52. Кроуфорд, Миссисипи (Crawford, MS): родина Биг Джо Вильямса (Big Joe Williams), и его гитара в Чикаго

На представленных в этой серии фотографиях — небольшой городок Кроуфорд (Crawford, MS), расположенный на восточной окраине центральной части штата Миссисипи. Где-то здесь, на ферме Knoxford Swamp, 16 октября 1903 года родился Джозеф Ли Вильямс (Joseph Lee Williams), ставший в будущем одним из самых популярных блюзовых сингеров послевоенного времени, известным как Биг Джо Вильямс (Big Joe Williams). Его отцом был Джонни Мэй Когер (Johnny May Koger), а матерью – Кэрли Мэй Логэн (Carlee May Logan). Мы можем их видеть на уникальных фотографиях, которые во время встречи в 2009 году мне любезно предоставила сестра знаменитого блюзмена ‒ миссис Мэри (Ms.Mary).

Биг Джо Вильямсу, или Джо Ли, как называла брата миссис Мэри, мы посвятили несколько страниц в третьем томе Пришествие блюза, которые почти полностью приводим здесь:

 

«Всего у Джонни и Кэрли было шестнадцать детей, и Джо Ли был одним из них. Интерес к музыке у Джо проявился еще в пятилетнем возрасте, когда он начал обучаться игре на самодельной гитаре и флейте. По его словам, он сам смастерил свою первую гитару, использовав коробку, пару катушек и проволоку, а играл горлышком Johnny May Koger, the Father of Big Joe Williams. The Family Archiveиз-под бутылки виски, наглядевшись, как играют старшие… Вскоре Джо выучился играть на шестиструнной гитаре, а к двенадцати освоил гармонику, аккордеон и немного орган. Еще подростком он оставил отчий дом и в поисках заработка ездил по Миссисипи. Где только не побывал и кем только не работал, а начинал с опасной работы погонщика мула в трудовом лагере на строительстве дамбы-леви у Гринвилла... Кстати, погонщиком мула на строительстве дамбы одно время работал Скип Джеймс, и он вспоминал, насколько опасной и неблагодарной была эта работа. По выходным Джо играл и пел на вечеринках для своих же коллег-рабочих… Позже участвовал в медицинском шоу Дока Беннета (Doc Bennett Medicine Show) в Мобайле (Mobile, AL), штат Алабама. Сообщается, что еще в 1921 году Джо Ли записался для какого-то неизвестного лейбла в Новом Орлеане, но это сомнительно, и, скорее всего, информация об этом исходит от самого сингера, который в свои поздние годы наговорил о себе множество небылиц, да таких, что ему отказывались верить даже тогда, когда он говорил правду...

Carlee May Logan, the Mother of Big Joe Williams. The Family Archive...С 1922 по 1924 годы в составе Birmingham Jug Band Биг Джо участвовал в шоу Rabbit Foot Minstrels… В двадцатые часто работал с Литтл Бразер Монтгомери (Little Brother Montgomery) в увеселительных заведениях Миссисипи и Луизианы, а также с различными бэндами скитался по южным штатам, выступая на вечеринках и пикниках… Справочник Blues & Gospel Records сообщает, что 24 сентября 1924 года в мемфисском Peabody Hotel записаны две песни Джо Вильямса для Vocalion – "I Want It Awful Bad" и "Mr. Devil Blues", и в обеих ему подыгрывал харпер, предположительно Джед Дэвенпорт (Jed Davenport)...

...В конце двадцатых и в начале тридцатых Джо Вильямс разъезжал с Birmingham Jug Band по южным штатам, в основном по Алабаме, и в составе этого бэнда записался для OKeh в декабре 1930 года… Участники бэнда остаются неизвестными, на что указывают авторы Справочника Blues & Gospel Records, добавляя, что, по воспоминаниям Биг Джо Вильямса, в состав джаг-бэнда входили ‒ харпер Джейбёрд Коулмен (Jaybird Coleman); на гитарах и мандолине, кроме самого Джо, играли "Однорукий Дэйв" Майлс (“One-Armed” Dave Miles), некий Доктор Скотт (Dr.Scott) и Богус Бен Ковингтон (Bogus Ben Covington); в джаг дул некто "Ханикап" (Honeycup), а на стиральной доске играл некто по прозвищу "Новоорлеанский Слайд" (New Orleans Slide). Музыка получалась весёлая и шумная...

Ms.Mary, the Sister of Big Joe Williams.  The Family ArchiveВ тридцатых и сороковых Биг Джо записывался для лейблов Bluebird, Columbia, Chicago, а в пятидесятых для Trumpet и Vee-Jay, когда в партнерах у него были такие мастера ритм-энд-блюза, как харпер Сонни Бой Вильямсон Первый (John Lee “Sonny Boy” Williamson-I) и пианист Мемфис Слим (Memphis Slim), – эти записи сотнями тысяч продавались черным потребителям.

Однако слава и признание пришли к Биг Джо Вильямсу в начале шестидесятых во времена Фолк-Возрождения, когда интерес к кантри-блюзу подогревался "открытием" старых блюзовых сингеров. В это время за Биг Джо буквально охотились устроители фолк-фестивалей и менеджеры грамзаписи из различных лейблов. Хитроватый Биг Джо тотчас отозвался на запрос нового времени, принимал сыпавшиеся на его голову предложения, был легок на подъём и не ленился, – в результате стал одной из популярнейших фигур блюзовой и фолковой сцены шестидесятых.

Его записывали десятки раз, и эти записи издавались многотысячными тиражами как в Америке, так и в Европе. Имеются видеоматериалы, на которых внешне неповоротливый, неуклюжий, неуютно чувствующий себя на сцене полноватый старичок тотчас преображается, как только в его руках оказывается уникальный девятиструнный инструмент, приспособленный им для собственных выступлений. И тогда толстые пальцы Биг Джо безошибочно порхают по струнам с легкостью молодой арфистки, вызывая удивление и восторги молодых слушателей… С такой же легкостью он сочинял всевозможные истории, которые доверительно, с серьезным видом, рассказывал наивным интервьюерам. Вечно недовольный, всегда ворчащий, высказывающий бесконечные претензии всем вокруг, в том числе издателям, исследователям и коллегам-музыкантам, – таков был Большой Джо, имевший с молодости прозвище "Бедняга" (Poor Joe). Но именно этими безобидными качествами он притягивал к себе толпы поклонников, и я, признаюсь, также принадлежу к их числу, из-за чего уже трижды побывал в далеком Кроуфорде и однажды даже встречался с его девяносточетырехлетней сестрой в её доме на улице Мартина Лютера Кинга

Ничего особенного мне миссис Мэри не рассказала, вообще почти ничего не говорила, лишь одобрительно кивала на мои реплики. Когда же я обратил внимание на висящий на стене плакат с новоизбранным президентом Бараком Обамой и его семьёй, миссис Мэри едва заметно улыбнулась: мол, дождалась-таки, когда наш, чёрный, станет самым главным человеком в Америке. И эта улыбка чернокожей женщины, прожившей почти век и ещё заставшей громкое эхо рабства, – самая высшая оценка события, произошедшего в Америке осенью 2008 года…

А неподалеку от дома миссис Мэри, на соседней Sugar Hill Street, сохранилось место, еще не полностью заросшее травой, где когда-то стоял крохотный вагончик – неизменное жилище её родного братца, вечно странствующего блюзового сингера, самого знаменитого жителя безвестного Кроуфорда. И у соседа в огороде всё еще торчит вбитый в землю колышек, к которому был привязан этот вагончик, словно его могли унести, пока Биг Джо ездит с концертами по всему миру… Хотя, могли умыкнуть и вагончик. Так, несколько лет назад некий "исследователь блюза" приехал в Кроуфорд, добился встречи с миссис Мэри, расспросил о том о сем, вызвал к себе расположение и, прознав, что знаменитая девятиструнная гитара находится здесь же, в доме, предложил за неё аж пятьсот долларов! Нуждающаяся в деньгах пожилая женщина, немного поразмыслив, продала бесценную блюзовую реликвию, след которой тотчас простыл…

Повторю, с середины пятидесятых и почти до самой своей кончины в конце 1982 года Биг Джо Вильямс активно выступал и записывался, так что его дискография насчитывает огромное количество выпущенных альбомов, теперь уже издаваемых на компакт-дисках, и продолжает расти, и кажется, что в этом с Биг Джо Вильямсом соперничать не может никто. Кому достаются гонорары с продаж – не известно, потому что его родная сестра и ближайшие родственники в Кроуфорде живут более чем скромно…

Похоронен Биг Джо в глухом месте, на частной огороженной территории, примерно в десяти милях западнее Кроуфорда у самой Crigler Road, так что прямо с дороги можно увидеть его надмогильный памятник. Конечно, отчаянного ценителя блюза ничто не остановит, и он, преодолев колючую проволоку, обязательно подойдет к могиле старого сингера, чтобы низко поклониться его праху…»

 

                                                         *   *   *

 

Несколько слов о гитарах, на которых Биг Джо Вильямс играл с конца пятидесятых. Их у блюзмена было несколько, и каждую он приспосабливал «под себя»: переделывал в девятиструнную, ставил звукосниматели, что-то прикручивал, привинчивал, приклеивал, притягивал скотчем... Оттого его гитары всегда выглядели немного странно и вызывали особенный интерес. Носил он их очень бережно, а возил в багажнике автомобиля, в котором также все устроил для перевозки гитары. Одну из гитар Биг Джо подарил Бобу Койстеру (Bob Koester), который записывал блюзмена для Delmark Records. Теперь эта гитара, как дорогая реликвия, находится в магазине Record Jazz Mart в центре Чикаго. Как мог, я ее сфотографировал. Кроме того, можно увидеть и услышать эту гитару здесь:

 

 

Судьба следующей гитары, не менее знаменитой, с которой Джо записал несколько альбомов и с которой на одном из представленных снимков запечатлена миссис Мэри, весьма печальна. Её, как мы уже знаем, по дешевке купил у нее некий проходимец, так что след этой гитары простыл...

А последняя гитара, совершенно новая, на которой Биг Джо играл до последних своих дней, хранится у родственников.