«The Little Grey Mother Who Waits All Alone» (1915)

             (Мarch Ballad)

 

Words by Bernard Grossman

Music by Harry De Costa

 

Перед нами одна из ранних песен времён Первой мировой войны. Она была написана в 1915 году композитором из Нью-Йорка Гэрри Де Костой (Harry De Costa, 1885-1964) на слова сонграйтера из Балтимора, штат Мэриленд (Baltimore, MD), Бернарда Гроссмана (Bernard Grossman, 1885-1951) и, как указано авторами, по форме является маршевой балладой (Мarch Ballad). А по содержанию – это наполненная тихим пацифизмом песня, фокус которой заключен в припеве: в тщетной мольбе бедной одинокой матери, потерявшей на далекой войне сына (Please send back my son!), в её безмолвном упреке тем равнодушным властителям, которые развязали мировую бойню, и бесчувственным генералам, у которых на уме лишь одно – любой ценой выиграть очередное сражение... Нескончаемыми потоками иммигрантов Соединенные Штаты были в то время напрочь связаны с Европой, поэтому война на другом полушарии не была в Америке ни чужой, ни далекой и напрямую касалась миллионов людей, семьи которых оказались разделёнными: у многих переселенцев в то время родные, в том числе отцы и сыновья, воевали на фронтах, нередко по разные стороны траншей, и их гибель становилась общей трагедией американцев. Вот откуда антивоенная направленность песни... Когда спустя два года Соединенные Штаты вступят в войну, на первый план выйдут совсем другие мотивы, другие песни – ура-патриотические, призывные, наполненные героикой и победным пафосом. Они заглушат и неуместный во время праведной войны пацифизм, и тихие мольбы одиноких вдов и матерей, скорбящих о потере мужа, сына... На обложке нот мы видим поседевшую мать (the Grey Mother), ждущую вестей от своего сына и читающую строки из Священного Писания. В образе матери запечатлена знаменитая киноактриса Мэри Морис (Mary Maurice, 1844-1918). В августе 1915 года на экраны вышел художественный фильм The Battle Cry of Peace, в котором миссис Морис сыграла одну из главных ролей (Mrs. Harrison). Актрисе в то время было уже за семьдесят, и для миллионов американцев она явилась экранным воплощением матери (the best-loved of screen mothers), так что более удачной обложки трудно представить: профи из издательства M.Witmark & Sons отлично знали своё ремесло...             

Копирайт на «The Little Grey Mother Who Waits All Alone» был зарегистрирован в июле 1915 года, и в том же месяце балладу дважды (13 и 23 числа) записали дуэтом для Columbia и Victor баритон Фредерик Уилер  (Frederick James Wheeler, 1877–1951) – под псевдонимом James F. Harrison – и тенор Рид Миллер (James Reed Miller, 1880-1923) – под псевдонимом James Reed. Оба обладали великолепными голосами, были в своё время знаменитыми и востребованными и имеют огромные дискографии: их исполнение для Columbia можно прослушать здесь. А 22 сентября того же года балладу «The Little Grey Mother» записал для Edison Records тенор Джеймс Догерти (James "Jim" Doherty), так что вскоре она вышла как на диске, так и на цилиндре (Blue Amberol 2762). 

 

The toys that brought joy to her little boy

Are scattered about on the floor;

The sword that his father before him had used

Is gone from its place by the door.

The lad, like his dad, now is sleeping,

Far away, night and day, someone’s weeping.

 

         Chorus:

There’s a little grey mother who waits all alone,

In a chill dreary spot that was once Home,

            Sweet Home.

While Gen’rals are saying, “This fight must be won!”

She’s sadly praying, “Please send back my son!”

When the battles are over and peace once more reigns,

When the cost and the lost will be known,

Will kings give a thought to the heart-aches

           they’ve brought

To that little grey mother alone?

 

Each pray’r that she’d make was just for his sake,

She shared all his joys and his tears;

At thought of his manhood her heart beat with pride,

While dreaming of sweet future years.

But now there’s a brow marked with yearning,

For the boy who will ne’er be returning.

 

        Chorus.