Юрий Афанасьев, Лен Карпинский, Марина Огородникова. «Мышление без “погон“ » (1988)

Статья «Мышление без погон» появилась в «Московских новостях» от 25 сентября 1988 года, вскоре после визита в Набережные Челны публициста Лена Карпинского и историка Юрия Афанасьева. Оба интеллектуала были в то время известны лишь узкому кругу интеллигенции.

 

*  *  *

 

Демократия – не только допустимость разногласий. Ценность демократии в том, что она позволяет

вырабатывать осмысленное согласие.

 

Мозг включается с удовольствием

 

Пять с половиной лет действует в Набережных Челнах политклуб, с недавнего времени носящий имя Николая Бухарина. Официальных членов объединения около пятидесяти, но присутствовать на дискуссиях может каждый желающий. Желающих не мало: за все годы через клубные занятия прошло больше тысячи человек. Особенно насыщенным был последний год, в течение которого клубом проведены две теоретические конференции. Одна из них – впервые в стране – была посвящена роли Николая Ивановича Бухарина в истории советского общества.

Что же влечет людей в одну из комнат Дворца культуры КамАЗа, где собирается политклуб?

Объясняют сами члены клуба. Слесарь КамАЗа Исмагил Хабибуллин:

«Когда я впервые попал на заседание, честно признаюсь, был ошарашен. Гласность гласностью, но надо и меру знать. Потом подумал: а какую, собственно, меру и каким таким мерилом она установлена? Просто не привыкли мы к свободному обмену мнениями. Сейчас воспринимаю свободу мысли как должное».

Председатель профкома литейного завода Валерий Стародубцев:

«В клубе узнаю всё самое важное из последних событий. Потом, здесь можно услышать просто оригинальные мысли и высказать свои – мой мозг с удовольствием включается в эту работу».

Секретарь Автозаводского райкома ВЛКСМ Дмитрий Ширков:

«Если вспомнить, каким я был всего два года назад, то разница огромная. Понял, что представления не имел об общественных науках, все заменяло политическое суеверие, своей позиции не было».

Казенным речам под грифом «Есть мнение» клуб противопоставил непринужденный обмен мнениями. «Погон» в клубе не носят. Говорят все, кому есть что сказать, но приглашают говорить и тех, кому пока сказать особенно нечего. Рядом с любым мнением ценится просто сомнение. Некоторые новички порой высказываются беспомощно. Не сразу, не все сразу! Как и наша экономика, идеологическая жизнь десятки лет лежала в «гипсе» примитивных стереотипов, и ей еще предстоит учиться уверенным движениям.

Порок, как известно, состоял в уподоблении образа мыслей в обществе иерархическому образу действий в административной структуре. В самом строе мышления засела вездесущая табель о рангах. Крупные титулы принимались за крупные умы как бы «по совместительству», и близость к истине измерялась близостью к начальству. На такой почве идеологический процесс превращался в непрерывный рапорт о верноподданнических чувствах, а вместо самостоятельных мыслей процветали тренированные толкователи. Идеологическая деятельность, по существу, становилась частью сферы услуг, особо предназначенных для поддержания душевной бодрости бюрократии. Но как же по-разному бытие воздействует на сознание! Сознание одних послушно склоняется перед действительностью, сознание других активно ее оспаривает.

В клубе имени Н.И.Бухарина твердо запомнили и взяли за принцип: «ни слова на веру». Работают с первоисточниками, научной литературой, стенограммами съездов и пленумов партии, изучают тексты современных «перестроечных» авторов – политических деятелей, экономистов, социологов, публицистов. В клубе готовы дать отпор любым попыткам «очернить» реальные достижения социализма. Только не до, а в результате дискуссии, после открытого сопоставления доводов и оценок. И лишь в том случае, если в итоге обсуждения возникнет убеждение, что речь идет о достижениях и в самом деле реальных, а не мнимых.

Частый гость на занятиях клуба – преподаватель кафедры политэкономии Камского политехнического института Равиль Талипов вынес для себя: «Прошли времена, когда можно было спокойно черпать готовую "мудрость" только из одобренных сверху монографий».

Вместе с гласностью новое политическое мышление без спроса  проникает  в толщу народа, подмывая монополию особого круга лиц на избранные виды знания.

                        

Конечный продукт – истина

 

Сам по себе догматизм, как думают в клубе, еще не главный враг. Хуже всего именно апологетика, порождаемая авторитарностью и ведущая к атрофии мысли, распаду нравственных устоев. Вместо цельного мировоззрения накапливается хроническое миронедопонимание, что и обнаружилось с приходом гласности. Конечным продуктом идеологического процесса, уверены члены клуба, должна быть Марина Огородниковаистина, а не лучезарный показатель, выведенный для удовольствия начальства и умиротворения подчиненных. Таким образом, перед нами нечто более важное, чем опыт добровольного политсамообразования группы молодых людей в рабочем городе Набережные Челны. Речь, по существу, идет о стремлении самодеятельного объединения овладеть политической культурой самостоятельным путем. Самостоятельным, но не кустарным. По команде духовная деятельность не развивается, командой ее можно только пресекать, затыкая рты. Единственный способ позитивного воздействия на духовный процесс – воодушевление высшим духовным образцом. Здесь необходимы властители дум, а не просто властители. Нужны профессиональные авторитеты, за которыми стоят знания действительно несомненные. «Если я хочу, чтобы дверь вращалась, петли должны быть неподвижными», – замечал по этому поводу Витгенштейн. Отметать предшественников, мня себя этакими «социальными колумбами», считается в клубе просто глупым. В число наставников вошли и так называемые «шестидесятники» – представители поколения, о котором здесь говорят: «с разбегом, но без прыжка». Разбег все же был в том направлении, в котором мы сегодня движемся. Трясина застоя не смогла засосать всех самобытных, думающих людей. Их вычислили, изучая страницы газет и журналов. Нет нужды перебирать всех, с кем клуб установил прямые связи. Для примера можно упомянуть о приезде авторов «Нового мира», шефствующего над КамАЗом, писателя Владимира Орлова и публициста Василия Селюнина. Автоград – не академгородок. Но теперь и в его сторону посмотрели ученые, которых заинтересовали выполненные в клубе исследования по истории и актуальным проблемам социалистического общества. Нельзя считать малозначительным и тот факт, что на конференцию, посвященную Николаю Бухарину, приехали приглашенные из Москвы, Казани, Уфы, Таллина, Ульяновска и других городов.

 

Слово - тоже дело

                       

Инициативный очаг политического разумения в Набережных Челнах вполне доказал свою общественную значимость. Однако и поныне слышатся в адрес клуба, как и других подобных самодеятельных объединений, покрикивания: «Дело надо делать!» Памятка для членов клуба отвечает: «Преодоление собственного невежества и обретение знаний, формирование нового миропонимания и овладение политической культурой мы считаем в высшей степени практическим делом».

Но в клубе вовсе не только дискутируют. Городской фонд молодежной инициативы – детище клуба. Впоследствии он вырос в экспериментальное объединение «Центр», включающее на хозрасчетных началах многие любительские группы. Один из лидеров клуба Алексей Калачев – председатель этого объединения. Член клуба Владимир Зезетко – одновременно председатель МЖК, глава городского попечительского совета по проблемам детского сиротства и руководитель строительного кооператива. Активисты клуба – политинформаторы в цехах КамАЗа. Да и в своих дискуссиях клуб вовсе не витает в облаках. Обсудив, допустим, «приметы бюрократа», клуб обращается к теме «городская газета и путь её улучшения», а после детальной проработки, скажем, «крестьянского вопроса в период нэпа» в центре внимания клуба оказываются «проблемы подростков в городе».

Этого мало? Да, мало, – решили в клубе.  Увеличилось количество слушателей, новички должны начинать с азов. Накопленный опыт позволяет клубу организовать при себе школу политической учебы. Она будет состоять из четырех секций: политэкономии, философии, истории, искусствоведения. Помимо школы, планируется организовать музей, при нем – библиотеку редких книг и читальный зал.

             

Структура для творчества

             

Что ещё показывает инициатива в Набережных Челнах?

Вернемся к моменту её возникновения – в те времена, когда новорожденный клуб был, по выражению журналиста, «обвешан ярлыками, как дорожный чемодан». Кое-кто углядел в клубе «альтернативу» комсомолу. Между тем клуб родился как объединение комсомольских активистов, ими самими задуманное. Всем хорошо известна «кухонная политсеть», которая, в отличие от официальной, долгие годы служила нашими университетами. Едва покинув казенные стены, участники официальных, в том числе и комсомольских, словесных хороводов как бы преображались. Секрет – в преобразовании внутренних связей между людьми. Едва перестает давить связь авторитарная, тут же раскрепощается и заявляет о себе связь равноправная. Там умы съеживаются под пломбой жестокого расписания дозволений и запретов, здесь Лен Карпинский и Юрий Афанасьев на заседании политклубаэти же самые умы, выхваченные из иерархического соподчинения, свободно развертываются в избранном проблемном поле. Не для всех должность в аппарате райкома или горкома – лишь ступень карьеры. Клуб представлялся его основателям как вычленение и сплочение людей творческих. В том-то и дело, что обе структуры не противоборствуют и даже не особенно отделены друг от друга. Скорее, они «заходят» одна в другую, улучшая общую работу с помощью специфических средств каждой. Клуб так же обязан комитетам комсомола, как комитеты – клубу. Клуб выжил благодаря комсомолу, комсомол заметно ожил благодаря клубу. В трудную пору клуб защищал первый секретарь горкома ВЛКСМ Ринат Каримов, а теперь председатель клуба – его преемник Фарид Башаров. Комсомольские кадры в клубном организме прибавили в духовности, клубный организм заимствовал немалую долю организаторской энергии у кадров комсомола. Когда корреспондент итальянской газеты «Унита» Джульетто Кьеза, находясь в гостях у  политклуба и ознакомившись с его деятельностью, спросил: «Позвольте, но чем тогда занимается комсомол?» Ему ответили: «Мы клуб от Союза молодежи не отделяем».

             

                                                            *   *   *

             

В нынешнем году инициативные поиски на местах как бы вписались в высокоавторитетный опыт всесоюзного масштаба. Наиболее впечатляющий  итог ХIХ партконференции, как это видно из многочисленных откликов, заключен в самом её образе – образе открытой  дискуссии, позволяющей найти взвешенное согласие через выявление разногласий и анализ различных точек зрения. Ораторы обращались к залу без боязливой оглядки на президиум, свидетельствуя этим о факте пробуждения народа. Практически состоялось важнейшее решение: о создании в политической системе общества новых, противостоящих иерархическому мышлению, дискуссионных структур с партийными институтами в основании. Провозглашено право не только получать, но и открыто обсуждать предоставленную сполна информацию. Теперь не в том ли задача, чтобы укоренить устойчивые формы и развить прочную традицию таких открытых обсуждений?          

                          

                                                             Набережные Челны – Москва

 

Афанасьев Ю., Карпинский Л., Огородникова М. Мышление "без погон" // Московские новости. – 1988. – 25 сентября. – С.8-9.