленные оркестры и экспериментаторы вроде банджоиста Весса Оссмана (Vess L. Ossman, 1868-1923). Однако наибольшего успеха и славы песням Венрика принесла его жена – Долли Конноли, блиставшая на бродвейской сцене.

В одном из очерков о Долли Коннолли и Перси Венрике утверждается, что Коннолли «была, пожалуй, самой красивой из известных певиц рэгтайма и сделала удачную карьеру в водевиле, после того как повстречалась с многообещающим композитором и аккомпаниатором Перси Венриком» (см. здесь). С этим трудно спорить, глядя на стильные фотоснимки актрисы, размещенные на обложках нот песен, сочиненных специально для неё. Таковы «Mandy, How Do You Do?», «Egyptian Rag», «Alamo Rag», «Somebody's Eyes» и ставшая мегахитом «Red Rose Rag», записанная Коннолли в 1911 году для Columbia (см. её дискографию на сайте DAHR). Еще один суперхит – песня «Sweet Cider Time When You Were Mine», сочиненная в 1914 году также специально для Долли, с учетом особенностей её необыкновенного голоса. Выдержавшая несколько нотных изданий, в 1916 году песня была записана Коннолли для Columbia (A1963). В то время пара активно путешествовала с турами по стране, давая представления, во время которых Перси аккомпанировал своей блистательной жене... В 1917 году, после некоторого перерыва, связанного с концертной деятельностью, издательство Leo. Feist зарегистрировало новую песню Венрика, написанную им на слова молодого, но уже становившегося популярным Джека Йеллина, – «You Picked Me, When I Picked You In Berry Pickin' Time». Предполагалось, что будет продолжен успех, вызванный «Sweet Cider Time When You Were Mine». Издатели были настолько уверены в этом, что на обложке, под портретом Долли, вывели надпись: «Introduced with tremendous success by Dolly Connolly». Большого успеха, однако, не случилось. Песня не стала хитом, более того, Долли Коннолли её так и не записала.

Ничего страшного! Песню записали дуэтом Хенри Бёрр (Henry Burr 1882-1941) и Альберт Кэмпбелл (Albert Campbell, 1872-1947) (слушайте здесь)

Я не обнаружил, чтобы песню записывал кто-нибудь ещё. Возможно, её продвижению и успеху помешала Первая мировая война, в которую в апреле 1917 года вступили США, и в течение нескольких лет потом сохранялся запрос на иные песни и мелодии. 

 

I saw a berry bush, as I was coming home tonight,

And somehow it brought back a bygone day,

When you and I went berry picking many years ago,

Along a country lane so far away.

How well I do remember that sweet day

              when first we met,

Has left a picture in my heart 

             I never will forget.

 

        Chorus:

We were picking berries at old aunt Mary's,

When I picked a blushing bride,

As we rode home together,

I just wondered, whether

I could win you forever if I tried;

And at love's suggestion I popped the question 

And asked you to be mine.

From your kisses I knew,

You picked me, when I picked you,

In berry pickin' time.

 

How sweet you looked that day, 

Dressed in a simple gingham gown,

To me you were as lovely as a queen.

From underneath your bonnet peeked

          a pair of golden curls

And the bluest eyes that I had ever seen.

Your lips were red as berries, 

but they tasted twice as sweet,

It only took one kiss to make

         my happiness complete.

 

        Chorus.