«A Little On The Rag-Time» (1900)

(Makes the Piano Talk)

 

Cake-walk, March and Two-Step by S.G.Kiesling

 

Хотя красочно оформленные ноты с этой некогда популярной танцевальной мелодией широко представлены на интернет-просторах, а саму тему с удовольствием играют музыканты-просветители, об авторе и издателе кекуока «A Little On The Rag-Time» совершенно ничего не известно. Не только годы жизни Кислинга не удалось отыскать, но даже и имени его мы не знаем – только инициалы. Сообщается лишь, что он был композитором, аранжировщиком и издателем популярной музыки, а основная деятельность его приходилась на последнее десятилетие XIX века. Упоминаются сочиненные и изданные им марши «The Overland March» (1894) и «Bergen Beach Schottisch» (1896), а также танцевальные «Yanky Dandy» (1901) и «Ragtime Reel» (1902). Кажется, всё... Не встречается имя этого композитора и в имеющихся в нашем распоряжении справочниках и дискографиях: возможно, его сугубо инструментальные сочинения так и остались не записанными на звуковой носитель. В то же время, если судить по состоянию нотной тетрадки, «A Little On The Rag-Time» имела успех и ноты не щадились музыкантами, а может, и самим танцующими...

Прибегнем к цитате из книги Элайджа Уолда (Elijah Wald) How The Beatles Destroyed Rock'n Roll (Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл), заодно помянув добрым словом Артёма Рондарева, переводчика этой книги на русский. Во второй главе автор рассказывает о состоянии популярной музыки на рубеже веков и, обращаясь к рэгтайму «At A Georgia Camp Meeting» Керри Миллса (Kerry Mills, 1869-1948), версии которого множество раз записаны оркестром Джона Филипа Сузы (Sousa's Band), пишет о кекуоке:   

Айда Овертон Уолкер и Джордж Уолкер, 1903 год«Маршировка и танцы – особенно танцы под ритмы африканского происхождения – могут выглядеть двумя противоположными полюсами человеческой активности, однако кейкуок свел их вместе. Пародия на "гранд-марш", который открывал большинство светских балов, кейкуок был танцевальным состязанием с пирогом в качестве приза, в котором пары маршировали рука об руку под музыку, и самая элегантная и яркая пара "забирала пирог". Чаще всего кейкуок исполняли непрофессионалы, но это был танец-шоу, а не социальный танец наподобие польки или вальса, и ассоциация его с ранним рэгтаймом может служить напоминанием о том, что, хотя я и назвал рэгтайм первым образцом современной поп-музыки, смена музыкальных предпочтений была процессом постепенным, без резких разрывов между прошлым и будущим. Во многом это была эволюция, в рамках которой белые люди из наблюдателей за черными людьми превращались в инстанцию, пытающуюся освободиться от социальных норм или модернизировать сами эти нормы через апроприацию черных стилей, – данный сдвиг можно описать как переход от минстрел-шоу к джазу. cakewalk_custom2.jpg

Разумеется, это опять упрощение, но оно хорошо иллюстрирует ключевую разницу между кейкуоком и, скажем, фокстротом. Перемена функции – от зрителя к участнику действа – совпала и с еще одной важной переменой в американской культуре: «черная» манера поведения стала общим знаменателем, сделавшись для евреев, ирландцев и выходцев из Центральной и Южной Европы способом ассимиляции в белый мейнстрим» (М.: Издательский дом «Дело», 2018. – С.62).

Вернемся к нашим нотам 1900 года и к примечательному рисунку, которым украшена обложка: к сожалению, нам неизвестно имя художника. Изображенные им чёрные танцевальные пары и любующийся ими белый и довольно немолодой партер поданы уважительно, без гротеска, часто встречающегося в подобных изданиях. Как видим, участники действа – танцоры и зрители – всё еще разделены, но зрители активны и, кажется, полны решимости поучаствовать в шоу... А за роялем, надо полагать, не кто иной, как Игнаций Ян Падеревский... Не знаю, исполнял ли великий поляк кекуок. Почему бы и нет: он тогда был в зените славы и играл то, что хотел...