«When Old Bill Bailey Plays The Ukalele» (1915)

Words and Music by

Charles R. McCarron and Nat Vincent

 

Композитор и сонграйтер Чарльз Расселл Маккэррон (Charles Russell McCarron, 1891–1919) прожил очень недолгую жизнь, но оставил после себя множество песен, включая и несколько блюзов, которые он успел написать, прежде чем скончался от воспаления легких 28 января 1919 года в возрасте 27 лет. Сочиненная совместно с Кэри Морганом (Carey Morgan, 1884-1960) «My Naughty Sweetie Gives To Me», увековеченная многими певцами и музыкантами, в том числе и великими, – вероятно, его наиболее известная вещь. Сколько бы ещё мелодий и песен мог сочинить Чарли Маккэррон, но... в мире бушевала страшная пандемия гриппа (пресловутая "испанка"), и талантливейший композитор-сонграйтер, находившийся в расцвете сил, стал одной из её бесчисленных жертв. Его коллега и соавтор по «When Old Bill Bailey Plays The Ukalele» – композитор и сонграйтер из Канзас-Сити, штат Миссури, Нэт Винсент (Nathaniel Vincent, 1889-1979) пандемию перенёс и прожил долгую жизнь. В начале тридцатых Винсент даже записался для Columbia как вокалист в дуэте с Фредом Ховардом (Fred Howard)...

Мы когда-то уже рассказывали о песне «When Old Bill Bailey Plays The Ukalele», но совсем не коснулись истории её происхождения, отметив лишь, что песня эта имеет отношение к набиравшему силу движению суфражисток. Но это далеко не всё, что можно сказать о совместной песне Чарли Маккэррона и Нэта Винсента...   

«When Old Bill Bailey Plays The Ukalele» продолжила тему, начало которой положил ещё в 1902 году композитор, сонграйтер, танцор и пианист-рэгтаймер Хьюго Кэннон (Hugo "Hughie" Cannon, 1877-1912), работавший в то время в баре одного из салунов Джексона, штат Мичиган (Jackson, Michigan), и сочинивший песню «Bill Bailey, Won't You Please Come Home», Билли Мюррейкоторую в продолжение всего 20-го века исполняли (да и сейчас исполняют!) на разных сценах самые выдающиеся певцы и музыканты. С того времени герой песни стал персонажем мифическим. Между тем Билл Бэйли (Willard "Bill" Bailey) – реальный человек и, как об этом сообщается, был частым посетителем бара и приятелем Кэннона, которому рассказывал байки, в том числе и о своих взаимоотношениях с женой Сарой (Sarah Bailey). В книге Дона Тайлера (Don Tyler) Hit Songs, 1900-1955 (McFarland & Co., 2007) сообщается, что Сара имела обыкновение выгонять мужа из дома из-за его частых кутежей и прочих скверных, на её взгляд, проступков. Но Билл каждый раз возвращался к Саре с повинной... Как-то после одного из таких домашних происшествий Хьюго одолжил несчастному Биллу несколько долларов, посоветовав пару деньков не возвращаться домой, сам же погрузился в размышления: а как бы поступила Сара, если бы прознала, что её муж вдруг сказочно разбогател? Наверняка бы умоляла его вернуться... Чем не сюжет для повествовательной песни! Так появилась рэгтаймовая баллада «Bill Bailey, Won't You Please Come Home» (Билл Бэйли, пожалуйста, вернись домой), которая в 1902 году вышла в издательстве Howley, Haviland and Dresser и которую вскоре записали сразу несколько известных сингеров, в том числе Сайлас Личман (Silas Field Leachman), Артур Коллинз (Arthur Collins) и Дэн Куинн (Dan W. Quinn), так что баллада имела грандиозный успех... Между тем когда Билл Бэйли принес домой копию только что изданных нот, чтобы обрадовать жену, то строгая Сара, едва взглянув на обложку, пришла в ужас! И её можно понять... В конце концов она рассталась с этим самым Биллом, предпочитая жить в одиночестве, и, кстати, у неё затем было много времени, чтобы пересмотреть свое отношение к популярной рэгтайм-балладе: Сара Бэйли умерла в 1976 году в возрасте 102 лет, о чем даже появилось сообщение в New York Times...

Вернемся теперь к нашей «When Old Bill Bailey Plays The Ukalele», копирайт на которую зарегистрирован в 1915 году... В сентябре 1915 года песню записали для Columbia участники the Peerless Quartet, и они же, спустя месяц, повторили её во время сессии для Victor. В том же октябре песню записал для Edison великолепный тенор Билли Мюррей (Billy Murray, 1877-1954). А в июне 1916 года очаровательная  Нора Бейс (Nora Bayes, 1880-1928) исполнила её для Victor. Известны также несколько инструментальных версий в исполнении популярных духовых оркестров.

Обратим внимание и на замечательную обложку, на которой веселый и беззаботный Билл Бэйли запечатлен сидящим на бревне и играющим на укулеле при Фирменный знак художника-иллюстратора Андрэ Де Такачалуне, в то время как за его спиной, услышав обворожительную мелодию песни, уже выглядывают из зарослей две нимфы... (Это, стало быть, и есть упомянутые в песне суфражистки!) Автор обложки – талантливый художник-иллюстратор, американец венгерского происхождения Андрэ Де Такач (André De Takacs, 1880-1919). Как и Чарльз Маккэррон, ноты песни которого он так удачно оформил, Андрэ умер в 1919 году: от сердечного приступа. Ему было всего 39 лет, но он успел оформить множество нотных обложек, создав яркие запоминающиеся образы (см. здесь) и став одним из наиболее успешных иллюстраторов своего времени. См. очерк о нем на сайте ragpiano.com.   

 

 

 

 

In Honolulu town, a man known miles around

Has turned things upside down,

They call him Old Bill Bailey.

Bill Bailey won his fame with his old guitar,

Ukalele is its name, in that land a far,

The ships 'way out at sea

Can hear his melody.

 

        Chorus;

When Old Bill Bailey plays the Ukalele,

Down in Honolula they do the "Hula Hula",

Ev'ry evening there they are swayin',

While he's playin' his Hawaiian guitar.

The ragtime motion even

Has the ocean bobbin' up and down,

Sometimes a whale gets feeling flip,

Wags his tail and sinks a battle ship,

When Old Bill Bailey plays the Ukalele

Down in Honolulu town.

 

Some Suffragettes went down

to Honolulu town.

Among those gals of brown

They tried a "Suffrage Movement".

The meetings that they held never lasted long:

Old Bill Bailey broke them up,

When he played a song,

For Suffrage they don't care

There's other "Move ments" there.

 

        Chorus.