125. Могила Дока Уолша у Lewis Fork Baptist Church, Северная Каролина

В северо-западной части Северной Каролины, в отдаленной и живописной местности древних Аппалачей, чуть в стороне от хайвей 421 стоит большая новая роскошная церковь – Lewis Fork Baptist Church. Юго-восточный вход в эту церковь является ещё и выходом, для многих прихожан самым последним, потому что от него ведет бетонная дорожка, по которой после траурной церемонии усопших провожают к расположенному за церковью кладбищу и там хоронят. По обеим сторонам этой дорожки установлены скульптуры двух приветливых белых ангелов: они словно принимают усопших из мира живых и препровождают их в царство мертвых... В конце мая 1967 года, когда здесь же состоялась траурная церемония и в последний путь проводили Доктора Коубла Уолша (Doctor Coble "Dock" Walsh, 1901-1967), здание церкви было другим, наверное, не было и этих ангелов, но сама церемония была примерно такой же. Так же хоронили здесь и родителей Дока – его отца Ли Уолша (Lee Walsh, 1856-1939) и мать Дайну Элизабет Уолш (Dinnah Elizabeth Goforth Walsh, 1862-1954) – и, наверное, их родителей и так далее, вплоть до первых Уолшей, прибывших когда-то в эти края из Европы... 

В биографических статьях о Доке Уолше иногда пишут как о the self-proclaimed Banjo King of the Carolinas (самопровозглашенном короле банджо обеих Каролин), что, конечно, неправда, потому что этому смиренному сельскому учителю и музыканту ничего подобного не могло прийти в голову. Так его решил именовать не кто иной, как предприимчивый Ральф Пир (Ralph Peer, 1892-1960), формировавший каталог музыки хиллбилли для компании Victor и активно продвигавший в 1927-1932 годах Уолша в составе стринг-бэнда the Carolina Tar Heels. Пир лучше всех знал, как привлечь покупателей своей продукции. Избалованные великими фолк-исполнителями, в том числе и банджоистами, они к концу двадцатых меньше чем «королей» своего дела не покупали. К тому же если уж действительно говорить о банджовых королях обеих Каролин, то в те годы неподалеку от мест обитания Уолша жил и вовсю творил великий новатор Чарли Пул (Charlie Poole, 1892-1931), о чем прекрасно знал и Ральф Пир, и сам Доктор Уолш.

Итак, Коубл Уолш родился 23 июля 1901 года на ферме близ незаметного местечка Льюис Форк (Lewis Fork, NC), Уилкис-каунти (Wilkes County), примерно в шестидесяти милях западнее крупного промышленного центра Уинстон-Сейлем (Winston-Salem, NC)... Ныне это селение называется Фергюсон (Ferguson, NC), и оно, к слову сказать, не такое уж незаметное, потому что вроде бы именно здесь родился пресловутый Томас Дула (Thomas "Tom" C. Dula, 1845–1868), предполагаемый убийца Лоры Фостер (Laura Foster), герой популярной фолк-баллады «Tom Dooley», сочиненной по следам этого запутанного преступления, и по сей день вызывающего неподдельный интерес у значительной части американцев. Так что места здесь хоть и тихие, но на события богатые, а значит, богатые на пищу для фольклора и на тех, кто этот фольклор несет дальше. 

Коубл был одним из восьми детей Ли и Дайны, и все они, как сообщается, в той или иной степени занимались музыкой. Сам будущий Доктор начал с четырех лет осваивать банджо, который ему смастерил старший брат из металлического контейнера от смазки тележных осей (an axle grease box). Будучи подростком, Док пел и играл на банджо на местном уровне, зарабатывая немного денег, затем дорос, чтобы играть на танцевальных вечеринках с друзьями или в одиночку, и смог заработать на настоящий банджо фирмы C.Bruno & Son Banjo, которым пользовался вплоть до своих первых записей в 1925 году. Но прежде чем оказаться в студии грамзаписи, Док поработал учителем средней школы, получив сертификат преподавателя. Тони Расселл (Tony Russell) в своей книге Country Music Originals (Oxford, 2007) называет Уолша «играющим на банджо школьным учителем» (a banjo-playing school teacher), и это куда точнее, чем «самопровозглашенный король банджо»... 

The Carolina Tar Heels / Clarence Ashley, Dock Walsh and Garley Foster. (wilkesheritagemuseum.com)По преданию, Док Уолш проникся идеей о собственной пластинке, после того как услышал балладу «Wreck On The Southern Old 97» (OKeh 40015), записанную в декабре 1923 года в Нью-Йорке гитаристом, харпером и сингером из Вирджинии – Хенри Уиттером (Henry Whitter, 1892-1941). Желая повторить успех Уиттера, Док написал письмо с предложением принять его для прослушивания и отправил его сначала в OKeh, а затем на адрес Columbia Records, но ответа не дождался. Не поддаваясь отчаянию, он оставил преподавательскую работу и весной 1925 года переехал в Атланту, Джорджия (Atlanta, GA), где обе компании должны были проводить очередные выездные сессии, и устроился на сезонную работу на одну из хлопковых плантаций. Спустя шесть месяцев(!) Док наконец добился прослушивания у Билла Брауна (Bill Brown) компаньона Фрэнка Уолкера (Frank Buckley Walker, 1889-1963) по организации и проведению полевых сессий Columbia Records на Юге.

Успешно пройдя прослушивание, 3 октября 1925 года Док Уолш провел свою первую сессию, записав под собственный аккомпанемент четыре песни: «The East Bound Train», «The Bull Dog Down In Sunny Tennessee», «Educated Man» и «I’m Free At Last». Во время записи Фрэнк Уолкер подкладывал под ноги сингеру подушки, чтобы приглушить стук его каблуков, что, кстати, было обычным делом в те годы... Сообщается, что после сессии Док Уолш, переполненный радостными чувствами, вернулся домой, преодолев триста миль! (Пешком?!) А вскоре в продажу поступили две колумбийские пластинки, и первой из них была Columbia 15047-D (смотри здесь)... Песни и баллады в исполнении Дока Уолша вызвали большой интерес у покупателей, и в апреле 1926 года Фрэнк Уолкер вновь ждал сингера в Атланте. В результате были записаны ещё шесть песен и баллад, вскоре изданные на Columbia, и особенным успехом пользовалась сочиненная Уолшем баллада «In The Pines», ставшая с тех пор классикой жанра. 

 

 

В дальнейшем Док Уолш как записывающийся фолк-музыкант был связан с компанией Victor и Ральфом Пиром, для которых он много записывался в 1927-1932 годах, оставив после себя значительную дискографию (см. сайт wirz.de). В отличие от Фрэнка Уолкера, Ральф Пир видел в Доке Уолше не столько соло-артиста, сколько участника стринг-бэнда, мода на которые широко распространилась во второй половине двадцатых. Так что за пять лет сотрудничества с Victor к Уолшу поочередно присоединялись гитарист, харпер и сингер Гвен Фостер (Gwen Foster, 1903-1954), гитарист и сингер из Бристола, Теннесси, Клэренс «Том» Эшли (Clarence "Tom" Ashley, 1895-1967), гитарист и харпер Гарли Фостер (Garley Foster, 1905-1968), образуя стринг-бэнд, вошедший в историю как the Carolina Tar Heels. 

В 1929 году Док Уолш женился на Энни Черч (Annie Church), они поселились в Северном Уилксборо (North Wilkesboro, NC), во все той же Уилкис-каунти, и у них один за другим стали рождаться дети. C началом Великой депрессии Док переквалифицировался в фермеры и, чтобы содержать растущую семью, разводил птиц. Позже работал продавцом в компании C. D. Coffey and Sons Auto Parts. Вместе с тем Док продолжал петь и играть на банджо, выступая в местных блюграсс-бэндах вместе со своим другом Гарли Фостером, а затем и с подросшим сыном Дрейком (Drake McCon Walsh, 1930-2010).

Photo by Archie Green, c. 1962В 1952-1953 годах вышла легендарная Антология американской народной музыки (Anthology of American Folk Music), подготовленная невероятным исследователем Гэрри Смитом (Harry Everett Smith, 1923-1991) и изданная Мо Эшем (Moses "Moe" Asch, 1905-1986) в трех коробках (3-box set) на Folkways Records. Поскольку Смит включил в Антологию пару песен Carolina Tar Heels, молодое послевоенное поколение, для которых это издание было настольным, узнало полузабытые имена Клэренса «Тома» Эшли и Дока Уолша. Так с началом Фолк-Возрождения пятидесятых-шестидесятых обоих ветеранов отыскали фанаты, после чего они вернулись на сцену и в студию грамзаписи. Это счастливое обстоятельство позволило им прожить еще несколько лет и оставить нам нетленные образцы музыкальной культуры Аппалачей, за что все последующие поколения музыкантов и любителей фолк-музыки будут всегда им благодарны. 

Док Уолш умер 28 мая 1967 года... «Том» Эшли скончался вскоре после этого, 2 июня. Чуть позже, 5 октября 1968 года, умер Гарли Фостер...

Доктор Уолш не был королем банджо, но он был безусловным новатором этого популярнейшего инструмента и закладывал фундамент, на котором строили свою игру будущие поколения банджоистов. Он стал известен тем, что играл на банджо в «стиле молотка» (claw hammer style), «трехпальцевым стилем» (three-finger style), а также тем, что, быть может, первым (или одним из первых!) применял перочинный нож, используя его вместо слайда, из-за чего его стиль называли «гавайским». Есть замечательная фотография уже пожилого Уолша, где он, удерживая пальцами левой руки перочинный нож, играет подобным стилем. И конечно, Док Уолш и его друзья-партнеры из  the Carolina Tar Heels во многом предвосхитили будущие музыкальные жанры и стили, в частности блюграсс... Их «Going To Georgia» просто феноменальна!