«Where The Silvery Colorado Wends Its Way» (1901)

Words by C. H. Scoggins

Music by Charles Avril  

 

Это грустная баллада, рассказанная от имени мужчины, в силу неотвратимых обстоятельств потерявшего свою возлюбленную и потому до конца дней обречённого на одиночество: ничего ему не остаётся, кроме как бродить по живописным колорадским холмам и под печальное пение жаворонка вспоминать счастливые времена, когда они были здесь вдвоем, да ещё ждать того часа, когда и сам он оставит этот мир и окажется в той далёкой долине, в тени деревьев, рядом со своей возлюбленной... 

Копирайт отмечен 1901 годом, в том же году баллада опубликована издательством Tolbert R. Ingram Music Co., а сочинена, судя по всему, Скоггинсом (C.H.Scoggins) и Чарльзом Эврилом (Charles Avril) незадолго до этого. 

О данном авторском дуэте почти нет сведений. В очерке Нэнси Картер (Nancy F. Carter) об истории издательства Tolbert R. Ingram Music Co(см. здесь) сообщается, что Скоггинс и Эврил работали почтальонами в Денвере, штат Колорадо (Denver, CO). Видимо, в качестве хобби или дополнительного заработка они сочиняли песни, по меньшей мере три из которых были опубликованы. Кроме «Where The Silvery Colorado Wends Its Way», в том же издательстве опубликованы «The Girl I Loved Out In The Golden West» и «Back Among The Clover And The Bees», которые большого успеха не имели.

Что касается баллады «Where The Silvery Colorado Wends Its Way», то она стала самой продаваемой, самой прибыльной и наиболее известной из всей продукции издательства, основанного в 1900 году в Денвере Толбертом Инграмом (Tolbert Riley Ingram, 1876-1969), прибывшим в Колорадо из Теннесси в августе того же года. В левом верхнем углу обложки отмечено, что это двадцать третье издание баллады (имеется обложка и с тридцатым!), а по пометке в правом углу можем предположить, что данный тираж насчитывает как минимум семьдесят одну тысячу... На третьей странице указано, что 19 сентября 1903 года компания Tolbert R. Ingram переоформила (transferred) копирайт на песню и, как сообщается в упомянутом очерке, оставалась единственным собственником баллады вплоть до своего закрытия в 1912 году. Sung with success by Marguerite StarrВ одной из газетных публикаций 1902 года утверждалось, что «Where The Silvery Colorado Wends Its Way» исполнялась всеми ведущими менестрелями, в том числе знаменитыми труппами Эл Джи Филда (Al G. Field, 1848-1921),  Джека Хэверли (Jack Haverly, 1837-1901), Джорджа Примроуза (George H. Primrose, 1852-1919), Лу Докстейдера (Lew Dockstader, 1856-1924) и Вильяма Уэста (William H. West, 1853-1902), причем после её исполнения артистов, как правило, вызывали на бис по несколько раз, а популярность баллады в Соединенных Штатах была сравнима со славой бессмертного хита Чарльза Хэрриса (Charles K. Harris, 1867-1930) – «After The Ball» (1891). Также сообщается, что компания Толберта Инграма рекламировала балладу в газетах по всей стране. 

На то, что издатели, как умели, раскручивали балладу, указывает и нотная тетрадь, явно перегруженная всякого рода «сопутствующей» информацией. Так, на обороте обложки опубликована сентиментальная повесть The Pathetic Story of «My Rosary», рассказывающая о лишившемся славы и денег композиторе, некоем Фердинанде Ласте (Ferdinand Lust), полюбившем на закате жизни свою молоденькую ученицу и, перед тем как покинуть земную юдоль, написавшем в честь неё (и для неё) бессмертную мелодию, которую она затем исполняла на похоронах композитора, умываясь слезами... В 1901 году Tolbert R. Ingram даже зарегистрировали и издали ноты песни «My Rosary», на слова Роберта Кэмерона Роджерса (Robert Cameron Rogers) и музыку этого самого Фердинанда Ласта, в существовании которого я сильно сомневаюсь... Всеми этими придумками издатели как бы предваряли (или дополняли) и без того слезливую балладу, хотя в этом не было нужды, потому что, как только были опубликованы ноты, балладу исполняли не только со сцены или в музыкальных салонах, но и распевали и наигрывали в домашней обстановке. Кроме того, начиная с 1902 года «Where The Silvery Colorado Wends Its Way» активно записывали и издавали фирмы грамзаписи...

Одними из первых или даже первыми в 1902 и 1903 годах записали балладу для Edison знаменитые водевильные актеры и певцы Джеймс Элдрич Либби (James Aldrich Libbey, 1864–1925) и баритон Джеймс Майерс (John W. Myers (c. 1864–c. 1919?). Также в первое десятилетие и тоже для компании Edison балладу записали популярный менестрель и балладир Байрон Харлан (Byron G. Harlan, 1861-1936) и обладатель редкого по красоте голоса (контртенор) – Уилл Окленд (Will Oakland, 1880-1956)... Преувеличивать влияние эдисоновских дисков и цилиндров на общую популярность песни не стоит, но к этой продукции внимательно прислушивались другие фирмы грамзаписи, а также ведущие исполнители, так что columbia.jpgво втором и третьем десятилетиях исполнением баллады отметились многие известные певцы, вокальные и инструментальные квартеты, в том числе известные нам Уолтер Ван Брант (Walter Van Brunt, 1892-1971), Хенри Бёрр (Henry Burr, 1882-1941), балладир Чарльз Хэррисон (Charles W. Harrison, 1878-1965), The Peerless Quartet, Venetian Instrumental Quartet, The Shannon Quartet... Наверняка исполняли и записывали балладу и другие музыканты. Таким образом песня получила общенациональную известность, страна, имея перед собой разрекламированные ноты, вслед за популярными сингерами запела:

 

Мы поженились в июне,

         и наши сердца не знали боли,

В тот день прекрасная природа,

         казалось, улыбнулась нам;

Теперь она спит под сиренями

         и больше не вернется

Туда, где серебристая Колорадо течет...

 

 

В последующие два деcятилетия сентиментальная баллада из Колорадо не была забыта, а квинтэссенцией тех печально-романтических, но все же светлых грез, которые сумели привнести в «Where The Silvery Colorado Wends Its Way» великие менестрели и артисты-сингеры нулевых-десятых, стало исполнение баллады актером-ковбоем и вестерн-сингером Эдди Дином (Eddie Dean, 1907-1999), записанное им в сентябре 1941 года в Лос-Анджелесе для Decca. Поистине, это нежнейшее сладоголосие, поддержанное не чем-нибудь – аккордеоном (Jack Statham), – одна из вершин вокального сентиментализма... (Убедитесь в этом здесь... На том бы и растаяла во времени, словно сахар, эта славная баллада, если бы ещё во второй половине двадцатых на неё не обратили внимание фолк-музыканты, в том числе великие: ведь тема, затронутая в балладе, – поистине из фольклора...

12 мая 1927 года знаменитый Эрнест Стоунмен (Ernest Stoneman, 1893-1968) из Кэрролл-каунти, Вирджиния (Carroll County), записал балладу для OKeh. Хотя трек не Одно из более поздних изданий балладыполучился и издан не был, само обращение пионера музыки кантри к балладе из Колорадо весьма примечательно. То, что не вышло у Стоунмена, получилось у других: 25 июня 1928 года в Индианаполисе, Индиана (Indianapolis, IN), балладу записали для лейбла Vocalion Emry Arthur & The Cumberland Singers; 27 сентября того же года это сделали для лейбла Banner стринг-бэнд Frank Luther & His Pards с сингером Фрэнком Лютером, фиддлером Бертом Хиршем (Bert Hirsch) и будущей звездой музыки кантри – гитаристом и сингер-сонграйтером Карсоном Робисоном (Carson Robison, 1890-1957). Ещё один знаменитый стринг-бэнд – Leake County Revelers записал «Where The Silvery Colorado Wends Its Way» 16 апреля 1929 года в Атланте, Джорджия (Atlanta, GA), для Columbia... Не The Carter Family, c. 1940. Photographer unidentified. Frank Driggs collection. Postcardостались в стороне и великие the Carter Family, сделавшие запись своей версии баллады немного позже – в июне 1936 года, когда их слава была в зените (слушайте здесь). Семейство Картеров сумело внести особый смысл в балладу уже тем, что её, кажется, впервые исполняли женщины! Кроме того, Картеры, как и их предки, всю жизнь прожили на отдаленных от цивилизации зеленых холмах, вблизи церкви с родовым кладбищем и хорошо знали, что такое жизнь и смерть... (Смотрите наш фотоочерк.) Элвин Плэзэнт Картер (Alvin Pleasant Carter, 1891-1960), Сара Догерти (Sara Dougherty, 1898-1979) и Мейбел Эддингтон (Maybelle Addington-Carter, 1909-1978), как и другие упомянутые нами фолк-музыканты, преобразовали удачную, умело и вовремя поданную задушевную песню в нечто большее – в настоящую фолк-балладу, сделали её действительно народной(!), хотя у «Where The Silvery Colorado Wends Its Way» есть авторы – всеми забытые денверские почтальоны Скоггинс и Эврил, о которых нам и по сей день почти ничего не известно...

В едва заметных примечаниях к очерку Нэнси Картер лишь отмечено, что после выхода на пенсию Чарльз Эврил уехал в Калифорнию и до своей кончины в 1940 году проживал в Санта-Монике (Santa Monica, CA), где и похоронен. О Скоггинсе вообще никаких сведений не приведено, и даже полное имя не указано. Так и остается он лишь с инициалами... Но всё же остаётся!  

 

 

The twilight softly gathers

       'round my home among the hills,

And all nature soon will settle down to rest,

While I sit and sadly ponder

         and my heart with longing fills,

As I often think of one that I love best.

We were wedded in the June-time,

        and our hearts then knew no pain,

Fair nature seemed to smile on us that day;

Now she sleeps beneath the lilacs

        and she’ll ne’er come back again,

Where the silv'ry Colorado wends its way.

 

        Refrain:

There’s a sob on ev'ry breeze,

         and a sigh comes from the trees,

And the meadowlark now croons a sadder lay,

For the sunlight plays no more

         'round my cheerless cabin door,

Where the silv'ry Colorado wends its way.

 

The silv'ry snow is gleaming

         on yon distant mountain side,

Where we often used to wander, Nell and I,

And the birds are gaily singing

         in the valley far below,

Where I long someday to lay me down and die.

Then our lives were gay and happy

          in the shadow of the hills,

My heart beat fonder for her day by day;

And I feel her presence near me as I sit alone tonight,

Where the silv'ry Colorado wends its way.

 

        Refrain.